Развитие речеслуховой памяти
У дошкольников с Общим недоразвитие речи
на логопедических занятиях.
Введение.
Изучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.
Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников логопедических групп.
Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.
Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.
Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).
Хочу отметить, что своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.
Проблема моего исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти в системе коррекционного логопедического воздействия по устранению ОНР.
Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.
При разработке методики по развитию речеслуховой памяти у дошкольников, учитывалось положение о тесной взаимосвязи в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.
При определении содержания упражнений принимались во внимание и условия, способствующие успешному запоминанию информации.
Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.
Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализовано на различном материале взависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.
Таким образом, результаты диагностической методики, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления коррекционно-развивающей работы:
1) развитие восприятия и внимания
2) развитие мышления
3) развитие речеслуховой памяти:
· в структуре работы над фонематическими функциями
· в структуре работы над лексикой
· в структуре работы над грамматическим строем речи
· с использованием мнемотехнических опор.
Примерные упражнения для развития речеслуховой памяти:
I. В структуре работы над развитием фонематических функций
Упражнение 1
Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые
начинаются со звука [ А ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 2
Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК,СОМ, НОС, ТИР, СОК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
слышится звук [О ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 3
Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [ И ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 4
Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА
Инструкция: Ябуду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
слышится один гласный звук.
Упражнение 5
Речевой материал: СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых слышится два гласных звука.
Упражнение 6
Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отличаются.
Упражнение 7
Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ
Инструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.
Упражнение 8
Речевой материал: КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ
Инструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука [ К], затем со звука [ Г ].
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 9
Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ
Инструкция: Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д] -нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услышанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 10
Речевой материал: СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются согласным (гласным) звуком.
Упражнение 11
Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
звук [ Т ] слышится в середине слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными
звуками.
Упражнение 12
Речевой материал: СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция: Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными
звуками.
Упражнение 13
Речевой материал: КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ
Инструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.
Упражнение 14
Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ
Инструкция: Запомни и назови слова, в которых три звука.