На логопедических занятиях.




Развитие речеслуховой памяти

У дошкольников с Общим недоразвитие речи

на логопедических занятиях.

Введение.

Изучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.

Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников логопедических групп.

Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.

Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.

Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).

Хочу отметить, что своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.

Проблема моего исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти в системе коррекционного логопедического воздействия по устранению ОНР.

Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.

При разработке методики по развитию речеслуховой памяти у дошкольников, учитывалось положение о тесной взаимосвязи в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.

При определении содержания упражнений принимались во внимание и условия, способствующие успешному запоминанию информации.

Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.

Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализовано на различном материале взависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.

Таким образом, результаты диагностической методики, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления коррекционно-развивающей работы:

1) развитие восприятия и внимания

2) развитие мышления

3) развитие речеслуховой памяти:

· в структуре работы над фонематическими функциями

· в структуре работы над лексикой

· в структуре работы над грамматическим строем речи

· с использованием мнемотехнических опор.

 

Примерные упражнения для развития речеслуховой памяти:

I. В структуре работы над развитием фонематических функций

Упражнение 1

Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые

начинаются со звука [ А ].

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.


Упражнение 2

Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК,СОМ, НОС, ТИР, СОК

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится звук [О ].

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 3

Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [ И ].

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 4

Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА

Инструкция: Ябуду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится один гласный звук.

Упражнение 5

Речевой материал: СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых слышится два гласных звука.

Упражнение 6

Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАК

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отли­чаются.

Упражнение 7

Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ

Инструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.

Упражнение 8

Речевой материал: КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ

Инструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука [ К], затем со звука [ Г ].

Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию дру­гих звуков.


Упражнение 9

Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ

Инструкция: Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д] -нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услы­шанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.

Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию дру­гих звуков.

Упражнение 10

Речевой материал: СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются согласным (гласным) звуком.

Упражнение 11

Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА

Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

звук [ Т ] слышится в середине слова.

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 12

Речевой материал: СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция: Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.

Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 13

Речевой материал: КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ

Инструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.

Упражнение 14

Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ

Инструкция: Запомни и назови слова, в которых три звука.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: