Праздник русских народных ремёсел .




Дымковская

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Дети рассказывают о дымковских игрушках.

Кони глиняные мчатся

на подставках что есть сил,

и за хвост не удержаться,

если гриву упустил.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Хозяюшка: А какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Хозяюшка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Хохлома

1. Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома.

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

2. На этот товар любуйтесь, долго не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Воспитатель: Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.

Хозяюшка: А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы.

ГОРОДЕЦ

Хозяюшка: Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Хозяюшка: Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Дети:

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают.

Хозяюшка: Посмотрите на Городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.

 

Пояснительная записка
Сценарий праздника «Ярмарка ремёсел» разработан для подведения итогов выставки, посвящённой народным промыслам Руси.
Его главная идея в том, что изучая и создавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.
Сценарий «Ярмарка ремёсел» может быть реализован на мероприятиях посвящённых декоративно – прикладному творчеству в средней общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования. Его легко адаптировать для детей дошкольных учреждений старших и подготовительных групп.
Праздник ведут четыре человека: ведущий 1, ведущий 2, старый казак Григорий, молодой казак Степан. В ходе праздника «казаки» знакомят аудиторию с донским казаком Матвеем Ивановичем Платовым, через его патриотическое отношение к русским ремесленникам и к своей Родине. Ведущие уделяют много внимания работам, подготовленным детьми, как к выставке, так и сделанных ими на конкурсах в рамках праздника. По ходу мероприятия детская аудитория из зала тоже задействуется в конкурсной программе. Это даёт детям ощущение причастности к происходящему в зале действию.
Цель.Обогащение духовной жизни обучающихся, приобщение их к богатствам национальной культуры; установление творческих связей между обучающимися детских объединений; воспитание патриотического отношения к истории своей Родины; обмен опытом среди педагогов.
Задачи:
- развивать культуру детского творчества и досуга;
- выявлять и поддерживать одаренных детей;
- помогать реализовывать творческие идеи обучающихся и педагогов;
- воспитывать уважение к истории и культуре своей Родины.
- привлекать внимание родителей, общественности к детскому творчеству;
- способствовать обмену педагогическим мастерством между учителями дома детского творчества;
Материалы: «Гуашь», набор кистей для рисования: №2, №3, №4, четыре листа 3-А, контурные изображения домов для росписи (дом Барби, апартаменты «Снежной королевы», домик «Русалочки», дом «Звездочёта»); солёное тесто, ленты, природный материал, основа под картину с рамкой, бросовый материал (пакеты, пластиковая посуда), полимерный клей.
Оборудование: экспонаты декоративно – прикладного творчества, микрофон, ПК, музыкальное оборудование, столы для мастер – классов, 1 стол для ведущих; необходимое количество посадочных мест для гостей и участников праздника.
Музыкальное оформление.
I. Русские народные песни:
1. V.A. - Ансамбль Русская Дружина «Как за Доном, за рекой».
2. Течёт ручей (русская народная песня)- минус
3. В горнице моей светло - минус
4. Дорогая сердцу земля - минус
5. The world is mine - (ремикс под русские народные песни)
6. Ансамбль Русская Дружина - Ой, При Лужку, При Лужке
7. «Пёрышко»
8. Ой, при лужку при лужке.
9. Пёрышко.
II. Русская этническая музыка - Речка (муз. Святослава Курашова).
III. Современная популярная музыка ( подбирается в зависимости от современных музыкальных тенденций, с учётом моральных норм).

Ярмарка ремёсел

I. Вступление
Праздник проходит на фоне выставки детских работ декоративно – прикладного творчества и живописи по теме: «Народные промыслы Руси».
Под звуки русской этнической музыки «Речка» на сцену выходят ведущие читают стихи.
Ведущий 1.
Во дни тревог, во дни сомнений
Как сердце верой окрылить?
Эпохи вздыбленной крушенье
Дано ли нам остановить?
Ведущий 2.
Веками Русь жила своим умом
И грады-сказки строила по кручам.
Особой статью, песней, ремеслом
И верою красив и славен русич.
В былинах, сказках ли богатырей
Заморским ядом только ведь и брали.
Не дай нам Бог слепых поводырей,
Да лишь бы мы незрячими не стали.
Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,
Соблазном нас греховным подкосили.
Без праведника не стоит село!
И не подняться без него России! (Валентин Суховский).
На сцену под звуки песни «Ой при лужку, при лужке» выходят старый казак Григорий и молодой казак Степан.
Старый казак. Хорошо мы с тобой зашли, Степан! Какая красота! В зале дети, вокруг предметы ручной работы. Так мы на ярмарке ремёсел! Ремёсел, которыми занимаются ребята этого дома творчества.
Молодой казак. Ребята, вы удивительные люди, вы – мастера! Смогли из всякой всячины столько полезных в хозяйстве вещей понаделать. Хотел бы я каши из таких вот тарелочек поесть, покрытых сплошь нашей, приятной русскому сердцу хохломской росписью. А там вон дощечка, украшенная жостовской росписью. На такой очень приятно хлебушек порезать. Дядька Василий, а ты когда - нибудь лес сделанный из бус видел?
Старый казак. Из бус? Не видел.
Молодой казак. Так полюбуйся. Видимо, в этом доме такой лес – обычное дело. А ведь лес не простой – весь собран из любимых цветов гжельских художников.А там птицы, которые в наших лесах поют. Только их в природе увидеть редко можно, а здесь, пожалуйста! Вон как лаком переливаются. А казачка, какая в золотом сарафане! Я себе такую в невесты не раздумывая, взял бы.
Старый казак. Прав был казак Матвей Иванович Платов, когда говорил: «Наши на что не взглянут – всё могут сделать!»
II. Мастер – класс
Ведущий 1. Ребята, видимо казаки в нашем деле толк знают. Предлагаю показать им наши умения и подтвердить слова нашего донского казака Платова, что русский человек, за что не возьмётся – всё ему по силам. Сейчас мы совместными усилиями создадим картину. Она же будет эмблемой нашего сегодняшнего праздника. И назовём мы её «Цветы дружбы».
Звучат фанфары к началу мастер-класса?
Объявляется «Мастер – класс»! Вернее мастер – классы, которые проведут наши педагоги. Картина будет состоять их предметов выполненных в разных техниках, которыми владеют наши педагоги (работа с лентами, живопись, полиэтиленовый креатив, работа с природным материалом, тестопластика). Все детали выполненяются в стиле декоративных русских промыслов и в цветовой гамме соответственно.
Ведущий 2. Условия конкурса. За столом у каждого педагога размещается пять человек. Участником может стать любой желающий. На мастер - класс нельзя идти к своему педагогу. То есть, у кого-то будет возможность научиться новой технике декоративно – прикладного творчества, а у кого-то овладеть основами живописного мастерства. За две минуты до конца мастер-класса педагоги- участники собирают картину из деталей, заготовленных всеми участниками. На создание шедевра отводится 15 минут.
Ребята желающие поучаствовать займите места за столами.
Во время конкурса звучат русские народные мелодии.
Итог. Ну что ребята, правильно мы нашу картину назвали «Цветы дружбы»! (Да!!!) Я с вами согласна. Ведь все без исключения присутствующие в этом зале – умелые, талантливые, добрые и, самое главное, дружные люди.
Ну что, казак Василий, наши мастера сохранили добрую славу о себе? Оправдали они слова Платова?
Старый казак. Молодцы. Казак Платов гордился бы вами. Вон, какую работу вместе сделали. Такие люди и в деле и на войне себе верными остаются.
Молодой казак. Расскажи нам, батька, про Платова. ( Отрывок из произведения Лескова Н.С. «Левша»).
Старый казак. Когда император Александр Павлович окончил Венский совет, то захотел по Европе поездить и в других государствах чудес посмотреть. И был при нем донской казак Платов, который этого склонения не любил. Чуть что Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть — и чем-нибудь отведет. Англичане, к примеру, стали звать государя во все свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться. Платов себе сказал: «Ну, уж тут шабаш. До сих пор я еще терпел, а теперь нельзя. Я своих людей не выдам».
Молодой казак. Ну и что же сделал Платов?
Старый казак. А ты слушай, не перебивай. На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Англичане подают государю пистолю, что взяли из рук Аболона Полведерского.
- Вот, — говорят, — какая у нас производительность.
Государь этому не удивился, у него такие в Царском Селе есть.
- А это пистоля неизвестного, неподражаемого мастера, ее нам адмирал у атамана разбойничьего в Канделябрии из-за пояса вынул. Государь глянул на пистолю и наглядеться не может.
- Ах, ах, — говорит, — как это так, да как же можно так тонко сделать?
А Платов, смеясь на эти слова, опустил руку в широкие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане: «Это не отворяется!», а он внимания не обращает, ну замок ковырять, повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Молодой казак. Этот казак Платов крепко русский был. За своих душой болел.
Старый казак. Уж болел, так болел, доблестный российский воин… Государь думал, что равных англичанам в искусстве нет, а Платов так говорил: «Наши на что взглянут — всё могут сделать».
III. Дефиле (конкурс – домашнее задание: подготовить модное дефиле
с элементами народных промыслов Руси в одежде, головных уборах, макияже).

