Небольшой экскурс в историю




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выпуск

Из серии «Создаём театр кукол своими руками»

УЛЬЯНОВСК 2008 г.

Современные варианты перчаточных кукол

Мы с вами попытаемся создать театр собственными руками: воплотить образы, придуманные нами, и оживить кукол.

Начнём с простейших (в плане изготовления, но не в плане управления) перчаточных кукол. Один из самых ярких концертных номеров, запечатлевшихся в моей памяти, – это номер «Матросский танец». Меня поразила простота изготовления кукол и в тоже время невероятная пластика рук актёра.

Изготовление куклы

Можно взять уже готовую перчатку, желательно, чтобы она была из тонкой эластичной ткани (стрейч), дополнить её элементами костюма придуманного вами образа (полосатая тельняшка, чёрные брюки с ремнём или яркая юбка, или стильный, красочный галстук и т.д.) Конечно, можно обойтись и без перчатки, но тогда все физиологические недостатки руки отрицательно сказываются на создаваемом образе.

Функцию ног у данного вида перчаточных кукол выполняют указательный и средний палец – поэтому предлагаем вам, как вариант, дополнить костюм или чёрными штиблетами, сапожками, ботинками, яркими туфельками или пуантами и т.д. Вырезать обувь нужной вам формы можно из пенопласта или поролона и покрасить краской. Во избежание спадания обуви во время выступления рекомендуем закрепить – аккуратно, прочно пришить (по кругу) обувь к кончику пальцев перчатки. Учитывайте тот момент, что (как правило) указательный палец у человека немного короче среднего, поэтому глубину посадки – углубление в ботинке для среднего пальца сделайте на 0,4 см глубже.

Руки куклы – это большой палец и мизинец, как правило, держатся за спиной или плотно к телу, но если при постановке номера необходимо некое взаимодействие, например, куклы держатся за руки или кукла рукой приглашает к танцу другую куклу и т.д. – учтите, что нечёткое исполнение движения пальцев может смазать всю картинку.

На фотографии видно продолжение руки в чёрной перчатке, которая располагается выше головы куклы. Желательно сшить обтягивающий нарукавник (от запястья и выше) в цвет фона задника, таким образом обозначаются плечи куклы.

Голова у куклы может быть изготовлена из теннисного мячика, обтянутого трикотажной тканью, с нашитыми, наклеенными или нарисованными элементами лица (глаза, губы). Можно изготовить деталь головы, вырезав её из пенопласта или поролона, – этот вариант более приемлемый, так как в результате голова куклы, изготовленная из поролона, весит меньше, чем изготовленная из теннисного мячика. Диаметр изделия около 4,5 см – всё зависит от общего размера руки.

На данной фотографии вы видите типичную ошибку: рука крупная, пальцы короткие и голова расположена слишком низко.

Головной убор: сомбреро, матросская шапка-бескозырка, папаха, платок, стильная шляпка – завершит создание образа куклы.

Следует заметить, что, несмотря на несложное изготовление данных кукол, создать образ лаконичными штрихами довольно-таки сложно! Не надо перегружать куклу мелкими деталями – они всё равно не будут читаться.

С изготовлением декорации также не возникнет много проблем: рабочая поверхность – стол, покрытый тканью (хорошо натянутой), можно использовать «Чёрный кабинет в миниатюре» – в этом случае используется ткань – чёрный бархат (хорошо поглощающий свет). Возможно, использовать задник – раскладушку, маленькую ширму, где можно нарисовать живописную панораму: морской пейзаж, техасскую прерию, джунгли др. – всё зависит от вашей фантазии. Задник может быть плоским, полукругом (как диорама), можно добавить боковые порталы (в несколько рядов – ступеньками). Можно создать не только концертный номер, но и целый концерт со сменой декорации. Например: альбом с рисунками, играющими роль задника, позволяет в считанные секунды сменить декорацию, – перелистнув страницу альбома. Количество участников – не ограничено, ведь возможно сделать целый концерт, используя музыку и танцы различных времён, народов. Такого рода представления могут иметь не только развлекательное, но и познавательное значение. Например, в комментарий к номерам включать географические, исторические, этнографические сведения.

Концертные номера такого рода рассчитаны на небольшую аудиторию, но если есть возможность во время исполнения номера проецировать на экран, то можно использовать и на широкую аудиторию.

Сложность в управлении куклами данного вида заключается в том, что руки исполнителей должны быть очень хорошо подготовлены.

Чёткого исполнения танцевальных движений («верёвочка» вперёд - назад, «голубец», присядка с выносом ноги, и многие другие) вы достигнете, если будете ежедневно оттачивать их так же, как танцоры оттачивают движения перед зеркалом.

Танцевальные движения: «до за до», «расчёска», «шен», акробатические номера – можно использовать и для кукольных номеров. Разнообразьте рисунок танца, но не перенасыщайте, простройте отношения между персонажами (можно добавить драматургии, совсем чуть-чуть). Чётко отрабатывайте весь рисунок с партнёром – это может быть другой актёр или своя же вторая рука! Необходимо ежедневно делать гимнастику для рук! Можно сложить оду, воспевающую руки актёров – кукловодов… мы предлагаем вам просто посмотреть рисунки и, возможно, у вас родится свой спектакль, где главным действующим лицом будет рука – создающая разные варианты перчаточных кукол и множество образов.

 

Гимнастика для рук

Веер - поочерёдно сгибаются пальцы, начиная с мизинца, затем безымянный, средний, указательный и большой образуют кулак. В обратной последовательности пальцы распрямляются. Сделайте это упражнение сначала правой рукой, затем левой попеременно. Повторите упражнение, синхронно работая и правой, и левой рукой. С каждым разом увеличивайте скорость исполнения упражнения.

Обратный веер – аналогичен упражнению веер, но сгибать пальцы нужно начиная с большого, затем указательный, средний, безымянный, мизинец.

Волна – сплетите пальцы рук между собой, руки согните в локтях и поставьте перед грудью. Локоть левой руки идёт вверх, увлекая за собой всю руку и опускается вниз. Образованная волна хорошо прорабатывает и плечевой сустав и запястья. Начните «Волну» с правой руки. Повторите упражнение 10 раз.

Замок – сложите кисти рук в замок с переплетением пальцев. Руки согните в локтях, локти соедините. Не расцепляя пальцев и не разводя локти, наклоните «замок» вправо, влево, от себя, к себе, опишите круг по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая амплитуду наклона и увеличивая скорость исполнения упражнения. Это только часть тех упражнений, которые ежедневно должен делать актёр-кукловод. В последующих выпусках мы продолжим описание тренинга.

 

Отец всех перчаточных кукол – Петрушка

Небольшой экскурс в историю

Люди начали играть с куклой давно. То почти совсем исчезая, то вновь оживая, игра эта продолжается уже много веков…

Мы не будем сейчас предпринимать подробный экскурс в историю, тем более, что сведений до нас дошло немного. Но заглянуть в «глубь веков» и вспомнить предков наших современных кукол безусловно стоит.

По свидетельству Олеария (немецкий (голштинский) дипломат Адам Олеарий – первая половина XVII в.), при царе Алексее Михайловиче на Руси уже устраиваются переносные сцены с представлениями марионетных пьес. «Для этого, - говорит он, - они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную сторону её вверх и устраивают над головой своей – таким образом получается нечто вроде сцены, с которою они и ходят по улице и показывают на ней из кукол разные представления».

 

Иногда же вместо подобного устройства скоморохи носили на голове простые доски с подвижными куклами, придавая им различные забавные положения; такие скоморохи, как говорит тот же Олеарий, были как русские, так и голландцы; представляемые ими фарсы были в духе и характере народного вкуса, и все они носили на себе яркий отпечаток сальности и цинизма.

Если даже до сих пор вы не читали специальных книг по истории кукольного театра, вряд ли вы не слыхали таких имён, как Петрушка, Полишинель, Пульчинелла, вряд ли не встречали их в литературе, музыке, драме или балете. Это герои народных кукольных представлений, очень распространённых в Европе в эпоху Возрождения. Представления эти ещё не самое начало кукольного театра. Есть сведения, что кукольный театр существовал гораздо раньше – и на Востоке, и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но мы не знаем, каким он был и в какой мере связан с ним доживший до начала XX века народный театр кукол.

Национальный герой русского народного театра кукол Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом и пронзительным голосом – веселил русский народ на ярмарках, в балаганах, а то и просто на улице. Бродячие кукольники разыгрывали одну и ту же комедию о том, как Петрушка покупал у цыгана лошадь, лечился у «лекаря-аптекаря», дрался с квартальным, проваливался в преисподнюю.

Чешский брат Петрушки – Кашпарек – в XVIII – XIX веках играл пьесы на запрещенном тогда чешском языке (Чехия была под гнетом Австро-Венгерской империи). Народ благодарен своему Кашпареку, как и всем, кто помогал сохранить национальную культуру. Недаром кукольнику Матею Копецкому в Чехословакии поставлены памятники.

Семья кукольных героев большая. В Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Германии – Каспер, в Англии – Панч, в Испании – дон Кристобаль. Все они разные, но характеры у них похожи. Шумные, озорные, резкие, порой даже жестокие, они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и к самой смерти вселяли в зрителей оптимизм.

Все они играли сценки, отчасти похожие на те, что исполнял Петрушка, у всех эти сценки в основе своей сохранялись неизменными, но каждый раз дополнялись деталями в духе времени и нации. Так, в XIX веке во Франции Полишинеля сменил Гиньоль, оказавшийся ближе и понятнее простому рабочему люду, Большинство этих героев были куклами, которых у нас называют перчаточными или петрушками. Но в Европе существовали и марионетки (об этом мы с вами подробнее поговорим в следующем выпуске методических рекомендаций, которые составят собой целую серию «Создаём театр кукол»).

Словом, биографии каждого из этих героев складывались по-разному. Но они были родными братьями по духу, и, наверное, ко всем одинаково можно отнести слова одного из самых известных наших актёров-кукольников – Сперанского, сказанные им о Петрушке: «Он шире понятий «отрицательного» и «положительного»: народ выдумал его себе на забаву и на страх властям предержащим. Он негативен, жесток, сатиричен и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность. Образ его противоречив и трагикомичен: он складывается из неживой природы куклы, ожившей в гневе и смехе народном».

Судьба у этих героев оказалась сходной: они исчерпали себя. Когда же они стали совсем исчезать, раздались голоса, которые предсказывали, что вместе с ними погибнет и кукольный театр вообще… Но, поскольку вы сейчас читаете наш выпуск и, может быть, даже планируете создать свой театр кукол – значит, предсказания не сбываются. Тот старый «традиционный» театр ушёл в прошлое – он стал отправной точкой для создания театра нового… но мы всё-таки вернёмся к нему и постараемся возродить. Так как, на наш взгляд, не зная истоков, сложно создать что-то новое.

 

 

Размер головы петрушек

Она вытекает из размера человеческой ладони и есть поэтому величина более или менее определённая.

От расстояния между пальцами человека зависят плечи строящейся фигуры, а в каком-то соответствии с плечами должна быть и голова. Правда, руки куклы удлиняются трубками, надетыми на пальцы, а плечи приходится всегда подбивать. Но всё же это величина очень ограниченная, и рост Петрушек не может превышать одиннадцати вершков = 49 см (1 вершок = 44, 45 мм), а голова, следовательно, – двух вершков = 8,9 см.

Это относится к типичному случаю кукол, надеваемых на три пальца и изображающих людей. Но есть пример, существа держатся на палке, то предела росту таковых нет. Точно так же куклы, чья голова надета на палец, а руки получают движение от палки, которую они держат в руке и концом которой человек манипулирует под кукольной сценой. Эти могут быть какого угодно размера.

Форма головы петрушек

Это олицетворение театральной мудрости: минимум затрат – максимум эффекта.

Длинный нос, узкое лицо, треуголка, надетая поперёк головы, или изогнутый колпак.

При повороте на 90 градусов кончик его длинного носа описывает огромную дугу, и очертание фигуры всё время меняется. Небольшой рост куклы требует, выработал себе эти черты наружности.

Чтобы вполне понять длинный нос Петрушки, оценить его как некий закон, представьте себе другую крайность – голову его в виде шара. Поворачивайте ее на все 360 градусов – всё тот же шар, и живопись на нём не принесёт никакого эффекта.

Итак, Петрушка не имеет права терять семейного сходства: сплюснутой с боков головы и черт лица, стремящихся вперёд. Круглое, скуластое лицо будет производить впечатление чего-то чересчур земного, незаконно взобравшегося на петрушечью сцену.

Материал голов

Каждое скульптурное произведение требует своего материала. Требование это зарождается вместе с замыслом вещи уже в воображении художника; но надо иметь художественное чутьё. Можно представить себе, что вам явится пьеса, требующая артистов из слоновой кости, или гнутого железа, или из чего-нибудь незаметного, лёгкого как дуновение ветра.

Головы старых русских Петрушек были сработаны из дерева. Дерево и папье-маше – лучший материал, потому что головы должны иметь звук, когда до чего-то дотрагиваются. Звери имеют право быть мягкими, из меха, но когда поголовно все, простите за тавтологию, головы действующих лиц сработаны из ткани, – это немного удручает. Лишённые всякой скульптурной формы, эти порождения лени выезжают на мишурно-нарядных костюмах – это непрощаемый грех!

Для голов хорошее дерево – берёза: красивый срез, крепкое. Головы из дерева имеют одно неудобное свойство – они тяжёлые. Очень трудно держать на пальце и играть куклой с большой деревянной головой, как не высверливай середину. Старые Петрушки оставались на сцене по минуточке, а весь спектакль длился несколько минут. Но зато, помимо качеств формы, этим головам дана красота «материала» - шёлковая поверхность дерева, которая «чем старше, тем милее», – и прелесть уники.

Головы из папье-маше можно делать различно:

Способ 1 – с оригинала из глины отливается гипсовая форма из двух и более кусков и крепкий к ней кожух из двух половин. В каждую половину формы наклеивается слоями бумага, нарванная (именно нарванная, а не нарезанная) небольшими кусочками, очень плотно, притирая и вдавливая во все углубления формы: много, много слоёв. (Самый первый слой со стороны формы без клея). Обе половины подсушиваются врозь и склеиваются. Когда они вполне высохнут, то делаются крепкими и звонкими. Правда, чёткость граней немного затирается, но если иметь это в виду и лепить резче, с расчётом на объединение, то приём удовлетворителен.

Клей готовится таким образом: в холодную воду тонкой струйкой всыпается мука (желательно без комочков), постоянно помешивается (на маленьком огоньке), доводится до загустения (не кипятить!). Можно добавить и столярный клей. Но ни в коем случае не использовать канцелярский клей – поверьте горькому опыту, папье-маше, изготовленное с использованием канцелярского клея, со временем деформируется!

Способ 2 – форму головы (болванку) слепить из глины или использовать современный материал – пластилин. Смочите холодной водой (можно тонким слоем вазелина) поверхность формы (болванки). Первый слой бумаги наносится на смоченную поверхность (без клея) затем аккуратно кисточкой нанесите слой клея, плотно приклейте слой бумаги и так до 6-8 слоёв (в зависимости от толщины использованной бумаги). Заготовку высушить – разрезать по кругу, вынуть болванку, немного подсушить и склеить детали, также используя клей и бумагу.

Способ 3 – лепить из папье-маше. Нарвать клочки бумаги, варить их, мешая, несколько часов с водой и клеем и лепить прямо из разварившейся густой массы, прилепляя комок к комку, окуная в густой столярный клей. Тут не надо только поддаваться отчаянию, которое связано нераздельно с таким способом творчества: много раз всё разваливается – склейте. На другой день всё сморщится, ссохнется – загладьте, подправьте, на третий день опять появится пористость – опять сдавите, – в конце концов, когда высохнет, получится необыкновенно прочная лёгкая голова.

Затем деталь головы необходимо приклеить к картонной трубке, которая должна быть впору указательному пальцу.

Надо отдавать себе отчёт, чего хочешь от раскраски головы. Два типичных случая: окраска головы такая, чтобы чувствовалось дерево. Жидкая масляная краска. У этой окраски особенность такова, что она не будет выглядеть со сцены яркой, светлой.

Окраска яркая – окраска головы наглухо. Меловой грунт, по нему акварель или клеевая краска.

Что такое парик для Петрушки? Это форма. Форму эту надо подыскивать в завитках того или иного характера старой овчины, в ореоле блестящего скунса, летающего, согласованно с ритмом движений куклы около её головы, легчайшего белого козьего пуха… Или форму можно отобразить скульптурой из материала самой головы. Скульптурный такт творца кукол подсказывает прибегнуть к тому или другому материалу.

 

Тело, руки и ноги. Одежда.

Голова для куклы резалась специалистом, но тело – это быстро рвущаяся оболочка, так как петрушки (все куклы, надеваемые актёром на руку, получили нарицательное название по имени знаменитого своего предка, куклы-петрушки, а театр, применяющий этот вид кукол, стал называться петрушечным театром или Театр Петрушки) живут энергично и снашивают быстро костюм. Форма тела и костюм для петрушки одно и то же.

Ручки – маленькие мешочки, они всего только и могут, что держать под мышкой палку и наносить ею с размаху удары. Других жестов у таких рук нет. Да ему других и не надо было. В этом-то и суть: буффонный репертуар мирится, иногда даже требует коротких рук, но иной – никак с ним не уживается. Не может быть трагического жеста с короткими ручками. В твёрдых, не сгибающихся в локте руках нашего петрушки есть своеобразный стиль. Руки петрушек надо удлинять трубочками из картона, надевающимися на пальцы. Тысячу раз надо примерить, когда строишь куклу, – миллиметр больше, миллиметр меньше имеют решающее значение.

Куклы должны изготовляться для левой или правой руки. Ладонь человеческая не симметрична, а потому рука куклы, в которую должен всунуться большой палец, пришивается ниже той, где будет средний, и шьётся просторнее. Эту несимметричность можно, если угодно, замаскировать после, но пальцы должны двигаться свободно и быть способными на движения, требуемые ролью, для которой кукла сооружается. Нет ничего бессмысленнее петрушек с вечно торчащими кверху руками, как это бывает у начинающих или играющих куклой, одетой в тесное платье. У рук куклы бесконечное множество движений. Движения сверху вниз и обратно надо предоставлять среднему пальцу; справа налево – большому.

Тело кукол надо компоновать гораздо длиннее, чем обыкновенно делают для петрушек, в которых (это постоянная ошибка) руке артиста тесно, она не имеет поэтому сгиба в пояснице, высовывается только её кисть. Но рука должна быть видна над ширмой гораздо выше (до локтя); тогда сгиб запястья служит сгибом поясницы куклы, очень гибким, и кукла получает очаровательное движение, очаровательный зад.

Концы рук решаются различно: иногда из дерева, иногда из папье-маше, иногда из картона, обклеенного сукном или не обклеенного.

Петрушки, в своей примитивной сущности, задуманы богом кукол безногими. На сцену они выскакивают снизу, вниз же и проваливаются. Пространство под их ногами есть продукт воображения публики так же, как и сами ноги. Но всякое явление, которое живёт, – усложняется. У некоторых Петрушек ещё в старые времена появились ноги: маленькие, зачаточные, явно бессильные, на них они никогда не становились, потому что те болтались на ситцевой тряпочке. Ноги эти появились только для того, чтобы свешиваться, когда кукла садилась на край ширмы.

Если ноги способствуют выразительности позы – они нужны, хотя бы и не были необходимой принадлежностью петрушек. Они возможны, впрочем, у кукол, одетых в плащ, армяк, мантию и т.д. Это – прямые деревянные палки, ничем не приводимые в движение. И в то же время они могут двигаться довольно-таки энергично (всё зависит от мастерства актёра) – шагать, подкидываться в отчаянии у лежащей или сидящей фигуры, кукла может стучать ими по барьеру, то одной ногой отбивать по спинке кровати такт песенки, которую кукла сама себе напевает, засыпая и т.д. Была изобретена краскомаскировка для руки артиста, которая неминуемо должна быть видна, если кукла встанет – рукав под цвет изнанки плаща, армяка, мантии и т.д., пришивающийся позади ног куклы, в него всовывается рука актёра.

Одевать петрушек надо тоже, что называется, с умом. Сорт материи: мягкость или, наоборот, жёсткость её складок, их масштаб; цвет материи, её изношенность – имеют решающее значение для духа пьесы. Когда надо построить тело куклы – необходимо вызвать её образ в воображении и перебрать в уме, что из имеющего запаса лоскутов (а иногда даже из собственного гардероба) годится для его воплощения. Когда шьешь для петрушек, надо, чтобы то, из чего шьёшь, было точь-в-точь тем, что надо, а не около того. По цвету, по качеству. Иногда важнее цвет, иногда – качество. Часто приходится уплотнять фигуру куклы – подбивать под платье подушечки из поролона, ватина, синтепона, придавая ту или иную форму или толщину. Со спиной это приходится делать почти всегда.

Для марионеток и для людей шить удобнее, потому что обшиваешь готовое тело, а тут надо обшивать пустое пространство. Один можно дать совет шьющему, это – относиться к платью Петрушки со всей серьёзностью, не как к «платью куклы», а как к некоему произведению искусств: живописи и скульптуры. Только материал тут – не краски и глина, а мех, шёлк, тонкое сукно, мягкая деревенская холстина (использовать надо квалифицированный материал).

 

Репертуар

Репертуар петрушек был испокон века буффонным, так называемым лубочным, народным. Петрушки изображали всегда одни пороки.

Они изображали эти пороки не ради бичевания, а равнодушно, как изображал бы хулиган для забавы своих товарищей-хулиганов. Своеобразная литература. Их считали недостойными названия даже пьес, даже водевиля. Однако в смысле сценичности их можно ставить в пример многим пьесам человеческих театров… Народные пьесы театра Петрушек сценичны, то есть целесообразны, то есть родились из специальных требований своеобразной своей сцены, деревянных своих актёров. Они возникли из внутренней необходимости, они буквально выросли тут, а не пересажены.

Петрушки в состоянии возвыситься до трагедии, вызвать умиление, сочувствие.

В пьесах для петрушек не должно быть никаких монологов без действия. Никакого действия, выраженного невыигрышным для кукол движением.

Каждая программа рассчитана на 50 минут.

Ниже приводятся две пьесы.

 

Программа 1.

Свист за занавеской, Негр в феске, с колокольчиком в руке, показывается, открывает занавес, осматривает публику, звонит, вызывает свистом жестами снизу Петрушку, который отказывается, невидимый, резкими свистками (через пищик).

На сцене кровать из трёх палок, покрытая лоскутным одеялом. Выскакивает со свистом Петрушка, садится на кровать, начинается «Весёлый Петрушка»

Эта пьеска, как она не пустячна, имеет троякое значение. Она весела и расшевеливает публику. Она задумана так, что Петрушки могут выявить в ней многие свои возможности и, следовательно, сразу заинтересовать собой публику, и наконец, она даёт время зрителям свыкнуться с масштабом фигур.

ПЕТРУШКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: