Существует красивая версия происхождения надписи на реверсе медали, наиболее подробное ее изложение находится в книге воспоминаний генерала А.А. Игнатьева В то время он капитан, вернувшийся из Манчжурии, рассматривает выданную ему медаль:
![]() | Медаль представляла, собой плохую копию медали за отечественную войну, бронзовую вместо серебряной; на обратной стороне, её красовалась надпись «Да вознесёт вас господь в своё время». – «В какое время? Когда?» – пробовал я спросить своих коллег по генеральному штабу. – «Ну что ты ко всему придираешься?» – отвечали мне одни. Другие, более осведомленные, советовали помалкивать, рассказав «по секрету», до чего могут довести услужливые не по разуму канцеляристы. Мир с японцами еще не был заключен, а главный штаб уже составил доклад на «высочайшее имя» о необходимости создать для участников манчжурской войны особую медаль. Царь, видимо, колебался и против предложенной надписи: «Да вознесёт вас господь» – написал карандашом на полях бумаги: «В свое время доложить». Когда потребовалось передать надпись для чеканки, то слова «в свое время», случайно пришедшиеся как раз против строчки с текстом надписи, присоединили к ней. | ![]() |
Книга А.А. Игнатьева не единственная, где изложена эта версия происхождения надписи на медали в память русско-японской войны, писатель Д.Н. Семеновский приводит ее в своих воспоминаниях со слов А.М. Горького.
Эта версия стала общепринятой, и никто в ней не усомнился и не пытался ее проверить. Но есть документы развеивающие эту легенду.
В фондах Российского Государственного Военно-Исторического архива, известным исследователем В.А.Дуровым был обнаружен, проект медали с пометками самого Николая II[3]:
![]() | На предложенном для рассмотрения рисунке изображалось два варианта лицевой стороны и пять – оборотной стороны проектируемой медали. Император поставил крест рядом с одним из вариантов лицевой стороны (лучезарное всевидящее око, ниже даты «1904-1905»), который, будучи таким образом утвержден, перешел и на металлический образец. Парный к лицевой стороне рисунок оборотной стороны медали царь перечеркнул тем же карандашом, а в верхней части листа начертал: «Да вознесёт вас господь в своё время», что и стало текстом медали. | ![]() |
Изображения лицевых и оборотных сторон соединены тонкими линиями, что позволяет судить о том, какие варианты медали предлагались к утверждению:
1) аверс: изображение Всевидящего Ока, внизу по окружности даты; реверс: надпись «На тя Господи уповахом, да не постыдимся вовеки»;
2) и 3) аверс: то же изображение; реверс: варианты реплик стиха из послания Святого Петра;
4) аверс: изображение Всевидящего Ока; реверс: надпись «На тя Господи уповахом, да не постыдимся вовеки», ниже – даты;
5) аверс: то же изображение; реверс: надпись «Да будет воля Твоя» и даты под разделителем.
Причины, по которым были отклонены 1-й, 4-й и 5-й варианты – понятны: первые два представляли собой механический гибрид медалей в память Отечественной войны 1812 года и в память войны 1853-1856 гг., а последний имел столь бессильно-пессимистическую надпись, что она вряд ли подходила для медали, предназначенной для массовой раздачи.
Появление надписи «Да вознесёт вас господь в своё время», на медали не было следствием случайности. Эта надпись взята в «Первом соборном послании Святого Апостола Петра», где сказано: «Итак, смиритесь под крепкою рукою Божию, да вознесет вас в свое время». На медали помещена реплика второй части этой фразы – пожелание награжденным удостоиться после смерти (каждому в свое время!) Царствия Небесного.
Император знал этот фрагмент Священного Писания, и история, изложенная А.А. Игнатьевым не имеет под собой основания. Но все равно эта легенда продолжает использоваться в статьях, где описывается эта медаль и сторонники ее приводят главный аргумент - медали с надписью «Да вознесет вас господь» которые существуют в действительности, причем изготовлены во всех предписанных металлах. Ниже приводятся изображение некоторых таких медалей, но все они носит явные признаки частного изготовления.
Скорее всего эти медали, с неправильной легендой, изготовлены частными фирмами для коллекционеров.
Введение банта к медали
Ещё одной инициативой Императора в части награждения участников русско-японской войны явилось введение банта к медали в память этой войны. 7 февраля 1906 года обсуждение этого вопроса было поручено провести Главному Штабу, который первоначально предложил предоставить право ношения банта
![]() | исключительно лицам, принимавшим действительное участие в сражениях с Японцами и притом только раненым, но не контуженным или оставшимся невредимыми, а равно всем строевым чинам Порт-Артурского гарнизона, бывшим в крепости во время осады[4]. | ![]() |
Непонятно, чем руководствовались чины Главного Штаба, предлагая разделить гарнизон блокированной крепости по чисто формальному признаку. Такое предложение может разве что не лучшим образом характеризовать степень их осведомлённости о реальной боевой жизни войск.
Капитул Орденов, заключение которого Главный Штаб запросил 13 февраля 1906 года, в своем отношении 14 февраля, во-первых, совершенно справедливо обратил внимание адресата на то, что
![]() | нередко полученные в бою контузии, по своим последствиям, влекут за собою более тяжкие страдания, чем легкое ранение, поэтому включение всех контуженных в одну категорию с ранеными представлялось бы вполне желательным, и, во-вторых, предложил право ношения банта кроме чинов порт-артурского гарнизона распространить и на некоторые войсковые части из состава Манчжурской армии, особо отличившиеся в кровопролитных боях этого театра военных действий (Тюренчен, Ляоян, Шахэ, Путиловская сопка и т. п.). Нередко таковые части при упорной многодневной обороне позиций и атаках неприятельского расположения теряли свыше 1/2, 2/3 и более своего состава[5]. | ![]() |
Из документа нельзя понять, было ли последнее предложение Капитула следствием неведения его чиновников о существовании коллективных воинских наград или попыткой введения индивидуальных внешних отличий для чинов, состоявших в воинских частях в то время, когда эти части проявили боевую доблесть, но дальнейшего развития оно не получило.
В письме, отправленном 17 февраля 1906 года в Главный Морской Штаб, заключение которого по этому вопросу также требовалось для подготовки доклада Императору, Главный Штаб, хотя и привел мнение Капитула Орденов, но продолжал настаивать на своей точке зрения:
![]() | В некоторых, случаях, конечно, серьезности контузий отрицать нельзя, но тем не менее, согласиться на огульное приравнение контуженных к раненым нет никаких достаточных оснований, а для награждения целых частей войск, оказавших, во время войны примерное мужество и храбрость законом установлены особые знаки отличия, как георгиевские знамена и штандарты, георгиевские серебряные трубы и рожки, «походы» за военное отличие, знаки на головные уборы и друг[ие], а поэтому Главный Штаб, в целях выделения лиц, бесспорно пострадавших, из общей массы участников минувшей кампании, считает более правильным и вполне справедливым предоставить право ношения упомянутого выше банта ТОЛЬКО ЛИЦАМ, ПОЛУЧИВШИМ РАНЕНИЯ В СРАЖЕНИЯХ С ЯПОНЦАМИ[6]. | ![]() |
В ответ Главный Морской Штаб 25 февраля 1906 г. несколько меланхолически сообщил, что
![]() | Морской Министр со своей стороны вполне присоединяется к предположению Главного Штаба о предоставлении права ношения банта <...> только лицам, получившим ранения в сражениях с Японцами и вместе приказал просить не отказать в проекте всеподданнейшего о сем доклада упомянуть лиц морской администрации и в Порт-Артуре и чинов флота – участников войны[7]. | ![]() |
Не оставляет сомнений, что доклад Военного Министра отражал прежде всего точку зрения Главного Штаба, однако Император принял во внимание и мнение Капитула Орденов. Поэтому Высочайшим повелением 1 марта 1906 года право ношения банта при медалях в память русско-японской войны из присвоенной этим медалям ленты было предоставлено
![]() | всем лицам, получившим ранения и контузии в сражениях с японцами[8]. | ![]() |
13 августа 1911 года, было объявлено, что
![]() | Его Императорскому Величеству <...> благоугодно было Всемилостивейше соизволить на предоставление права ношения при медалях, учрежденных в память всех минувших войн и походов, банта из присвоенной этим медалям ленты всем лицам, получившим ранения и контузии в сражениях, подобно тому, как это с Высочайшего соизволения установлено для участников Русско-Японской войны[9]. | ![]() |