Предпосылки создания и первые опыты мультипликации.




Родоначальником мультипликации является Эмиль Рейно, который 30 августа 1877 года запатентовал своё изобретение, получившее название праксиноскоп - оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.

Но до него было ещё несколько предшественников, способствующих появлению данного прибора.

Первые опыты по проецированию изображений были сделаны ещё в древности. В 1646 г. немецкий иезуит Афанасиус Кирхер обобщил в своей работе «Великие искусства света и теней» весь накопленный в этой области опыт и описал принцип действия волшебного фонаря.

Волшебный фонарь служил для проецирования через систему линз на белую поверхность (экран) увеличенного изображения какого-нибудь небольшого предмета, чаще всего прозрачной пластинки с нанесённым на ней рисунком. Волшебный фонарь можно считать первым прообразом кинематографа, в котором ещё нет передачи движения.

С конца 19 века уменьшенные версии также выпускались массово в качестве игрушек. Волшебный фонарь широко использовался с 18-го века до середины 20-го века, пока его не заменила компактная версия, которая могла вместить множество 35-миллиметровых фотографических слайдов

 

Следующим устройством, ставшим не мало важным в истории появления анимации является фенакистископ.Прибор со сложным названием, но простой конструкцией был изобретён в 1832 году бельгийским физиком Жозефом Плато.

Это был первый аппарат, демонстрировавший иллюзию движения с помощью персистенции (свойство глаза запоминать изображения). Он состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На круге нарисованы фигуры в разных фазах движения. танцующая пара, боксёры на ринге, или например скачущая лошадь – самые популярные сюжеты этого времени.При вращении круга цикл статичных изображений сливается в один движущийся рисунок, то есть оживает. Эту оптическую игрушку можно считать предком современной мультипликации.

Оптическая игрушка завоевала популярность не только среди детей, но и среди взрослых. Буквально через год после его изобретения, в 1833 году в Лондоне выпуск фенакистископов начался в промышленном масштабе.

В 1834 г. Уильям Джордж Хорнер изобрёл зоотроп - цилиндр с вертикальными прорезями, так же оказавший влияние на появление мультипликации. По сути, зоотроп — прямое развитие фенакистископа. По внутренней кромке открытого сверху барабана идёт что-то подобное современной киноплёнке — лента с последовательными картинками, над которыми проделаны вертикальные щели. Когда барабан вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры» — сливаясь, они образовывают короткий мультфильм. В отличие от фенакистископа, зоотроп не требовал зеркала — зритель просто раскручивал барабан и смотрел на него снаружи.

 

 

Так, используя опыт предшественников, скрестив два прибора, преподаватель Шарль-Эмиль Рейно в 1877 году запатентовывает прибор, названный им праксиноскопом.Выделяющейся особенностью устройства была плавность изображения.

Аналогично зоотропу, в новом устройстве по окружности большого цилиндра шла лента, на которой были размещены «кадры» мультфильма. Щелей в устройстве не было, зато был внутренний маленький цилиндр, обклеенный зеркальцами. Каждое зеркальце располагалось напротив «своего» рисунка. При вращении человек смотрел поверх внешнего цилиндра и в отражение зеркальца видел движущиеся картинки.

Далее Рейно принялся совершенствовать свой прибор. Сначала он прикрепил к барабану щиток со зрительным окошком по размеру картинки, чтобы зритель смотрел только в одно зеркальце и у него не мельтешило в глазах.

В 1880 году Рейно придумал «оптический театр» - способ «трансляции» мультфильмов не для одного человека, а для целого зала зрителей. Чёткое изображение на зеркале - экране позволило скрестить праксиноскоп с камерой - обскурой и получить кинокартинку. Проблема была в ограничении количества кадров двенадцатью.

В 1889 году, Рейно усовершенствовал свою конструкцию путём увеличения барабана и создания почти что настоящей киноплёнки. Каждый кадр рисовался отдельно на тонкой пластинке из желатина, затем пластинки скреплялись — таким образом Рейно получал «плёнки» длиной до 600 кадров.


28 октября в 1892 году, достигнув немалых успехов в создании движущихся картинок, Эмиль Рейно демонстрирует публике первый мультипликационный фильм «светящиеся пантомимы». Это был некий сборник небольших сюжетов, которые в совокупности не превышали 15-20 минут. Известно пять мультфильмов Рейно, но до нашего времени лишь частично дошли его «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабинки».Действия в его мультфильмах сопровождались звуками, как бы стараясь соответствовать изображению на экране.

«Вокруг кабинки» состоит из ряда сцен на пляже с двумя рядами кабинок для переодевания и трамплином для прыжков в воду. Два персонажа ныряют в воду с трамплина, а затем появляются на пляже. Женщина начинает играть с небольшой собакой, а затем к ней присоединяется мужчина. Два человека играют на пляже, после чего переодеваются в купальные костюмы и входят в воду. Они качаются на волнах, после чего выплывают за пределы кадра. После этого проплывает мужчина на лодке.

«Бедный Пьеро» — история о даме, сердце которой пытаются завоевать Пьеро и некий кавалер, издевающийся и насмехающийся над романтичным главным героем. К сожалению, сохранилось лишь 5 из 15 минут мультфильма.

 

История праксиноскопа завершилась трагически. Когда в 1895 году рождается кинематограф - приковывающий взгляды, новый, стремительный в производстве и менее затратный - дело первого французского мультипликатора не выдерживает конкуренции Рейно понимает, что его конструкция не может соперничать с быстро развивающимся кинематографом, после он уничтожает и свой аппарат, и все свои ленты, кроме двух.

 

Тогда Эмиль Рейно не знал, что анимация, со временем, встанет в одном ряду с кинематографом.Но его вклад мультипликации, в развитие культуры и общества будет несоизмеримо велик.

Эмиль Рейно стал первым, кто заменил в барабане цикловые рисунки, которое демонстрировали изображения, создав длинную ленту с сюжетом.Так же он был первым, кто нашёл метод «одушевления» рисунка, применил «повтор» движения и провёл опыты с синхронизацией звука.

 

Несмотря на то, что, кино быстро превратилось в сильного, непобедимого соперника для мультипликации, его огромный успех и массовое распространение позволили мультипликаторам использовать технические и экономические достижения кино в свою пользу. Мультипликаторы присоединились к сфере кино, отвоевав себе небольшое, но стабильное место в кинопрокате.

Первые мультфильмы по аналогии с первыми фильмами создавались с целью поразить зрителя необычностью изображаемого на экране действа.

 

Так, например, мультфильм Джеймса Стюарта Блэктона «Очарованный рисунок» (The Enchanted Drawing), сделанный в 1900 г. – это скорее театрализованное представление трюка, где художник рисует на холсте изображение, которое оживает и взаимодействует с художником.

Уже к 1910-ым годам мультипликация развивается в самостоятельную целостную отрасль производства, преодолевая этап единичного производства. Художники привлекают помощников для прорисовки сотен изображений, которые требуется нарисовать даже для простенькой короткометражной анимации. Появляются первые студии анимации, занимающиеся исключительно созданием мультипликационных фильмов.

Анимация к этому времени уже приобрела оригинальное творческое воплощение – сформировались различные стили мультипликации, персонажи стали одухотворённее и сложнее, сюжеты стали сложнее и уникальнее. Мультипликаторы поняли, что сила анимации в том, что сначала казалось её минусом – в её нереалистичности, в возможности изображать фантазии, далёкие от обыденности.

 

В 1907 году -Эмиль Коль - французский художник, карикатурист, начал заниматься оживлением рисунка в кинематографии методом покадровой съёмки, раскрыв «тайну» Стюарта Блэктона. Эмиль Коль был учеником известного художника Андре Жилля, до начала своей работы в кино он выполнял иллюстрации в различных журналах в виде рассказа в картинках без подписей. Острый и способный выдумщик, Коль отличался чрезвычайно лаконичным и выразительным рисунком.Так же он был талантливым литератором, придумывавшим для рисунков сюжеты, а для своих фильмов - сценарии. Редкие для художника качества несомненно помогли Колю в его работе в новом искусстве.

В 1908 году мультипликатор Эмиль Коль (Émile Cohl) выпускает анимационный фильм «Фантасмагория или кошмар Фантоша», который станет первым мультфильмом со структурированным самодостаточным сюжетом и характерным главным героем.Первый постоянный персонаж Эмиля Коля в рисованной мультипликации - фантастический, гротесковый герой Фантош, достоинство которого состояло в том, что он уже тогда, несмотря на примитивность рисунка, был наделен своим определенным характером.

 

Техника простейшая: Эмиль Коль вручную изготовил 2000 рисунков на картоне и сам их заснял. "Фантасмагория" оправдывает своё название и представляет собой череду забавных и абсурдных сценок без общего сюжета. Затем были сюжетные мультики со сквозным персонажем по имени Фантош(1908 - Драма Фантоша.1908 - Кошмар Фантоша). Примитивная рисовка напоминает карикатуры, а ведь Эмиль Коль много лет работал профессиональным карикатуристом. В дальнейшем он не ограничивается рисунками и часто обращается к плоским фигурам и к объёмной анимации.

 

После первых простейших мультиков Эмиль Коль выходит на более серьёзный уровень, объединяя в единое пространство реальный мир (съёмки с живыми актёрами) и некий скрытый от обывательских глаз мир (анимационные вставки). В первой из таких работ анимация подаётся как магическое действо, способное менять привычный окружающий мир, добавлять в него новые "волшебные" возможности.

Все началось с "Магического обруча" (1908), в котором девочка - своего рода проводник между двумя мирами - с помощью обруча "открывает окно" в параллельную анимационную реальность. Зритель, находясь по эту сторону, получает возможность наблюдать за удивительными явлениями по ту сторону.

 

 

Мультфильмы, в которых соединяются игровые и анимационные эпизоды, показывают, что Эмиль Коль, один из первых в мире получивший в руки уникальный инструмент - анимацию, стремится с его помощью не просто развлечь зрителя, но и расширить его кругозор, вовлечь зрителя в игру, спровоцировать его на нестандартное мышление.

Мультфильмы Коля - это попытка расшевелить сознание сытого, ленивого обывателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: