Клуб заботливых родителей.
Семья для ребенка - первый и важнейший социально-педагогический институт. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания.
Для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует новых конструктивных форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи.
Одной из таких форм взаимодействия педагогического коллектива МБОУ «Школа № 6» и семьи считаю организацию работы «Клуба заботливых родителей».
Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместных мероприятий и общения педагогов, родителей и детей происходит совместный поиск, освоение и выбор наиболее эффективных способов взаимодействия, сотрудничества с ребёнком, учителем, другими родителями. При этом сам родитель познает не только свои собственные способности, но имеет возможность оценить способности своего ребенка в роли «я - учитель», «я – соавтор», «я - ученик», познать мир увлечений и интересов младшего школьника.
Актуальность данной темы вытекает из ФГОС образования и объясняется необходимостью объединения усилий школы, семьи, общества. В настоящий момент поддержка родителей особенно необходима в связи с новыми программами и задачами материально-технического обеспечения учебного процесса.
Новизна заключается в связи между школой и родителями. Эта связь носит двухсторонний характер: мобилизующая организационная роль учителя от ретранслятора[i] знаний к фасилитации (оказания содействия облегчению учебного труда, обновлению роли родителей при организации помощи ученику «Подарить радость»).
Неслучайно девизом клуба выбраны следующие слова:
«Познаю мир своего ребёнка!»
Организация деятельности «Клуба заботливых родителей»
Цель создания клуба: Гармонизация детско-родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми.
Определены следующие задачи деятельности клуба:
1. Создание благоприятного климата внутриотношений родитель - ученик – учитель путем установления конструктивного творческого взаимодействия.
2. Принятие и реализация родителями личностно-ориентированной позиции в воспитании детей через организацию совместной деятельности семьи с педагогами и специалистами школы.
3. Раскрытие личностных особенностей и творческих возможностей учеников и родителей через создание условий для проявления личностный качеств и способностей.
4. Распространение позитивного семейного опыта в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста через рекламно- презентативное информирование (интернет – ресурс, СМИ, ТВ, школьное радио, газету, наглядно – информационные стенды и т.п.)
Основными принципами работы клуба являются: открытость, паритетность, добровольность, развивающий диалог, конфиденциальность, индивидуальный подход, активность, деятельность, постоянство обратной связи, преемственность.
Основныенаправления деятельности клуба:
1. пропаганда позитивного опыта семейного воспитания;
2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
3. оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Участниками этого клуба являются дети и их родители, педагоги, а также специалисты.
В рамках «Клуба заботливых родителей» в начальной школе №6 проходят Фестивали «Мастерица-рукодельница мамочка моя» в дни празднования Дня матери, «Папа мастер на все руки» посвященный 23 февраля. Такие мероприятия стали уже традиционными. В этом году новинками сталисемейные мастер – классы на фестивале «Талантливы вместе», посвящённому Международному дню семьи.
Навстречах дети и родители стали ближе друг к другу через новые формы общения - это великолепный шанс посмотреть на своего ребенка другими глазами и увидеть его уникальность. Для них открылись новые грани своей индивидуальности, они вышли за рамки привычного клише «родитель-ребенок». К тому же, все получили удовольствие от творческого общения. Фестивали становятся уникальным средством активного творческого отдыха и утверждения активной жизненной позиции отдохнуть и расслабиться за счёт творческой активности. И, конечно же, и родители, и дети стали чуть более уверенными в себе и своих возможностях.
Подготовка к мастер – классу.
Подготовка к мастер – классу проходит задолго до проведения. В классах запускаются анкеты для родителей, затем обрабатываются, и наметив по каким направлениям родители желают дать мастер-класс, определяется количество групп для детей. Для детей тоже составляются анкеты, в которых спрашивается в каких видах искусства, рукоделия и кулинарии дети хотели бы принять участие. После выбора направления, родителей консультируют. На встречах с тютором обсуждается организационные моменты, тематика, содержание мастер - класса. Мастер – классы родителей становятся продолжением ПД[ii] проводимых учителями школы 1 раз в месяц.
Группы детей получаются разновозрастными, разноуровневыми, но это и интересно, т.к. в такой ситуации дети чувствуют себя свободно. Тьютор после проведения мероприятия размещает заметку на сайт школы.
Вывод напрашивается сам собой – всё, что мы делаем – не зря и нам надо продолжать начатое дело: продолжать делится своими знаниями, творить, общаться, так как всё это направляет детей на позитивное восприятие мира, на любовь к труду, доброжелательное отношение друг к другу.
В проекте «Клуба заботливых родителей» огромное количество интересных мастер-классов, направленных на личностное развитие и формирование коммуникативных навыков.
Руководитель клуба (Я) выполняет тьютерские функции:
· диагностирую познавательный интерес участников (анкетирование);
· составляю и проектирую ресурсное поле;
· согласовываю индивидуальный маршрут куратора (родителя);
· договариваюсь о разных способах работы с информацией, с предметным содержанием;
· организую условия предъявления результатов (выставки, презентации, дефиле …)
· способствую или создаю ситуацию для рефлексивных действий участников (отношение к изменению, постановка новых задач).
Руководитель клуба И. М. Суранова
В нашей школе тьютерство в «чистом виде» невозможно, в силу существующих объективных ограничений.
1 «Практический день» - особая форма организации учебной деятельности, введенная в рамках реализации Основной образовательной программы МБОУ «Школа № 6». «Практический день» представляет собой интегрированное учебное занятие, на котором учитель решает образовательные задачи нескольких учебных предметов, объединенных практико-ориентированной направленностью по решению значимой для детей жизненной проблемы. Время проведения интегрированного занятия «Практический день» может составлять от 40 минут (1 урок) до 160 минут без учёта перемен (4 урока).