1-й этап (до конца 60-х гг. ХХ века) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей программно-аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связан с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - возможность использования больших универсальных ЭВМ (Mainframe) только мощными корпорациями ввиду их дороговизны и сложности эксплуатации.
3-й этап (с середины 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя (первые персональные компьютеры), а несложные информационные системы (ИС) - средством поддержки принятия решений. Проблемы - необходимость максимального удовлетворения потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде, разработка приложений для корпоративного и индивидуального пользования.
4-й этап (с начала 90-х гг.) - развитие современных технологий создания больших ИС, локальных, региональных и глобальных сетей. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
· выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерных разработок и телекоммуникаций;
· необходимость разработки распределенных ИС;
· организация доступа к стратегической информации;
· организация защиты и безопасности корпоративной информации.
Информационные технологии делятся на 2 класса: базовые и прикладные.
Базовые технологии – технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. Классификация базовых технологий:
1. Операционные системы (ОС) подразделяются на несколько классов:
- ОС для вычислительных машин общего назначения (Main frame - эти машины предназначены для обработки большого количества информации в крупных государственных системах);
- ОС специального назначения (для банковских систем);
- ОС для персональных компьютеров (Windows 95, Windows NT, Unix, Novell)
2. Языки программирования. Делятся на:
- Классические (Паскаль)
- Объектно-ориентированные (Delphi, C++, Visual Basic, Java, Perl)
3. Технология архитектуры клиент-сервер - предназначена для построения локальных и корпоративных систем, когда выделяется компьютер для выполнения специальных задач
4. Технология масштабирования:
- Наращивание мощности компьютера (создание многопроцессорных систем, использование RISK процессора, использование зеркальных серверов)
- Наращивание мощности СУБД - использование различных методов управления потоками запросов: параллельная (несколько пользователей обращаются к одной и той же информации) и распределительная (информация представлена блоками) обработка данных
- Масштабирование архитектуры сети
5. технологий нейровычислений (используется для обработки сложной информации на специально созданных программно-технических комплексах, работают по принципу нейронных систем)
6. телекоммуникационные технологии - обеспечивают взаимодействие в сетях на основе единых правил (протоколы TCP/IP, SWIFT, EDIFACT и т.д.)
7. базовые технологии INTERNET (e-mail, утилиты, поисковые системы, протоколы);
8. технологии INTRANET - проектирование корпоративных сетей на основе базовых технологий INTERNET
9. современные корпоративные СУБД (Oracle, Informix, Sybase)
10. технология информационных хранилищ - предназначена для хранения больших объёмов разнородной и неструктурированной информации, для работы с ними используются методы искусственного интеллекта
11. экспертные системы – технологии, которые позволяют на основе определенных правил выводов осуществлять анализ информационного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения
12. технологии обработки текстов - специальные поисковые системы, системы документооборота (обрабатывают информацию по телефону, факсу, с дискеты, сканирование, перевод и предоставление в любом виде пользователю)
13. геоинформационные технологии – технологии картографической информации, чертежей, космической информации
14. мультимедиа технологии и технологии виртуальной реальности – предназначены для создания различной видео-, музыкальной и другой информации, хранения и преобразования ее в различные формы (например, язык VTML, технология MMX и т.д.)
15. технологии криптозащиты информации – это правовые нормы защиты, специальные алгоритмы, ключи и протоколы, технические средства
16. технологии человеко-машинного интерфейса - они облегчают работу человека при взаимодействии с различными программными средствами.
17. технологии цифро-аналитических образований – с их помощью происходит организация безлюдных производств;
18. технологии проектирования, контроля и экспертизы (CASE, CALS-технологии).
Прикладные технологии реализуют типовые процедуры обработки информации в различных предметных областях. Они делятся на две категории: - продукты и услуги.
Продукты:
- информационные технологии (ИТ) реализации информационных ресурсов
- ИТ в системах массового обслуживания населения (например, ИТ региональной радиокомпании, телемост и т.д.);
- ИТ в обработке экономической информации (например, бухгалтерские системы);
- ИТ в сфере организации управления (например, маркетинговые системы);
- ИТ в сфере интеллектуального потенциала (в науке);
- ИТ в производстве (САПР, АСУ технологическими процессами);
- ИТ в сфере государственной безопасности, в социальной и политической сфере.
Услуги:
- ИТ сопровождения и сервиса;
- ИТ обучения.
Изучение КИТ осуществляется в следующих направлениях:
1. Изучение рынка КИТ, оценка конкурентоспособности и качества информационных технологий
2. Современные технологии создания и функционирования КИТ, оценка их эффективности.
3. Изучение методов выбора новых информационных технологий
4. Создание и использование информационных ресурсов предприятия.
Рынок КИТ можно рассматривать в нескольких разрезах:
Выделяются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга доминирующих тенденций развития информационных технологий [2]:
усложнение информационных продуктов (услуг) | Заключается в многообразии способов и объемов представления информации и использовании разнообразных и сложных носителей информации, например, мультимедиа-технологий, виртуальной реальности, интеллектуальный интерфейс. |
обеспечение совместимости | Это – обеспечение возможности свободного обмена различной информацией за счет полного соответствия и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных, средств ввода-вывода информации, передача данных, хранения и преобразования, аудио и видео информации |
ликвидация промежуточных звеньев | Это - изменение отношений на предприятии при обработке информации, между предприятиями, между предприятием и потребителем (использование распределенной и централизованной системы обработки информации, современных сетевых средств и СУБД) |
глобализация | - круглосуточное подключение предпринимателя к информации о состоянии интересных ему рынков, легкая передача информации через границы регионов и государств., глобализация экономики |
конвергенция | сходимость информационных признаков в строении и функциях, это реализуется в номенклатуре средств информатики и повышении потребительской стоимости, появление сложных интегрированных информационных продуктов, доступ к которым осуществляется посредством взаимодействия информационных систем, а также способствует ликвидации промежуточных звеньев при работе предпринимателей на международном рынке. |
Значимость ИТ обусловлена возможностью рассматривать их как стратегический ресурс развития любого государства. Ряд международных и национальных организаций мира выделяют 5 критически важных технологий, обеспечивающих процветание государства – это:
- Производство и обработка материалов различных классов;
- Системы автоматизированного проектирования организационных систем и различных структур;
- Производство электронных компонентов и аппаратных средств;
- Создание информационных средств, включая программное обеспечение;
- Двигателестроение.
Как видно, на долю информационных технологий приходится 3 из пяти критически важных факторов процветания государства.
Согласно Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой 14.07.67 в Стокгольме, объекты информационных технологий, такие как топология интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных являются объектами и защищаются авторскими правами. В Беларуси это подтверждено Законом РБ "Об информации, информатизации и защите информации").
2. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Источники информации для автоматизированных систем обработки экономической информации
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические ИС.
1. Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.
2. Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления и обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.
3. Автоматические ИС – все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).
В рамках нашего курса будем рассматривать ИС как АСОЭИ.
Автоматизированная система обработки экономической информации - комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции над информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.
По функциональному назначению выделяют [2]:
1. ИС производственной сферы;
2. ИС непроизводственной сферы;
3. Универсальные ИС.
Примерами ИС могут быть:
1. Научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом);
2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии));
3. ИС организационного управления (для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.) и отдельными офисами (офисные системы));
4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации У различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).
Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.
Однопользовательская ИС – локальный АРМ (автоматизированное рабочее место или рабочая станция) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ).
К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира, АРМ расчетчика заработной платы и т.п.
Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов:
1. Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления (рабочая группа);
2. Компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
3. Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
В общем случае под источником информации будем понимать объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом.
В качестве источника могут выступать [2]:
1. Другие ИС;
2. Сервер БД;
3. Информационные ресурсы.
По времени возникновения различают:
1. Первичные – первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления;
2. Вторичные.
По отношению к ИС или отдельным модулям АСОЭИ:
1. Внешние;
2. Внутренние.
Информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, массивы.
К информационным ресурсам относятся печатные, рукописные, электронные издания, которые содержат нормативные и справочные документы по законодательству, политической, социальной сфере, отраслям производства и т.д.
Информационные ресурсы делятся на
- государственные (информационные ресурсы государственных субъектов хозяйствования, которые формируются в результате их деятельности; информационные ресурсы органов власти и управления всех уровней)
- негосударственные (те ресурсы, которые создаются негосударственными образованьями в интересах жизнедеятельности общества)
Правом предоставлять информацию из информационных ресурсов обладают:
- Национальный архив РБ
- Государственный архив электронных документов
- Национальный центр правовой информации
- институт системной информации
- институт стандартизации и сертификации
- отраслевые министерства
- Торгово-промышленная палата РБ
- Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка
- Библиотеки
- Электронные экономические и юридические журналы (Хозяйственное право)
- специальные консалтинговые фирмы
- информационные брокеры.
Существует несколько видов доступа к информационным ресурсам:
- работа с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и электронными документами;
- поиск информации в глобальных сетях, размещение информации по заказам потребителей
- предоставление информации из открытых информационных ресурсов по запросам юридических лиц и граждан
Для обработки информации и предоставления пользователю создаются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов [2]:
1. автоматизированные системы информационных ресурсов - системы обеспечения сбора, накопления, систематизации и хранения информации в базах данных и каталогах электронных документов.
2. системы управления документами и документооборотом. эти системы обеспечивают обработку различных видов документов и представление их в электронном виде, тиражирование и передача по различным каналам связи.
3. автоматизированные информационно-аналитические системы. Они осуществляют обработку информации из базы данных в соответствии с алгоритмами прямого счета (планово-финансовые системы, прогнозные системы, бухгалтерские системы)
4. автоматизация информационной системы принятия решений, которые по заданным параметрам моделируют реальное состояние объекта:
- системы традиционного моделирования ситуаций, к ним относятся системы по формированию программы развития производительных сил РБ, программ по социально-экономическому развитию республики на среднесрочный период и т.д.
- экспертные системы (аккумулируют знания и представляют специальные варианты принятия решений)
- нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)
- автоматизированные информационные системы поддержки государственных решений, например, автоматизированная система принятия решений по возникающим чрезвычайным ситуациям в РБ, комплекс автоматизированных информационно-аналитических систем и принятия решений по национальной безопасности
5. автоматизированные системы программируемого принятия решений - решения по заданным критериям принимаются автоматически, к этому классу систем относятся системы по управлению технологическими процессами.
Список использованных источников
1. Информатика: учебник / Б.В. Соболь [и др.]-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 с.
2. Основы информационных технологий: Учебно-методическое пособие / Под ред. Седун А.М., Иконников В.Ф., Оскерко В.С., Говядинова Н.Н., Пташинский О.Г. – Мн.: БГЭУ, 2007.
3. О.Н. Граничин, В.И. Кияев Информационные технологии в управлении // Режим доступа: https://www.intuit.ru/department/itmngt/itmangt/3/ - Дата доступа: 10.01.2010