Экономические методы менеджмента - это способы управления посредством материального воздействия. Материальное влияние как на целые организации, так и на отдельного работника образно называют «управлением рублем».
Экономические методы управления на предприятиях:
- бюджетный расчет: затраты предприятия покрываются частично или полностью из бюджета государства; - хозрасчет: прибыль за счет улучшения собственных показателей деятельности; - коммерческий расчет: источники воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия.
Экономическое стимулирование: - прямое материальное вознаграждение (зарплата, надбавки, премия); - дополнительные социальные выплаты: субсидии на питание и проезд, помощь в оплате образования, получение льготного кредита и т.д. Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента: государственный, внутризаводской и персональный. Государственный уровень - это экономические способы влияния государства на отдельное предприятие (организацию). Государство своими действиями может задать определенные финансово-экономические «правила игры» как для отдельного предприятия, так и для целой отрасли либо региона.
Три инструмента государственного влияния на предприятие: - налогообложение; - финансирование; - госзаказ.
Налогообложение может быть как обычным, так и льготным. Последнее заключается в уменьшенной ставке налогов на конкретное предприятие на определенный срок. Государство может и полностью освободить предприятие от налогов: регулируемые ставки налогов используется государством для стимулирования либо снижения активности предприятия.
Финансирование со стороны государства как инструмент управления может быть реализовано в двух формах. Первая - это прямые государственные (в т.ч. безвозмездные) субсидии предприятию. Вторая — это льготные (по заниженной ставке) банковские кредиты предприятию. Обычно в роли таких кредиторов выступают государственные банки. Но ими могут стать и банки коммерческие под воздействием государства.
|
Государственный заказ как инструмент управления заключается в следующем: государство заказывает предприятию продукцию в определенном объеме и ассортименте. Таким образом, вопросы маркетинга и сбыта решаются автоматически. Государство может позволить себе принять высокий уровень цен, произвести предварительную оплату. Государственный заказ - это форма государственной поддержки предприятия.
32.Сущность социально-экономических методов менеджмента. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.
33.Сущность социально-психологических методов менеджмента.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; регулирование межличностных и межгрупповых отношений; создание и поддержание морального климата в коллективе.
|
Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют диаграммой (пирамидой) Маслоу. Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
– знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
– сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
– мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
– хотеть (они должны быть мотивированы).
Пирамида Маслоу
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:– возможностями выполнить работу; – определить его рамки действий; – четко сформулировать цели и задачи;– создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей). Мотивационное управление концентрируется: – на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов); – чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности); – приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника); – усилении мотивов; – оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды); – удовлетворении потребностей; – обеспечении процесса мотивации. Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет: – к увеличению оборота и прибыли; – улучшению качества изделий; – к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; – повышенному притоку сотрудников; – повышению их работоспособности; – большей сплоченности и солидарности; – уменьшению текучести кадров; – улучшению репутации фирмы.
|
34.Организационная структура менеджмента.
Структура системы представляет собой:
состав ее элементов и подсистем, каждый из которых выполняет определенную функцию;
существующие между ними связи и отношения.
Исходя из этого, организационная структура менеджмента представляет собой совокупность органов управления и существующих между ними должностных и информационных связей.
Элементами организационной структуры менеджмента являются организационные роли, которые могут объединяться, образуя при этом звенья (подразделения) менеджмента, и находиться в отношениях подчинения, образуя иерархические уровни (ступени) менеджмента.
В основе образования и, соответственно, построения организационных структур лежит горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
Горизонтальное разделение труда (или департаментизация) представляет собой выделение относительно обособленных видов деятельности. Примерами такого разделения могут быть:
функциональное, когда выполняемая работа делится в соответствии со специальными или конкретными функциями менеджмента, это может быть управление производством, финансами, персоналом, сбытом и т.д.;
региональное, когда выполняемая работа делится в соответствии с тем местом, в котором выполняется работа; для предприятия, занимающегося розничной торговлей, это могут быть районы города, для промышленного предприятия это могут быть те страны, где расположены его филиалы и т.д.;
по виду выпускаемой продукции, для хлебозавода это может быть выпечка хлеба и производство кондитерских изделий; по виду потребителя, и здесь наиболее распространенным является деление на оптовых и индивидуальных покупателей, на внутренние и внешние рынки и т.д.; проектное, которое имеет место в том случае, если организация занимается проектной деятельностью и за определенными исполнителями закрепляется выполнение определенного проекта. Вертикальное разделение труда является следствием необходимости управлять трудом большого числа людей, занимающих различной деятельностью, когда руководитель, не будучи в состоянии делать это полностью сам, набирает штат помощников, наделяя их соответствующими полномочиями и создавая при этом уровни управления. По виду передаваемых полномочий выделяют структуры линейные и штабные.
В соответствии с признаком разделения управленческого труда можно проводить и классификацию организационных структур: во-первых, по признаку департаментизации выделяют функциональные, региональные, продуктовые, потребительские и проектные структуры; при этом следует учитывать, что речь идет о департаментизации на одном уровне управления, т.е. возможны, например, структуры, в которых на верхнем уровне управления проведена региональная департаментизация, а на среднем - функциональная; если же на одном уровне управления проведена департаментизация, то тогда речь идет о матричных структурах управления; во-вторых, по виду передаваемых полномочий выделяют структуры линейные и штабные (или линейно-штабные).
35.Дать характеристику линейной структуре менеджмента.
Линейные структуры управления возникают при передаче задач и полномочий от руководителя к подчиненному и далее к другим подчиненным, образуя при этом уровни управления. Основной характеристикой таких структур является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейных структур определяет их достоинства и недостатки.
Основным достоинством является быстрота принятия управленческих решений и доведения до исполнителей, легкость контроля за работой исполнителей, а основной недостаток - высокий уровень требований к компетентности руководителей на любом уровне, поскольку он должен быть компетентен при выполнении любых управленческих функций.
Различают плоские и многоуровневые линейные структуры.
Плоская линейная структура характеризуется большим диапазоном управления и, соответственно, небольшим количеством уровней управления. Многоуровневая структура напротив характеризуется небольшим диапазоном управления и большим количеством уровней управления. В плоской структуре отсутствуют многие проблемы, связанные с передачей информации с одного уровня на другой, следовательно, они являются более дешевыми, но, с другой стороны, в таких структурах меньше контроль за подчиненными, чем в многоуровневых. Таким образом, разные структуры предъявляют разные требования к методам мотивации персонала.
36.Дать характеристику функциональной структуре менеджмента.
Функциональные структуры управления, являющиеся продуктом функционального разделения управленческого труда являются наиболее старыми. В такой структуре за управленческими отделами закрепляется выполнение различных функций управления и в зависимости от вида деятельности организации и ее целей эти функции могут быть разными: для производственного предприятия это могут быть - производство, коммерческая деятельность, финансы, НИОКР; для вуза - учебная, научно-исследовательская и административная работа. Основными достоинствами функциональной департаментизации являются: стимулирование профессиональной специализации сотрудников и руководителей, хорошая адаптация сотрудников к работе в такой системе; относительно небольшое дублирование управленческой деятельности. Основные недостатки функциональной структуры: ни одна из служб не ориентирована на достижение целей всей организации, поскольку не несет за них ответственности; сложность подготовки руководителей высшего уровня, поскольку руководители среднего уровня знают только свою узкую профессиональную область.
Следствием этих недостатков является малая применимость функциональных структур для больших корпораций, особенно на высшем уровне управления.
37.Дать характеристику линейно-функциональной структуре менеджмента.
Линейно-функциональная структура сочетает в себе преимущества линейных и функциональных структур. Для ее формирования используют шахтный принцип построения и специализации в процессе управления. Подразделения образуются по видам деятельности организации. Функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций. Руководство функциями осуществляет вице-президент. Системообразующими являются вертикальные связи, которые делятся на:
1. Основные (линейные) – по средствам которых руководство осуществляет прямое управление подчиненными. Линейный руководитель определяет главные задачи в конкретный момент времени и конкретных исполнителей. Линейные связи направлены сверху вниз и регулируются с помощью распоряжений, указов, приказов.
2. Дополнительные (функциональные) – носят совещательный характер. По средствам этих связей организационные подразделения могут давать распоряжения работникам нижестоящего уровня по вопросам своей компетенции.
Линейно-функциональная структура наиболее распространена, но ее следует использовать в небольших и средних организациях, которые производят ограниченный ассортимент продукции и работают в стабильных внешних условиях.
Достоинства (возможности): 1. Структура повышает ответственность руководителя организации за конечный результат деятельности; 2. Способствует повышению эффективности использования рабочей силы всех видов; 3. Упрощает профессиональную подготовку; 4. Создает возможности для карьерного роста сотрудников; 5. Позволяет легче контролировать деятельность каждого подразделения и исполнителя.
Недостатки: 1. Ответственность за получение прибыли ложится на руководителя предприятия; 2. Усложняется согласованность действий функциональных подразделений; 3. Замедляется процесс принятия и реализации решения; 4. Структура не обладает гибкостью, так как функционирует на основе множества принципов и правил.
38.Дать характеристику проектной и матричной структуре менеджмента.
Проектные структуры управления могут возникать при проведении научных исследований и конструкторских разработок сложных изделий, когда на создание самого проекта требуется затратить немало средств и времени, привлекая высококвалифицированных специалистов различных специальностей. Это побуждает введение такой должности как руководитель проекта с подчинением ему всех работников, участвующих в проекте, и всех необходимых для этого финансовых и материальных ресурсов. Если организация реализует несколько проектов, то, соответственно, возникают руководители проектов А, Б и т.д. Таким образом, можно прийти к организационным структурам проектного типа, которые не получили широкого распространения по следующим причинам: ограниченность времени выполнения любого проекта; при выполнении определенного проекта не всегда можно обеспечить полную занятость какого-либо специалиста, хотя его услуги и необходимы время от времени; при выполнении проектов возникает необходимость использовать различное, зачастую дорогостоящее, оборудование и, если его отдать в распоряжение руководителя одним проектом, то для других оно становится практически недоступным.
По этим причинам проектные структуры должны периодически меняться, т.е. человек должен достаточно часто переходить из одного структурного подразделения в другое. Такая ситуация помимо организационных неудобств создает и отрицательный эмоциональный эффект, который выражается в том, что:
частые организационные изменения вызывают у людей чувство неопределенности, чего не любят специалисты высокой квалификации; частые переходы из одного подразделения в другое приводят к снижению производительности, поскольку затрачивается время на адаптацию в новом коллективе; высоко квалифицированные и узко профильные специалисты, которых широко привлекают к разработке проектов, предпочитают на работе объединяться в группы на профессиональной основе, поскольку это: во-первых, способствует профессиональному росту,
во-вторых, вселяет уверенность в том, что результаты их деятельности будут по достоинству оценены руководителем, имеющим с ними одну специальность; в-третьих, способствует более быстрому разрешению возникающих профессиональных проблем. По этим причинам проектные организации достаточно быстро переходят к матричным организационным структурам управления.
Матричные структуры менеджмента, называемые в проектных организациях еще программно-целевыми, объединяют в себе два начала структурного деления: проектное и функциональное (см. рис. 7.13). Т.е. происходит деление организации на структурные подразделения и, вместе с тем, выделяются руководители проектов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя организации. Этим руководителям проектов временно или только для выполнения строго определенных работ подчиняются сотрудники функциональных подразделений. Но по всем вопросам, выходящим за рамки работы над проектом, эти сотрудники подчинены руководителям своих функциональных подразделений, в распоряжении которых находится и необходимое исполнителям оборудование.
Матричные структуры применяются не только в проектных организациях, но и на крупных промышленных предприятиях. Например, если предприятие выпускает продукцию различных видов и возникает необходимость отслеживать и оценивать эффективность работы не только отдельных структурных подразделений и производств, но и определять прибыльность каждого вида продукции, то целесообразно возложить ответственность за сопровождение каждого продукта от момента запуска в производство до послепродажного обслуживания на одного человека, которого условно можно назвать “руководитель продукта”. В этом случае структура управления также будет матричной, т.е. сочетающей функциональную и продуктовую.
41.Факторы, влияющие на стиль руководства.
Весьма распространенным, к сожалению, является суждение о том, что власть и руководящая должность являются наиболее значимыми факторами успешного управления. Они являются необходимыми, но не достаточными условиями эффективной деятельности любой организации. Для этого нужно еще эффективное руководство, т.е. способность влиять на людей, быть лидером. Если власть определяется как возможность влиять на других людей, то лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Эта способность реализуется через стиль руководства конкретного руководителя. Один руководитель использует жесткий стиль с угрозой наказания, другой – более мягкие методы, основанные на поощрении и учете потребностей работников, третий во главу угла ставит благоприятные отношения в коллективе, четвертый комбинирует все эти методы. Таким образом, под стилем руководства следует понимать систему поведения руководителя по отношению к подчиненным с тем, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению поставленных целей.
На стиль руководства могут оказать влияние различные факторы. Главными из них являются:
Экономическая ситуация. В периоды экономических спадов (или для того, чтобы поднять нерентабельное предприятие) имеется тенденция к увольнению людей, введению режима строгой экономии, ужесточению контроля, усилению централизации. Культурно-историческая среда. Все страны бывшего СССР на протяжении многих десятилетий развивались в условиях жесткого авторитаризма и тоталитаризма. И это не могло не сказаться на формировании наших стереотипов и ожиданий в отношении стиля руководства.
Стиль руководства вышестоящего начальника. Изменение стиля руководства на высшем уровне ведет к изменению его и на более низких уровнях.
Личностные особенности конкретного руководителя. Индивидуальность людей во многом формируется наследственностью, семейным окружением и опытом, приобретаемым до назначения на руководящую должность. Справедливо ли с ним обращались? Постоянно ли держали в рамках строгой дисциплины? Хвалили, одобряли, поощряли человека или нет? Все это влияет на формирование стиля лидерства. Его можно сравнить с манерой исполнения музыкального произведения, когда ноты одни, а каждый исполнитель трактует произведение по-своему, привнося в него что-то свое, улучшая (или ухудшая) его. Однако стиль руководства — не личное дело руководителя. Он является объективным фактором совершенствования (или ухудшения) деятельности организации. Поэтому менеджерам необходимо изучать различные стили лидерства, их особенности, достоинства и недостатки, соответствие сложившимся ситуациям и все это использовать в практике руководства. В теории менеджмента есть различные подходы и классификации стилей руководства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
42. Лидерство: сущность и формы.
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны: - проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека; - достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации; - уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: - видение ситуации в целом; - способность к коммуникациям; - доверие сотрудников; - гибкость при принятии решений.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего.
43.Коммуникации в менеджменте.
Кoммyникaция - этo пpoцecc oбмeнa инфopмaциeй, oпытoм и cвeдeниями. Кoммyникaция являeтcя нeoтъeмлeмoй чacтью фyнкциoниpoвaния пpeдпpиятия, и мeнeджep тpaтит нa нee oт 50 дo 90% cвoeгo paбoчeгo вpeмeни. Кoммyникaции пoзвoляют кoopдиниpoвaть дeятeльнocть кaк внyтpи пpeдпpиятия, тaк и нaлaживaть внeшниe кoнтaкты. Кoммyникaции нa пpeдпpиятии (внyтpeнниe) дeлятcя нa двa видa: вepтикaльныe и гopизoнтaльныe, вepтикaльныe жe дeлятcя в cвoю oчepeдь нa вocxoдящиe и ниcxoдящиe. Вocxoдящиe кoммyникaции - этo пpoцecc пepeдaчи инфopмaции oт иcпoлнитeлeй (пoдчинeнныx) к pyкoвoдитeлю. Дaнный вид пepeдaчи инфopмaции чaщe вceгo peaлизyeтcя в видe oтчeтoв o дeятeльнocти и paциoнaлизaтopcкиx пpeдлoжeний.
Ниcxoдящиe кoммyникaции - этo пpoцecc пepeдaчи инфopмaции oт pyкoвoдитeля к пoдчинeнным (пepeдaчa coтpyдникaм yкaзaний). Гopизoнтaльныe кoммyникaции - этo пpoцecc oбмeнa инфopмaциeй мeждy coтpyдникaми oднoгo ypoвня (линeйными pyкoвoдитeлями, кoтopыe нe пoдчиняютcя дpyг дpyгy). Гopизoнтaльныe кoммyникaции пpoиcxoдят c цeлью oбмeнa peзyльтaтaми paбoт, oпытoм и личнoй инфopмaциeй. Внeшниe кoммyникaции - oбмeн инфopмaциeй, кoтopый пpoиcxoдит мeждy пpeдпpиятиeм и внeшнeй cpeдoй, пoзвoляeт eмy быть в кypce пoтpeбнocтeй пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, paбoты пocтaвщикoв, пocpeдникoв и кoнкypeнтoв, a тaкжe oтcлeживaть нoвыe тeндeнции в нayкe (изoбpeтeния, тexнoлoгии). От эффeктивнocти opгaнизaции дaннoгo пpoцecca зaвиcит ycпex фиpмы. Чeм вышe cкopocть пepeдaчи инфopмaции нa пpeдпpиятии и чeм oнa дocтoвepнee, тeм пpoдyктивнee oнo paбoтaeт. Пpимepoм пocлeдcтвий пpeдocтaвлeния нeдocтaтoчнo дocтoвepнoй инфopмaции являeтcя извecтнoe лeкapcтвo для бepeмeнныx жeнщин - тeнaзaдpин, кoтopoe иcпoльзoвaлocь вo вceм миpe и пpивeлo к poждeнию oгpoмнoгo кoличecтвa дeтeй c нepaзвитыми кoнeчнocтями. Онo peклaмиpoвaлocь кaк yнивepcaльнoe бeзoпacнoe cpeдcтвo, тoгдa кaк иcпытaния нe были oкoнчaтeльнo зaвepшeны. В peзyльтaтe фиpмa пoнecлa oгpoмныe yбытки и пoдopвaлa cвoй имидж.
Пoмимo paздeлeния нa внyтpeнниe и внeшниe, кoммyникaции пoдpaздeляютcя нa вepбaльныe и нeвepбaльныe. Вepбaльныe кoммyникaции - этo пpoцecc oбщeния пpи пoмoщи cлoв, кoтopыe мoгyт быть пиcьмeнными и ycтными. Пpи paбoтe пpeдпpиятия ocoбoe знaчeниe имeeт пиcьмeннaя фopмa (дoкyмeнтooбopoт), тaк кaк пpи cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax вo внимaниe бepyтcя нe ycтныe дoгoвopeннocти, a пиcьмeнныe дoкaзaтeльcтвa. Нeвepбaльныe кoммyникaции - этo oбщeниe c пoмoщью мимики, жecтoв, взглядoв (нeдapoм вcтpeчaeтcя выpaжeниe "гoвopящий взгляд"). В пpoцecce oбщeния вepбaльныe и нeвepбaльныe cимвoлы мoгyт дoпoлнять дpyг дpyгa, a мoгyт пpoтивopeчить. Этo cвязaнo c тeм, чтo нeвepбaльнoe oбщeниe идeт нa пoдcoзнaтeльнoм ypoвнe и чeлoвeк peдкo мoжeт кoнтpoлиpoвaть cвoи пocтyпки. В нacтoящee вpeмя нeвepбaльнoмy oбщeнию yдeляeтcя ocoбoe внимaниe, тaк кaк oнo бoлee дocтoвepнo xapaктepизyeт чeлoвeкa кaк личнocть и выявляeт eгo иcтинныe нaмepeния.
45. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:
Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели.
Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации.
Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. И с этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. Например, принимая решение о пожизненном найме работников руководство предприятия понимает, что неизбежны дополнительные затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение лояльности работников и поддержание корпоративного духа будет, в долгосрочной перспективе, выгоднее для предприятия.
Именно умение принимать решения, видя их недостатки, но не позволяя им парализовать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения. В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу.
Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.
Соответствие полномочиям ЛПР, что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия.
Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных.
Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения.
Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным.
46. Процесс выработки, принятие и реализации решения.