Ведущий 1. Самое сердце тронул рассказ старого казака. Гордостью преисполнилось оно за русский народ. Знал бы казак Платов, что будут такие мастерицы в будущем, которые сами модели придумывают, себя, и народ в них одевают да ещё свои изделия сами демонстрируют.
Приглашаем вас на дефиле мастериц из детских объединений нашего дома творчества.
Итог. Молодой казак. Вот куда надо казакам ходить, себе невест искать. Моё сердце тоже тронуто и гордостью переполнено.
IV. Распиши домик
Ведущий 2. Тема выставки «Художественные промыслы Руси». Все детские объединения основательно изучили промыслы мастеров нашей Родины.
Этим вступлением я подготавливаю вас к конкурсу, который называется «Распиши домик». В конкурсе участвуют пять команд по три человека в каждой.
Задание: расписать дом в любом стиле тематики конкурса, согласно персонажу, который мог бы в нем жить.
Ведущий 1. Условия конкурса: Персонаж, для которого команда будет расписывать дом, выбирает один из участников команды «вслепую», взяв карточку с заданием со стола ведущих. (Приложение 1). На мольберты крепятся контурные изображения домов сказочных персонажей. (Приложение 2). Расписывать дом участники могут по очереди или одновременно всей командой. На конкурс отводится 15 мин.
По моей команде участники кладут кисточки, и члены жюри выбирают самую лучшую работу. Критерий один: единогласное согласие членов жюри и всех присутствующих в зале, что действительно данный сказочный персонаж уютно чувствовал бы себя в расписанном для него доме.
Ведущий 2.
Ребята, желающие поучаствовать в конкурсе, подойдите ко мне.
Возьмите карточки со стола и прочтите вслух, какой команде, какое досталось задание.
За дело!!!
Ведущий 1. Пока команды проявляют свои дизайнерские способности, предлагаем вам послушать песню «О мастерах» в исполнении группы «ВИА Кисточки» (обучающиеся дома творчества). (Музыка Юлий Ким: слова Алексей Рыбникова).
Ведущий 2. Я смотрю, участники конкурса «Раскрась домик» хорошо справляются с поставленной задачей. Да и как иначе? Когда появилась возможность самому украсить дом для персонажей, любимых всеми детьми (жители домиков, всем известные сказочные персонажи: Снежная Королева, Винни – Пух, Русалочка, Звездочёт, Барби).
У них ещё есть время, и мы тоже его неплохо проведём во время конкурса «Ловкие руки – доброе сердце»
Задание: кто первый нарисует и вырежет сердечко.
Условия конкурса:
1. Могут участвовать все люди, сидящие в зале.
2. На столах, в зале приготовлены: цветная бумага, простые карандаши, ножницы.
3. Кто первый справится, поднимет своё сердечко вверх. Затем мы подождём, когда все участники закончат вырезать сердечки и зададим нашему победителю вопрос. А свой вопрос я задам в нужный момент.
Желающие поучаствовать в конкурсе займите свои места за столами.
Начинаем по команде. Итак, 1, 2, 3 – начало игры.
Во время конкурса звучит современная популярная музыка.
Вот и определился наш победитель. Представься. А вопрос у меня к тебе такой: Кому ты подаришь своё сердечко? Все, кто участвовал в конкурсе, могут подарить своё «доброе сердечко» любому человеку в зале.
Ведущий 2. Уважаемые художники, ваше время истекло. Приглашаем членов жюри и, конечно же, всех присутствующих в зале, стать справедливыми судьями в этом конкурсе.
Слово предоставляется председателю жюри.
V Заключение.
Подошёл к концу наш праздник ремёсел. Хочу ещё раз выразить своё восхищение вашими работами, которые украсили стены выставки. Не перестаю удивляться и радоваться: сколько новых идей вы всегда вкладываете в свои творческие работы. И сколько теплоты, любви, и мастерства вложили в вас педагоги, чтобы ваши руки стали такими умелыми. Далее идёт вручение дипломов и грамот участникам выставки.
После вручения под звуки казачьих народных мотивов все ведущие праздника выходят на сцену.
Ведущие хором: дорогие друзья, до свидания, до новых встреч!

Литература.
1. Лесков Н.С. Левша. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 7
2. Суховской В. Сборник "Мелодии души", 2006.
3. Раскраска «Дома и замки». Издательство: Белорусский Дом Печати; Год выпуска: 2011.

Приложение 1
Карточки.
1. Украсить стены домика для Барби.
2. Апартаменты «Снежной королевы».
3. Дом, в котором бы понравилось жить «Вини – Пуху».
4. Оформить домик для «Русалочки».
5. Украсить стены дома «Звездочета».

Приложение 2

1. Дом Барби


2. Апартаменты «Снежной королевы»


3. Дом Винни - Пуха


4. Дом Звездочёта


5. Домик Русалочки


Приложение 3
Песенка о мастерах из фильма «Красная шапочка»
Один глупый лесоруб,
Знаете такого,
Захотел себе тулуп
Сделать без портного,
Положил он свой топор
Далеко на полку,
И не может до сих пор
Нитку вдеть в иголку.
Па-па-па-положил он свой топор,
Да-да-да-далеко на полку,
И не может до сих пор,
И не может до сих пор,
Нитку, нитку, нитку вдеть в иголку
Один глупый капитан
В бурную погоду,
Взял и сел на барабан
Вместо парохода,
В это время град пошел
Покрупней гороха,
Барабану хорошо,
Капитану плохо.
В это- в это- в это время град пошел,
По-по-по-покрупней гороха,
Барабану - хорошо,
Барабану - хорошо,
Капи- капи-капитану – плохо.
Шили плотники штаны,
Вот тебе и брюки,
Пели песенку слоны,
Вот тебе и звуки,
Лили воду в решето,
Вот тебе и здрасте
Лучше все-тки делать то,
Что ты делать мастер.
Ли-ли-ли-ли-лили воду в решето,
Во-во-во-вот тебе и здрасте,
Лучше все-тки делать то,
Лучше все-тки делать то,
Что ты, что ты, что ты делать мастер.
Текст песни: музыка Юлий Ким: слова Алексей Рыбников.Состав участников: учащиеся с 1-4 класс, ,родители.

Цель:

Приобщение учащихся к традициям русских народных праздников.

Задачи:

-создать условия для формирования интереса к русским народным ремеслам, фольклору.

-развить творческие способности воспитанников.

-создать условия для сотрудничества,общения,сотворчества:педагог-учащиеся- родители.

Подготовка к празднику :

1.Сбор экспонатов для выставки.

2.Разработка сценария.

3.Подготовка ведущих к проведению праздника (Скоморохи).

4.Подбор литературы и музыкального оформпения.

5.Изготовление сувениров,сундука,куклы Параскевы.

6.Приготовление карточек с названием ремесел,предметов быта.

7.Закупка призов.

8.Оформление класса.

План проведения праздника:

1.Встреча,приветствие гостей.

2.Проведение праздника:

-рассказ ведущего о праздниках Кузьминки и Параскевы-Льняницы.

-инсценированный рассказ о русских народных ремеслах.

-проведение игр,конкурсов:пословиц,скороговорок,загадок,частушек.

-награждение участвующих призами по ходу проведения праздника.

-подведение итогов-украшение Параскевы

Ход праздника.

Ведущий:

- Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Приглашаю вас на праздник наш. Ноябрь за окном, месяц студеный ,с долгими темными вечерами, да с грудами замершей земли. Не зря в народе этот месяц назывался Грудень, и поговорку придумали: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца».

Много интересного вы сегодня узнаете о осенних праздниках.

Вспомним 2 из них-Кузьминки и Параскевы-Льняницы.

Праздник Кузьминки связан с именами 2 братьев,святых Кузьмы и Демьяна ,которые оберегают и помогают мужским ремеслам,в первую очередь-кузнецам.Считается,что они обладают одним из важнейших кузнечных орудий-молотом и помогают при ковке плугов для возделывания земли.Этот праздник-день всех ремесленников.

Праздник святой Параскевы связан с покровительством женщин и всего женского пространства:материнства,семьи,дома,ремесел. Именно женщина хранительница традиций русского народа.Она может вязать,шить,залатать прореху,красиво вышить,обустроить домашний очаг. Параскеву почитали как великую труженицу. Вот и к нам она сегодня пришла,да не с пустыми руками(рядом стоит сундук с экспонатами ремесел).

Скоморохи: появляются

- Здравствуйте ,детушки малые,да люди добрые! Собрались мы позабавиться ,да потешиться.Поиграть,пошутить, посмеяться ,да русские ремесла припомнить.Смеха вам, веселья,но еще и уменья.

Показывают кукол-скоморохов,сшитых на предыдущих занятиях. Вот уменье, так уменье, мы их всем показывали, всем про них рассказывали, а теперь время пришло о народных ремеслах послушать.

1 скоморох-достает из сундука гребень, веретено, прялку, показывает. Загадывает загадку о веретене. Рассказывает о предметах из сундука, которые нужны для ручного прядения .

- Ручные гребни существовали для расчесывания волокон, которые скручивались при помощи веретена,и прялись на прялке. Ручное прядение известно давно, оно распространено везде ,кроме Крайнего Севера,где носили меховые одежды.

2 скоморох-показывает ткацкий станок,загадывает о нем загадку.Рассказ о тка честве :ткацкий станок-одно из наиболее древних орудий труда человека

-Ткачество одно из самых древних ремесел. Для ткачества широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно - его пололи, дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали. Псковский лен славился во всей Европе.-«Русским шелком» его называли.

Вопрос присутствующим - что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи).

Демонстрация вещей. Проведение игры «Длинная коса».

3 скоморох - загадывает загадки о вязании ,демонстрирует вязаные вещи и рассказывает о вязании.

-Ремесло в России появилось в конце 18 века, старшие ткали или пряли, а те кто помоложе вязали. Главное орудие вязальщиц –это спицы и руки, которые обеспечивали всю семью теплыми вещами. Показывает образцы вязанных вещей, задает вопрос о количестве спиц, задействованных при вязании данных изделий.

Проведение игры «Размотай клубок».

1 скоморох-загадывает загадку про хлопок,иголку.Демонстрирует полотенцес с выиивкой.

-Как только человек научился делать вещи ,он начал их украшать. Уже в древности люди поняли, что вещи нужны не только для пользы дела, но и красоты. Вышивка насчитывает века. Для Руси характерна вышивка крестом, гладью. Загадка об утюге.

Проведение игры «Куда ниточка,туда и иголочка».

2 скоморох- показывает изделия из бересты, спрашивает из чего сделаны изделия ? Загадывает загадки о березе.

-Плетение лаптей - одно из самых древних и необходимых крестьянских дел, заранее готовили бересту, лыко, колодку по размеру ноги и плели из бересты лапти, а чтобы лапти носились дольше вплетали лыко. Лапоть плесть - раз в сутки есть, а старые ковырять-с голоду умирать.

Проведение игры «Достань лапоть».

Скоморохи

-А теперь предлагаем вам себя показать, других посмотреть. Переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.

Ведущий:

-Погоди честной народ,отдохни немножко,

Вот Потешница идет ,поразвлечь немножко.

Появляется Потешница , проводит конкурсы:

-кто больше знает пословиц

Скоморохи проводят конкурсы:

-частушек

-скороговорок

Вместе организуют русские народные игры:

-колечко

-Тетера

Итог праздника:

Ведущий:

- Дорогие наши гости и ребята, вот и заканчивается праздник, во время которого все получали призы, за ваше умение, старание, ловкость.

Так давайте уважим Параскеву и украсим ее своими поделками

Украшение Параскевы.

Скоморохи прощаются:

Эх,Ероха,Ероха!Сидели бы мы дома,

Точили бы веретена!

Не увидели бы праздника такого,

Не веришь? Не верь.

Открой лучше дверь!

Всем домой пора пришла,

Мы прощаемся ,пока!

Скоморохи забирают детей и уходят.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.Конкурс загадок.

Загадки загадывают скоморохи по ходу рассказа о ремеслах.

Веретено - чем больше я верчусь, тем больше я толстею.

Ткацкий станок - ногам тревога,по животу дорога,а на коленях ярмарка.

Лен - паренек синеглаз,нам рубашки припас.

Клубок ниток - маленький,кругленький, а за хвост не поднять.

Спицы ,вязание - две веселые сестрицы на все руки мастерицы:

Сделают из ниточки носки и рукавичечки.

Хлопок - легкий, а не пух,мягкий,а не мех,белый,а не снег,но оденет всех.

Иголка - быстрая, блестящая, мастерица настоящая, за труд не требует наград, весь мир ее обновкам рад.

Утюг - в полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад,то вперед, а за ним такая гладь- ни морщинки не видать.

Береза - зелена, а не луг,бела, а не снег, кудрява,а без волос.

-Не заботясь о погоде,в сарафане белом ходит,а в один из теплых дней, май сережки дарит ей

2.Конкурс частушек:

-Мы веселые ребята интересно все живем

Про народные ремесла вам частушки пропоем.

-Дайте лен,дайте лен,дайте 40 веретен.

Стану прясть –попрядывать,на дружка поглядывать.

Яндекс.Директ

Детские праздники. Недорого!Акция -30%!Агентство детских праздников«Веселая Страна»-новое поколение праздника! Мойки из искусственного камняСкидка 25%! Под ключ за 3 дня. 1000 видов камня. Бесплатный замер. Звоните!

-Шила милому рубаху вышла рукавица,

Посмотри мой дорогой ,какая мастерица.

-Моя прялка не прядет,колесо не вертится,

Что-то милый не идет видно долго сердится.

-Шила,шила сарафан,исколола пальчики,

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики.

-Сидит заяц на осине плетет лапти вечерком,

Чтобы наши грибники не ходили босяком.

-А у нас милашка Дашка, рукодельная была

В решето коров доила, кочергой полы мела.

-Мы не все частушки спели ,знаем много их втроем,

Приходите в гости снова,мы другие вам споем.

3.Бой скороговорок:

Кто-то пусть скороговорит , остальных прошу молчать,

Приз получит только тот, кто 2 раза без запинки

Фразу вслух произнесет.

Скороговорки:

-Сшит колпак, да не по-колпаковски.

-Ткет ткач ткани на платки Тане.

-Пекарь Петр пек пироги.

-Раз дрова,два дрова,три дрова.

4.Конкурс пословиц.

Потешница начинает пословицу, а ребята должны продолжить.

-длинная нитка, ленивая швея

-за всякое дело берись умело

-штопай дыру, пока не велика

-каков мастер, такого и дело

-семь раз отмерь, один раз отрежь

-поспешишь - людей насмешишь

-делу время - потехе час

5.Конкурс «кто больше знает» .

На доске написаны названия русских ремесел и оборудования к ним.Желающие выхо-

дят к доске ,и зачеркивают лишние слова:

-ткачество,вязание,вышивание,плетение,прядение,резьба по дереву,гончарное дело,пение

танцы,вождение и т.д.

-прялка,гребень,веретено,ткацкий станок,шило,колодка,иголка,электрический утюг,спи-

цы,крючок,мел,лопата,кочерга,веник и т.д.

6.Игры.

-ДЛИННАЯ КОСА,
Участники игры (детские команды) должны быстрее заплести косичку, из заготовленных заранее полос материала, и украсить косу бантом. Взрослые участники игры расплетают косу :чем крепче коса заплетена, тем труднее ее расплести.

Указания к проведению :играют 3 детские команды по 3 человека, и 3 команды взрослых по 2 человека. Самое главное - аккуратность,т емп. В этой игре у детей развиваются навыки плетения, внимание, память.

-РАЗМОТАЙ КЛУБОК.

Несколько клубков ниток, при разматывании которых ребята находят сюрприз, спрятанный в клубке.

Указания к проведению: играют все желающие, особый интерес вызывает у младших школьников. Основное правило -не мешай соседу.

Игра развивает координацию и мелкие группы мышц.

-КУДА НИТОЧКА, ТУДА И ИГОЛОЧКА.

Из картона сделаны иглы, куда нужно вдеть веревочку и завязать узелок. Победитель тот, кто первый справится с этим заданием.

Указания к проведению: игра не требует большого пространства,может проводиться на занятиях - для отрабатывания завязывания узелка, особенно актуально для младшего школьного возраста в первые месяцы занятий кружка.

-ДОСТАНЬ ЛАПОТЬ.

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке,кладут лапоть на пол под стулья.2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

Минимальное количество игроков 2 человека, максимальное-все желающие.Игра на ловкость, быстроту реакции.

-КОЛЕЧКО.

Все участники праздника рассаживаются на стульях в полукруг, ладошки сложены лодочкой. Ведущий проходя мимо детей должен вложить колечко одному из играющих в ладошки. Когда ведущий произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», ребенок должен выбежать к ведущему ,а соседние игроки попытаться его задержать.

Кто успеет выбежать, тот становится ведущим игры.

-ТЕТЕРА.

Взрослые участники игры становятся в круг, берясь за руки. Тетера (ведущая игры) проводит детей змейкой в круг, обводит вокруг взрослых со словами:

-Тетера шла, маховая шла, шла по каменнью, по раменью, сама прошла, всех детей провела, самого хорошего оставила.

С этими словами взрослые участники игры опускают руки и задерживают самого «хорошего», он становится в круг взрослых участников, а игра продолжается дальше.

Праздник русских народных ремёсел .

Цели и задачи: развитие творческих способностей, воспитание чувства уважения и бережного отношения к народным традициям, распространение образцов традиционного пензенского народного искусства.

Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. На сцену выходят ведущие.
Первый. Добрый день, дорогие сельчане и гости нашего праздника.
Второй. Добро пожаловать на наш праздник!
Первый. А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса.
Второй. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое.
Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня.
Второй. Приглашаем всех в горницу .Вносят каравай.
Открывается занавес. Участники посиделок поют песню "В низенькой светёлке".

В низенькой светелке

(русская народная песня)

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.

 

Молода. Красива,
Карие глаза,
По плечам развита


Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Деви ца-краса?..

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.

Русая коса.


Первый. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.
Второй. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит".
(В разговор вмешивается пряха семидесятилетняя Гришакова Татьяна Николаевна)

Пряха. "Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, в двенадцать за станок села, с каких лет вязать стала уже и не помню. Денег не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували".
Первый. Спасибо, Татьяна Николаевна, за то, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такой мастерицей, как Вы.
Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды.
Второй. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания.
Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
Первый. В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.
С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
Второй .Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке.
Уважаемая Татьяна Николаевна, расскажите, откуда у Вас эта прялка?
(Татьяна Николаевна рассказывает и прядёт. Прялку сделал дед на память ,а вот на этой колесной прялке пряла моя пробабушка .Свою внученьку Лерочку я тоже приучаю к прядению.)
Первый. Спасибо, Татьяна Николаевна, за Ваш рассказ и за Вашу работу. Но на посиделках не только работали, но и играли.

Игра "Прялица"

Прялица, кормилица моя.
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать.
По беседы нет весельица,
Моя милая не сердится.
Моя милая по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била, барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька.(Пряха в центре круга пританцовывает ,хлопая в ладоши. )

Второй. Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть.
Первый. А что делают из ниток?

Гости в горнице (все): Вяжут и ткут.
Второй. А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две весёлые сестрицы -
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки. (Спицы)
Первый. Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э. В Чембарском уезде эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.

Вязальщица: Посиделки в Свищёвке, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе , обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц - хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки или носочки - их нужно пять. А для большого свитера - только две.

Вязальщица: Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
Второй. Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.)


Первый. А наш подарок - сказка "Клубок".
Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Баба: Пошла я в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу.

Первый: Катится и поёт:
Клубок (Второй) . Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,

И вот что из меня получилось: носки, варежки, шарфы, свитера –носите на здоровье!

Первый. Послушали песенку Клубка. А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведём конкурс "Кто быстрее".Участвуют баба и дед из сказки.
(Проводится конкурс - кто быстрее перемотает мотушку на клубок.)
Второй. А теперь настала очередь нового ремесла. Если загадку отгадаете, то его узнаете:
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну.

Гости в горнице( все): ткацкое мастерство
Первый.
Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество - одно из самых древних ремёсел.
Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, эл

...





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.082 с.