Весёлая пьеса в духе старого Петрушки, в одном действии




 

Действующие лица:

Петрушка

Негр

Старуха

Чучело на палке

Реквизит:

Кровать не трёх, а двух измерений (сделанная из палок, одна горизонтально, две – вертикально – с приколоченной к ней красной подушечкой и простынёй, на манер детских рисунков). Одеяло из цветных лоскутков, преобладает красный цвет. Зелёный кубический трёхвершковый ящик. С легко открывающейся крышкой, без дна (крышка, захлопываясь, должна производить звонкий стук).

Меховой хвост чучела на палке. Петрушка надет на правую руку артиста. На сцене справа кровать Петрушки, покрытая одеялом. Подушка справа.

Петрушка: (энергично звучит пищик за сценой, Петрушка выскакивает, садясь на кровать)

О-го-го, сколько народу!

Я, кажется, вхожу в моду! (хлопает в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять (перегнувшись к публике, указывает рукой на тех, кого считает)

Мне не сосчитать!

У меня от страху даже закружилось в голове (артист делает круговое движение большим пальцем около головы Петрушки).

Лучше не глядеть (закрывает голову обеими руками и, поворачиваясь налево в профиль, нагибается к кровати).

Ой, боюсь, боюсь! (Заглядывая направо, выставляет из-под руки голову и быстро опять закрывается, поворачиваясь влево).

Ой, боюсь, боюсь! (это вроде кудахтанья.)

Ой, боюсь, боюсь!

Пауза, пока публика смеётся. Петрушка скидывает колпак.

А я нарочно, я совсем не испугался (раскрывая руки, бодро усаживается).

Вот это – Коля (указывает).

Вот это – просто Оля.

Это Саша, это, я вижу – Маша.

А вот этот – не знаю. Вот такое горе! (закрывает лицо руками)

А, здравствуй, Боря! (Кланяется и дружески протягивает руку, кланяется низко).

Анна Константиновна, моё почтение, и ты здесь! (Дружески кивает головой). Ты меня не хочешь узнавать? Вот я встану на кровать (становится в героическую позу).

Я – знаешь, кто? Я – старинный, русский Петрушка!

Ой, от чего у меня зачасалось левое ушко? И тут чешется … (Почёсывает ноги, ухо, спину, чешется спиной о кровать).

Страшно всё чешется…

У меня вот так же часалось и на рождество.

И чешется всё моё существо…

Самое лучшее было бы мне поспать… (хлопает по кровати рукой)

Вы не обидитесь, детки, если тут, в театре, я вдруг лягу на кровать? Нет? Ну, спасибо тебе, сейчас лягу. (Зевает, ложится по одеяло, вертится, укладывается. Незаметно для публики, артист управляет одеялом свободной левой рукой. Петрушка запевает сонным голосом, похлопывая себя по голове рукой. Поёт сонно.)

Баю, баю, баю, бай … (храпит, мерно дыша всем телом)

Что это кусается? (левая рука артиста чешет его под одеялом, продолжает петь)

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду (отбивает такт ногой по кровати).

Потерял мужик дугу…

Опять кусается. Надо посмотреть (вылезает из-под одеяла, осматривает кровать; отгибая подушку левой рукой, заглядывает под неё)

Ну, так и есть! (ловит в воздухе)

Откуда бы это здесь? (продолжает ловить, левой рукой Петрушки, то есть большим своим пальцем, артист отодвигает одеяло всё влево, близоруко присматривается к простыне и ловит что-то здесь и там, обеими руками).

Уж кажется всё бело-бело (обводя глазами потолок).

Э, да вот в чём дело!

Это я затащил из театра… (в Мамоновском переулке)

А..А..А.. Ещё. А так хочется уснуть (бросается на пол)

Ты что сказал? Не сказал, а подумал, а я уже услышал.

Стряхнуть? (Берёт одеяло крепко двумя руками за край и стряхивает его, тряся, выбивая о кровать, потом о пол, продвигаясь по сцене в профиль к публике, наконец, о боковую стенку портала слева, потом, встряхивая одеяло в направлении публики, перебегает направо и бьёт им о правую стенку. Взметывая одеяло вверх, над кроватью)

Ну, теперь у меня тут будет чисто, не знаю как у вас... (Стелет одеяло)

Я на тебя ничего не натряс, Саша?

Мои блохи маленькие, маленькие… ты их не увидишь…

Входит негр с сундучком, держит его так, чтобы публика не видела, что дно пустое.

Петрушка: Ой, что это за страсти!

Человек, а вороной масти (отбегает вправо, дрожит).

Негр: Это тебе, Петрушка, подарок.

Петрушка: (перестаёт дрожать) О, от кого?

Негр: Не велели сказывать. Не знаю.

Петрушка: О, это, верно, вот эта девочка прислала, вот, в первом ряду, с бантиком! Я так и знал, кто-нибудь из публики. Мне подарили! (подходит к ящику. Негр уходит.)

Петрушка: Пахнет яблоками. (Подымает крышку, шарит в ящике рукой, опускает голову, отскакивает) Ой, что это такое? Ой, ой, ой, держи, держи! (Захлопывает ящик, бьёт рукой, бросается на крышку, потом отбегает направо, к занавеске, дрожит. В щёлке ящика, под крышкой показывается Чучело. Приподнимает крышку, прячется, опять подымает, хлопает крышкой и медленно подымается кверху, растёт выше. Выше. Чучело в ярко-розовом, на голове коричневый колпак, лицо бледное, борода из скунса).

Петрушка: Р-Р-Р-Р-Р…. (завёртывается в занавеску и пугает Чучело.)

Р-Р-Р-Р…

(Берёт свою ногу, как ружьё, и прыгает на месте, потом подскакивает таким образом к кровати; на кровать; с кровати бьёт этой ногой Чучело сбоку, потом сверху. Чучело постепенно уходит в сундук, Петрушка набрасывается на него руками и головой сверху, захлопывает крышку и садится на сундук)

Петрушка: Ага! (прыгает на сундуке, стучит по нему рукой, прислушивается, припадая к крышке головой) Тук – тук! Кто там? А? (стучит, слушает) Что? (Чучело свистит размеренно, пищит, в щёлку просовывает хвост) А прищемил хвост! (Чучело выскакивает прямо кверху, попадает между ног Петрушки, который оказывается сидящим на нём. Петрушка бьёт его правой рукой по лицу; свист, писк, хохот)

Петрушка бросается под кровать. Повисает безжизненно на ширме, головой вниз.

Петрушка: Дети, кричите ему всей ратью,

Что Петрушка умер под кроватью (пищит).

Кричите ему все вместе,

Что я умер на этом самом месте (пищит).

Агаша! Поди хоть ты сюда.

(Входит старуха слева, степенно кланяется Чучелу, которое стоит теперь неподвижно)

Старуха: (кукла одета на левую руку актёра)

Здравствуй, дядя, здравствуй! Ну, здравствуй! Здравствуй! (кланяется почтительно, потом одной головой, нетерпеливо. К самому уху его кричит.) Здравству-у-й! (Бьёт его по лицу три раза, плюёт ему в лицо, Чучело неподвижно. Обращается к публике) Э-э-э, да он ку-коль-ный!

Чучело сразу начинает вертеться, прыгать, угрожать: старуха, секунду подумав, бросается на него, цепляясь за его платье, сует его вниз, бьёт его по голове и старается сверху вниз протолкать его в сундук. Упрятала – захлопнулась звонко крышка – опять он выскакивает сразу со свистом, становится во весь рост. Та же сцена, три раза; наконец, она захлопывает крышку окончательно. Обхватывает сундук и…

Ра-а-аз, два-а-а, три (бросает сундук за сцену в балаган, кому-нибудь в руки, чтобы не поломать)

Старуха: Петрушка! А? Где ты? (Петрушка отзывается писком)

А вот он. (Находит под кроватью)

Умер? Притворяется! Уж он так пятьсот тридцать два раза умирал! (Цифра каждый раз увеличивается на одну)

Сейчас посмотрим, как-то он умер! (Тащит за ногу из-под кровати, кладет слева).

Ах, правда, умер! Жаль Петрушку.

Оставил меня одну, свою старушку! (Уходит)

Петрушка: (моментально вскакивает)

Вот я ожил.

А чуть до беды не дожил.

Трам, трам, трушки,

Ел ватрушки,

Трам, трам, тром,

С тво-ро-гом!

Музыка, на манер гармонии, подхватывает его мотив в ритм, он машет одеялом и продвигается, сидя на полу вправо; Негр уносит кровать влево, они задёргивают занавес с двух сторон; посередине сходятся, аплодируют сами; Петрушка и Негр кланяются, отгоняя друг друга; Петрушка, а затем Негр проваливаются.

Эту пьесу играют двое. Один – Петрушку и Старушку, другой – Негра и Чучело.

Вариация 1918 года.

БОЛЬНОЙ ПЕТРУШКА

Действующие лица:

Петрушка

Сестра милосердия

Старуха

Все персонажи исполняются одним актёром.

 

Кровать (из палки, с приколоченными к ней красной подушкой и простынёй). Одеяло из цветных лоскутов. Большой тампон из пакли на палке. Пила из белой жести.

Первая половина пьесы та же, что и в первой пьесе «Петрушка». С момента, как Петрушка встряхивает одеяло, следуют события: он ложится спать.

 

Петрушка: Лягу опять и буду молчать, и вы молчите. Лучше запру на замок свои губы (быстро укладывается, храпит и тотчас же подымает голову)

Теперь разболелись зубы! (стонет, колотится головой о бока кровати) Позовите доктора! Агаша! (входит старуха, седая и растрёпанная).

Старуха: (в публику) Здрассте, барыня! (кланяется, сгибаясь в пояснице)

Здрассте, барин! Здравстуй, Петрушка!

Петрушка: (шёпотом в публику, кладя левую руку ей на плечо) Это моя старушка.

(Громко) Позови доктора.

Старуха: (отступая и тряся от волнения головой) Да! Доктора! Доктора!

Како-тако тебе доктора? Да доктор меньше семи с полтиной не возьмёт! Хочешь, сестру милосердную? Тут вот на Стромынке лазарет.

Петрушка: Беги за ней скорей, (жест левой рукой от себя)

Да тащи сюда живей! (жест к себе)

Старуха: Сейчас, батюшка. (Кланяется, уходит)

Петрушка: (мучается, катаясь по кровати) Да стоит ли ещё зубы лечить.

Пускай болят, меньше съем. А, кажется, уже идёт доктор…

(Ложится на кровать навзничь)

Входит сестра милосердия.

Сестра: (оглядываясь в разные стороны) Где больной? Где бедняжка?

Ах, какой худой! (Подходит к Петрушке и трогает его)

И от жару вся потная рубашка. (Потирает рука об руку, отойдя в сторону.

Подходит к нему.) Что у вас болит?

Петрушка: (резко садится к ней спиной)

Простите, если слова мои грубы – Живот!

Сестра: Живот? А мне сказали – зубы! Здесь больно? (стукает по голове)

Петрушка: Повыше, пониже, поправей и полевей.

(Жест средним пальцем вверх и вниз и большим направо и влево)

Сестра: Надо вас выслушать скорей… Лягте на левое плечо

(Петрушка ложится) Вздохните… (Выстукивает и выслушивает раза три-четыре: для этого артист быстро стучит по петрушке своим третьим пальцем и быстро прикладывается к нему головой то одним ухом, то другим).

Покажите язык…

Петрушка: (поворачивается на кровати спиной к публике, докторша нагибается

над ним, лицом к нему, заглядывает в рот) Гы-ы-ы

Сестра: На языке какие-то белые точки,

И слегка затронуты почки.

Если хочешь живым быть,

Надо оспу прививать.

У меня с собой инструмент,

Привью оспу в один момент. (Уходит, кивая головой и возвращается

с большим тампоном на палке. Петрушка визжит и прячется под кровать.)

Сестра: (нагибаясь над кроватью)

Вылезай, Петрушка, из-под кроватки

Я только обмою руку ваткой.

Петрушка: (продолжает визжать)

Сестра: Брось глупости эти.

Ведь правда, не больно, дети?

Дети: (кричат в ответ) Нет! Нет!

Сестра: Вот видишь!

Петрушка: (повернулся под кроватью, смотрит теперь на неё вверх)

Послушайте, если вы меня лечить хотите,

То прошу вас – мне ногу отпилите,

Чтобы не надо было сапогов куплять,

А я и на одной ноге могу погулять.

Самая теперь модная отделка,

А стоит – безделка.

Сестра: У меня с собой инструмент.

Отпилю ногу в один момент. (Уходит)

Петрушка: (бьёт в ладоши) Вот так рай! Вот так рай!

Буду с передней площадки влезать в трамвай. (Садится на кровать) Почешу ногу в последний раз… Прощай, моя нога

(обнимает ногу и качается с ней на кровати)

Сестра входит с пилой.

Петрушка: (мечется по сцене)

Дети! Кричите ей всей ратью,

Что Петрушка умер! Под кроватью! (Лезет под кровать, повисает на

ширме головой вниз и пищит, утихая.

Вытащить пальцы из его головы и рук).

Сестра: Умер? Правда? (Вытаскивает его из-под кровати за ногу и кладёт

слева на пол, где он виснет снова. Стукает три раза жестяной пилой по

его голове)

Ах, правда умер. Жаль Петрушку…

Надо позвать его старушку…

(Уходит)

Петрушка: (моментально садится на край ширмы)

Вот я и ожил!

А чуть до беды не дожил.

(Поёт, хлопая в ладоши)

Трам – трам – трушки,

Ел ватрушки,

Трам – трам – тром.

С творогом.

Музыка подхватывает его песенку, Петрушка уходит, закрывает занавес и выскакивает раскланиваться на аплодисменты.

 

Декорации

Сцена на высоте двух аршин; она на ширме, а если играешь в театре, то к этим двум прибавляется ещё высота сцены. Условия перспективы, поэтому чудовищны.

Играть надо на передней линии, потому что всё, отступая хоть на четверть, пропадает из глаз половины зала. То же получается и с декорациями. К примеру, повесьте на задней стене театра Петрушек картину так, чтобы для последних рядов она казалась висящей высоко. Для седьмого ряда она будет стоять на полу, а первые три ряда не увидят её вовсе.

Декорации противны духу театра Петрушек. Но двери, окна, дома, играющие роль планировки, - нужны, иногда даже необходимы.

Закрывать бока кулисами нельзя: оттуда часто смотрит многочисленная публика, которая любит окружить балаган. И в этом есть больше смысла и радости, чем в том, чтобы сделать кукольный театр коробкой, на манер человеческого. Передний портал ставиться для обрамления и масштаба; он не мешает смотреть и дает планировочные места.

Куклы не играют для одной точки зрения (или стороны зрения). Это, как древний театр, как цирк, - театр действия, а не панорамы. Петрушка создан для игры на партере, но может приспособиться играть и на возвышении, и даже в присутствии ярусов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: