Проблемы, стоящие на пути информатизации общества




1-й этап (до конца 60-х гг. ХХ века) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей программно-аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связан с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - возможность использования больших универсальных ЭВМ (Mainframe) только мощными корпорациями ввиду их дороговизны и сложности эксплуатации.

3-й этап (с середины 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя (первые персональные компьютеры), а несложные информационные системы (ИС) - средством поддержки принятия решений. Проблемы - необходимость максимального удовлетворения потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде, разработка приложений для корпоративного и индивидуального пользования.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - развитие современных технологий создания больших ИС, локальных, региональных и глобальных сетей. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

· выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерных разработок и телекоммуникаций;

· необходимость разработки распределенных ИС;

· организация доступа к стратегической информации;

· организация защиты и безопасности корпоративной информации.

Информационные технологии делятся на 2 класса: базовые и прикладные.

Базовые технологии – технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. Классификация базовых технологий:

1. Операционные системы (ОС) подразделяются на несколько классов:

- ОС для вычислительных машин общего назначения (Main frame - эти машины предназначены для обработки большого количества информации в крупных государственных системах);

- ОС специального назначения (для банковских систем);

- ОС для персональных компьютеров (Windows 95, Windows NT, Unix, Novell)

2. Языки программирования. Делятся на:

- Классические (Паскаль)

- Объектно-ориентированные (Delphi, C++, Visual Basic, Java, Perl)

3. Технология архитектуры клиент-сервер - предназначена для построения локальных и корпоративных систем, когда выделяется компьютер для выполнения специальных задач

4. Технология масштабирования:

- Наращивание мощности компьютера (создание многопроцессорных систем, использование RISK процессора, использование зеркальных серверов)

- Наращивание мощности СУБД - использование различных методов управления потоками запросов: параллельная (несколько пользователей обращаются к одной и той же информации) и распределительная (информация представлена блоками) обработка данных

- Масштабирование архитектуры сети

5. технологий нейровычислений (используется для обработки сложной информации на специально созданных программно-технических комплексах, работают по принципу нейронных систем)

6. телекоммуникационные технологии - обеспечивают взаимодействие в сетях на основе единых правил (протоколы TCP/IP, SWIFT, EDIFACT и т.д.)

7. базовые технологии INTERNET (e-mail, утилиты, поисковые системы, протоколы);

8. технологии INTRANET - проектирование корпоративных сетей на основе базовых технологий INTERNET

9. современные корпоративные СУБД (Oracle, Informix, Sybase)

10. технология информационных хранилищ - предназначена для хранения больших объёмов разнородной и неструктурированной информации, для работы с ними используются методы искусственного интеллекта

11. экспертные системы – технологии, которые позволяют на основе определенных правил выводов осуществлять анализ информационного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения

12. технологии обработки текстов - специальные поисковые системы, системы документооборота (обрабатывают информацию по телефону, факсу, с дискеты, сканирование, перевод и предоставление в любом виде пользователю)

13. геоинформационные технологии – технологии картографической информации, чертежей, космической информации

14. мультимедиа технологии и технологии виртуальной реальности – предназначены для создания различной видео-, музыкальной и другой информации, хранения и преобразования ее в различные формы (например, язык VTML, технология MMX и т.д.)

15. технологии криптозащиты информации – это правовые нормы защиты, специальные алгоритмы, ключи и протоколы, технические средства

16. технологии человеко-машинного интерфейса - они облегчают работу человека при взаимодействии с различными программными средствами.

17. технологии цифро-аналитических образований – с их помощью происходит организация безлюдных производств;

18. технологии проектирования, контроля и экспертизы (CASE, CALS-технологии).

Прикладные технологии реализуют типовые процедуры обработки информации в различных предметных областях. Они делятся на две категории: - продукты и услуги.

Продукты:

- информационные технологии (ИТ) реализации информационных ресурсов

- ИТ в системах массового обслуживания населения (например, ИТ региональной радиокомпании, телемост и т.д.);

- ИТ в обработке экономической информации (например, бухгалтерские системы);

- ИТ в сфере организации управления (например, маркетинговые системы);

- ИТ в сфере интеллектуального потенциала (в науке);

- ИТ в производстве (САПР, АСУ технологическими процессами);

- ИТ в сфере государственной безопасности, в социальной и политической сфере.

Услуги:

- ИТ сопровождения и сервиса;

- ИТ обучения.

Изучение КИТ осуществляется в следующих направлениях:

1. Изучение рынка КИТ, оценка конкурентоспособности и качества информационных технологий

2. Современные технологии создания и функционирования КИТ, оценка их эффективности.

3. Изучение методов выбора новых информационных технологий

4. Создание и использование информационных ресурсов предприятия.

Рынок КИТ можно рассматривать в нескольких разрезах:

Выделяются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга доминирующих тенденций развития информационных технологий [2]:

 

усложнение информационных продуктов (услуг) Заключается в многообразии способов и объемов представления информации и использовании разнообразных и сложных носителей информации, например, мультимедиа-технологий, виртуальной реальности, интеллектуальный интерфейс.
обеспечение совместимости Это – обеспечение возможности свободного обмена различной информацией за счет полного соответствия и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных, средств ввода-вывода информации, передача данных, хранения и преобразования, аудио и видео информации
ликвидация промежуточных звеньев Это - изменение отношений на предприятии при обработке информации, между предприятиями, между предприятием и потребителем (использование распределенной и централизованной системы обработки информации, современных сетевых средств и СУБД)
глобализация - круглосуточное подключение предпринимателя к информации о состоянии интересных ему рынков, легкая передача информации через границы регионов и государств., глобализация экономики
конвергенция сходимость информационных признаков в строении и функциях, это реализуется в номенклатуре средств информатики и повышении потребительской стоимости, появление сложных интегрированных информационных продуктов, доступ к которым осуществляется посредством взаимодействия информационных систем, а также способствует ликвидации промежуточных звеньев при работе предпринимателей на международном рынке.

 

Значимость ИТ обусловлена возможностью рассматривать их как стратегический ресурс развития любого государства. Ряд международных и национальных организаций мира выделяют 5 критически важных технологий, обеспечивающих процветание государства – это:

- Производство и обработка материалов различных классов;

- Системы автоматизированного проектирования организационных систем и различных структур;

- Производство электронных компонентов и аппаратных средств;

- Создание информационных средств, включая программное обеспечение;

- Двигателестроение.

Как видно, на долю информационных технологий приходится 3 из пяти критически важных факторов процветания государства.

Согласно Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой 14.07.67 в Стокгольме, объекты информационных технологий, такие как топология интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных являются объектами и защищаются авторскими правами. В Беларуси это подтверждено Законом РБ "Об информации, информатизации и защите информации").

 


2. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Источники информации для автоматизированных систем обработки экономической информации

 

Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические ИС.

1. Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.

2. Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления и обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.

3. Автоматические ИС – все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

В рамках нашего курса будем рассматривать ИС как АСОЭИ.

Автоматизированная система обработки экономической информации - комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции над информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.

По функциональному назначению выделяют [2]:

1. ИС производственной сферы;

2. ИС непроизводственной сферы;

3. Универсальные ИС.

Примерами ИС могут быть:

1. Научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом);

2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии));

3. ИС организационного управления (для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.) и отдельными офисами (офисные системы));

4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации У различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).

Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.

Однопользовательская ИС – локальный АРМ (автоматизированное рабочее место или рабочая станция) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ).

К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира, АРМ расчетчика заработной платы и т.п.

Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов:

1. Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления (рабочая группа);

2. Компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;

3. Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

В общем случае под источником информации будем понимать объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом.

В качестве источника могут выступать [2]:

1. Другие ИС;

2. Сервер БД;

3. Информационные ресурсы.

По времени возникновения различают:

1. Первичные – первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления;

2. Вторичные.

По отношению к ИС или отдельным модулям АСОЭИ:

1. Внешние;

2. Внутренние.

Информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, массивы.

К информационным ресурсам относятся печатные, рукописные, электронные издания, которые содержат нормативные и справочные документы по законодательству, политической, социальной сфере, отраслям производства и т.д.

Информационные ресурсы делятся на

- государственные (информационные ресурсы государственных субъектов хозяйствования, которые формируются в результате их деятельности; информационные ресурсы органов власти и управления всех уровней)

- негосударственные (те ресурсы, которые создаются негосударственными образованьями в интересах жизнедеятельности общества)

Правом предоставлять информацию из информационных ресурсов обладают:

- Национальный архив РБ

- Государственный архив электронных документов

- Национальный центр правовой информации

- институт системной информации

- институт стандартизации и сертификации

- отраслевые министерства

- Торгово-промышленная палата РБ

- Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка

- Библиотеки

- Электронные экономические и юридические журналы (Хозяйственное право)

- специальные консалтинговые фирмы

- информационные брокеры.

Существует несколько видов доступа к информационным ресурсам:

- работа с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и электронными документами;

- поиск информации в глобальных сетях, размещение информации по заказам потребителей

- предоставление информации из открытых информационных ресурсов по запросам юридических лиц и граждан

Для обработки информации и предоставления пользователю создаются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов [2]:

1. автоматизированные системы информационных ресурсов - системы обеспечения сбора, накопления, систематизации и хранения информации в базах данных и каталогах электронных документов.

2. системы управления документами и документооборотом. эти системы обеспечивают обработку различных видов документов и представление их в электронном виде, тиражирование и передача по различным каналам связи.

3. автоматизированные информационно-аналитические системы. Они осуществляют обработку информации из базы данных в соответствии с алгоритмами прямого счета (планово-финансовые системы, прогнозные системы, бухгалтерские системы)

4. автоматизация информационной системы принятия решений, которые по заданным параметрам моделируют реальное состояние объекта:

- системы традиционного моделирования ситуаций, к ним относятся системы по формированию программы развития производительных сил РБ, программ по социально-экономическому развитию республики на среднесрочный период и т.д.

- экспертные системы (аккумулируют знания и представляют специальные варианты принятия решений)

- нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)

- автоматизированные информационные системы поддержки государственных решений, например, автоматизированная система принятия решений по возникающим чрезвычайным ситуациям в РБ, комплекс автоматизированных информационно-аналитических систем и принятия решений по национальной безопасности

5. автоматизированные системы программируемого принятия решений - решения по заданным критериям принимаются автоматически, к этому классу систем относятся системы по управлению технологическими процессами.

 


Список использованных источников

 

1. Информатика: учебник / Б.В. Соболь [и др.]-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.

2. Основы информационных технологий: Учебно-методическое пособие / Под ред. Седун А.М., Иконников В.Ф., Оскерко В.С., Говядинова Н.Н., Пташинский О.Г. – Мн.: БГЭУ, 2007.

3. О.Н. Граничин, В.И. Кияев Информационные технологии в управлении // Режим доступа: https://www.intuit.ru/department/itmngt/itmangt/3/ - Дата доступа: 10.01.2010



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: