Методика работы с книжными иллюстрациями




План:

1. Влияние иллюстрации на восприятие и понимание содержания произведения.

2. Работа над содержанием иллюстрации.

3. Особенности восприятия иллюстрации, принципы отбора иллюстраций.

4. Методика работы с книжными иллюстрациями во всех возрастных группах.

1. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определённой части текста, поясняющий какой-либо момент и одновременно украшающий книгу.

Значение:

· доставляет радость ребёнку;

· активизирует его мысли, чувства;

· расширяет кругозор;

· способствует усвоению родного языка;

· помогает углубить восприятие.

Влияние иллюстрации на понимание теста исследовали Р.И. Жуковская, Т.А. Репина, Е.А. Езикеева. Они доказали,что иллюстрация влияет на:

· увеличение общего числа воспроизводимых детьми отрывков при пересказе;

· улучшение понимания смысла;

· возрастание связности речи;

· выразительное, эмоциональное изложение текста.

Очень большое внимание иллюстрация имеет при восприятии и понимании текста у младших дошкольников. Они позволяют ребёнку последовательно проследить все рассказываемые события – эффективность восприятия содержания.

Если иллюстрации недостаточно точно соответствуют содержанию и ребёнок не имеет возможности наглядно проследить действия и взаимоотношения героев, то эффективность произведения является низкой.

Т.А. Репина выделяет 2 этапа формирования понимания литературного произведения:

· к первому этапу относятся случаи, когда литературный текст играет уже существенную роль для ребёнка, но пока лишь указывает на события, которые могут быть поняты лишь при помощи наглядного изображения (иллюстрации), которое является в данной ситуации для ребёнка самой действительностью. И заменить словесным описанием её нельзя.

· на втором этапе дети могут понимать последовательность событий без опоры на наглядное изображение. Но такое понимание становится возможным в том случае, если в тексте даётся подробное описание конкретных действий и отношений героев. Здесь возникает «мысленное прослеживание» и «внутреннее содействие героям» (В.А. Запорожец). На этом этапе иллюстрация играет роль раскрытия внутреннего смысла художественного текста.

2. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмысливали не только текст, но и рисунки к нему.

Работа над содержанием иллюстрации:

· помочь выделить главное в сложном сюжетном рисунке (главные персонажи, их взаимосвязь). Для этого используются вопросы:

ü Что я читала об этой картинке?

ü Что автор книги написал об..., что они делают? Для чего?

Эти вопросы активируют мышление (анализ, сравнение – новые понятия, знания)

· помочь в раскрытии детьми взаимосвязи между частями иллюстрации (предметами, вещами, действиями людей);

· помочь установить связи между иллюстрациями. Все рисунки в рамках одной главы и во всей книге обычно последовательно связаны между собой в соответствии с текстом. Каждая иллюстрация отражает узловой момент каждой главы и в то же время связана со всем содержанием, центральной задачей всей книги.

Несмотря на то, что иллюстрация играет большую роль в восприятии и понимании художественного произведения, тем не менее занимает второстепенное положение. Ведущим является художественный текст. Текст раскрывает содержание произведения во всём объёме: изменение, нарастание, развёртывание сюжета. Иллюстрация статична. Она изображает отдельные эпизоды. Даже если текст детально проиллюстрирован, это не заменяет в полной мере художественного текста. Дети получают полное представление о содержании, персонажах героев, действиях только после того, как оно будет прочитано.

Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом и помогают вполне воспринимать идейное содержание произведения. В книге взаимодействуют 2 вида искусства, объединённые одной творческой задачей: художественное слово, выражающее идейное содержание в целом и иллюстрации, изображение его отдельных сторон.

Чтобы правильно осуществить работу по ознакомлению с иллюстрациями, необходимо знать об особенностях её восприятия.

3. Детям свойственно игровое отношение к изображениям: гладят его, кладут ягодки в рот, срывают цветок. Но с трудом выделят главное и часто перечисляют детали. Схематичные картинки не любят ни младшие, ни старшие дети.

Для 3х-4х лет основным признаком узнавания изображения образа является форма, 5 лет – цвет, 6 лет – цвет+форма. Дети легко узнают выражения героев: грусть, радость и т.д. Деформация, обобщённость формы, декоративность воспринимаются детьми хорошо. Однако часто картинки в книгах для детей являются лишь средством припоминания текста и немногие дети обращают внимание на выразительность средства иллюстрации.

Из всех художественных средств выразительности чаще дети выделяют действие (сидит, бежит, стоит). Жест, поза, мимика часто не замечаются. Зная эти особенности восприятия детьми иллюстраций, выделяются принципы отбора иллюстраций для детей:

· высокохудожественность, реалистичность;

· доступность (содержание и средства художественной выразительности);

· органическая связь с текстом;

· учёт особенностей восприятия, жизненного опыта, интересов детей;

· соответствие иллюстрации жанру, стилю литературного произведения;

· разнообразие по оформлению и манере изображения.

4. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией

Иллюстрации могут как помочь, так и помешать восприятию, если их показать не вовремя.

- При знакомстве с новой книгой нужно сначала прочитать детям текст, а затем рассмотреть иллюстрации. Важно, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот. Иначе увлечение картинкой будет очень сильным и не даст в полной мере воспринять художественный текст. Исключение составляет обложка книги.

- Если в книге идёт речь о вещах, не известных детям, или встречаются непонятные слова, целесообразно до чтения при их пояснении показать иллюстрацию. Исключение составляют книги познавательного характера, энциклопедии.

- Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, то сначала можно рассмотреть иллюстрации, а затем текст (А.Барто «Игрушки», С.Маршак «Детки в клетке»).

- Если книга разделена на маленькие главки, иллюстрации следует рассматривать после каждой главы.

- Если рисунки мелкие, то на занятии показывать их не стоит, лучше детям оставить книгу после занятия для самостоятельного рассмотрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: