Технологии формирования знаний об исторических процессах и закономерностей




Тема: Процесс усвоения исторических закономерностей

План:

Закономерности в системе исторических знаний

Технологии формирования знаний об исторических процессах и закономерностей

1. На основе систематизации и обобщения фактов осуществляется освоение теоретического содержания - понятий, закономерно­стей, теоретических положений.

Под историческими закономерностями принято понимать объективные, не зависящие от воли и сознания отдельных людей, значимые связи явлений и процессов, зачастую устойчиво по­вторяющиеся в ряде стран, в мире, характеризующие историческое движение. Например, существуют закономерности возникновения государств на определенном этапе развития человечества, зако­номерности перехода от ручного труда к машинному и т.д. По­знание закономерностей позволяет понять общие тенденции исторического процесса и особенности развития отдельных стран.

Теоретические положения близки по своему смыслу к понятиям. Они могут быть представлены в виде формулировок причинно-следственных связей (исторических процессов, явлений, событий), обобщающих выводов и характеристики рассматриваемых объектов прошлого. Например, к теоретическим положениям относятся вы­воды об особенностях Просвещенного абсолютизма в России, черты внешней политики Римской империи

Причинно-следственные связи возникновения событий, явле­ний, процессов можно устанавливать разными способами:

• проследить во времени, в хронологической последовательности взаимообусловленность событий или явлений в одной сфере исто­рической деятельности людей (Венский конгресс — возникновение Священного союза — его противодействие революционным событи­ям в Европе). Такие связи называются вертикальными;

выявить причины в различных областях жизни людей: эконо­мической, политической, социальной и т.п. (хозяйственный упадок — рост недовольства народа — социальные движения). Такие связи называются горизонтальными;

определить (если они есть) внутренние причины, обусловленные процессами развития страны, и внешние, связанные с положением государства в мире;

• установить противоречия, вызвавшие явление, событие, напри­мер между странами накануне войны.

Сущность события (явления) — это такой его отличительный признак или несколько признаков, без которых событие (явление) теряет смысл. Сущность исторического объекта также можно опреде­лять разными способами:

• при анализе исторического объекта выделить ключевое слово или группу слов, без которого характеристика события (явления) теряет смысл, оно позволяет определить сущность изучаемого вопро­са. Например, референдум — всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства;

• установить все черты рассматриваемого объекта и из них вы­делить главный, отличительный признак. Например, сущностный признак, характерный только для промышленного производства, замена ручного труда машинным;

• установить все признаки (события) явления и найти то общее, что их объединяет, это и будет его сущностью. Так, понятие «ману­фактура» определяется как крупное, ручное производство, основан­ное на разделении труда;

• сопоставить рассматриваемые признаки события (явления) с аналогичными и из них выделить то особенное, что отличает данное событие (явление) от других, например, в отличии от монархии, республика всегда характеризуется выборной властью.

Последствия событий (явлений). Так как последствия одного события (явления) — это одновременно причины нового события (явления), то можно посмотреть:

• как исторический факт порождал другие события или явле­ния, например, Версальский договор — агрессивный курс Герма­нии• как он воздействовал на различные области жизни страны (эко­номические, политические, социальные и т.д.), например влияние отмены крепостного права России на все сферы общества;

• каков был масштаб факта: влиял ли он на международные со­бытия и явления или только на события в данной стране, был ли он длительным по времени или краткосрочным.

Эти способы определения последствий событий лежат в основе исторических оценок.

В старших классах, при формировании у школьников умений самостоятельной деятельности, аналогичные сведения о способах определения понятий, причинно-следственных связей, сущности исторических объектов включаются в учебное содержание в качестве ориентационной основы (памяток) для осознанного выполнения школьниками соответствующих действий1.

Уровень адаптации теоретического содержания и приемы его освоения учащимися зависят от возрастных возможностей школь­ников.

2. В методической литературе сформулированы общие методические условия успешности усвоения закономерностей общественного развития:

- подведение учащихся к пониманию законов общественного развития на основе анализа и обобщения конкретных фактов и явлений;

- определение места, времени и педагогической целесообразности введения того или иного закона, понятия, термина, исходя из содержания исторического материала, для понимания которого это понятие или закон необходимы, и исходя из познавательных возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений;

- раскрытие в учебном процессе (при доступном объяснении в старших классах) понятий «закон», «закономерность» и их многократное применение на основе постепенного усложнения заданий для самостоятельной работы;

- показ взаимосвязей законов общественного развития.

С первых же уроков истории задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся ход и закономерности исторических процессов, научить школьников искать в материальных условиях, в отношениях между социальными группами причины изменения жизни общества, показать им, что развитие человеческого общества есть поступательный, прогрессивный процесс. Задача формирования понимания закономерностей осуществляется следующим образом:

- на конкретных фактах показывается, что в историческом развитии различных народов встречаются сходные явления, имеются общие черты;

- обращается внимание на повторяемость причинно-следственных связей (однородные причины приводят к одинаковым следствиям);

- раскрывается определяющая роль в историческом процессе материального производства;

- формируется убеждение, что главными движущими силами этого процесса являются не деяние отдельных личностей, а труд и освободительная борьба народных масс;

- показывается неизбежность исторического развития общества в прогрессивном направлении.

В школьном курсе истории раскрываются все виды исторических закономерностей. Самые основные и наиболее общие закономерности отражены в социологических законах. Все они связаны между собой как звенья единой системы.

Конкретно-исторические закономерности, как и социологические законы, представляют собой существенные и общие связи между объективными историческими явлениями. Но в отличие от фундаментальных социологических законов, которые действуют на протяжении всей истории человечества или на протяжении многих столетий, конкретно-исторические закономерности действуют в сравнительно небольших хронологических и локальных масштабах.

Следует объяснить школьникам, что в чистом виде социологические законы существуют только в теории. В реальной действительности они всегда проявляются в конкретно-исторической форме.

Раскрытие исторических закономерностей может осуществляться в процессе обучения истории на разных уровнях.

1 уровень - подведение учащихся к пониманию закономерностей исторического процесса без введения термина «историческая закономерность». Эта работа проводится в средних классах. Школьники приучаются объяснять причинно-следственные связи, видеть связь событий и явлений. Систематическое сопоставление однородных явлений подводит учащихся к выводам об устойчивости, повторяемости, объективности и необходимости связей. Осознание значимости связей приучает прослеживать развитие, устанавливать периодизацию и усваивать историю общества как поступательный процесс.

На этом уровне используются разнообразные методические приемы:
последовательное, логичное изложение учителя, беседа на сравнение исторических явлений, внутрикурсовые и межпредметные связи, составление текстовых таблиц, логических схем, сопоставление статистических данных, карт, диаграмм, работа с хронологией и др.

2 уровень - раскрытие исторических закономерностей сопровождается разъяснением термина «историческая закономерность». Здесь уже более высокая степень обобщения фактов. Раскрытие закономерностей сопровождается формулированием обобщающих выводов, которые представляют собой формулирование закономерностей.

Методические приемы на этом уровне используются те же, что и на первом. Усложнение идет по линии развития теоретического мышления. Этому служат задания типа: «Обобщи, докажи, сделай выводы, сформулируй».

Пунский В. О. ввел памятку для анализа явлений общественной жизни.

Закономерно ли данное явление:

– повторяется ли данное явление при сложившихся явлениях и общественной жизни?

– какие причины сделали данное явление при сложившихся условиях неизбежным?

– какие известные вам законы (закономерности) отразильсь в данном явлении?

3 уровень - формулируются мировоззренческие выводы, раскрывающие закономерности, разъясняется, что эти выводы представляют собой законы (закономерности) общественного развития. На этом уровне раскрытие закономерностей в массовой практике преподавания истории почти не осуществляется. Учителю необходимо найти оптимальное соотношение между изучением конкретных фактов и общих законов исторического развития.

Исследования показали, что большинство из учащихся не могут ответить на вопрос, что такое закон, закономерность. Это происходит из-за того, что эти понятия чаще всего не вводятся на уроках истории. А чтобы ученики понимали, какие явления относятся к закономерным, они должны знать основные признаки таких явлений, знать признаки понятия «закон».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: