III. В структуре работы над развитием грамматического строя речи




Упражнение 1

Речевой материал: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ

Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?

Упражнение 2

Речевой материал: ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО

Инструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)

Упражнение 3

Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА, ЛИФТ

Инструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / малень­кий)

Упражнение 4

Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА

Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).

Упражнение 5

Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО

Инструкция: Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).

Упражнение 6

Речевой материал: ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ

Инструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.

Упражнение 7

Речевой материал: Я ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ

Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).

Упражнение 8

Речевой материал: ДОРОГА, ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА

Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».

Упражнение 9

Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ

Инструкция: Запомни слова и назови с числом 2.

Упражнение 10. '

Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА

Инструкция: Запомни слова и назови с числом 5.

Упражнение 11

Речевой материал: Стихотворение

Инструкция: О чем говорилось в стихотворении?

Упражнение 12

Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА

Инструкция: Запомни слова и назови детенышей (птенцов).

Упражнение 13

Речевой материал: ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА

Инструкция: Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?

IV С использованием мнемотехники.

Упражнение 1

Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, киви

Инструкция: Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.

Упражнение 2

Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштан

Инструкция: Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев с

закрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.

Упражнение 3

Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА

Инструкция: Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.

Упражнение 4

Речевой материал: зеленый, твердый, веселый, деревянный

Инструкция: Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,

услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.

Упражнение 5

Речевой материал: САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБА

Инструкция: Я назову слово, изобрази действие, с которым

ассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.

Упражнение 6

Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет

2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольник

Инструкция: Назови, какая связь может быть между словами и

постарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.

Упражнение 7

Речевой материал: РАССКАЗ

Инструкция: Будем запоминать рассказ.

Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста.


Упражнение 8

Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕ

Инструкция: Будем заучивать стихотворение.

Примечание: Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.

Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.

Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: