Татарстан в конце ХХ века




  1. Нарастание социально-экономических противоречий
  2. Общественно-политические движения и политико-экономическое развитие
  3. Взаимоотношения Татарстана с федеральным центром

 

1. В послевоенный период ТАССР превратилась в один из самых развитых регионов СССР с мощной производственной и научно-технической базой. По этим показателям Татарстан превосходил ряд союзных республик, но его автономный статус (только 2% предприятий, расположенных в республике, находились в его собственности) не позволял распоряжаться производимой продукцией и самостоятельно проводить бюджетную политику. Так, в 1990 г. республика оказалась в убытке от добычи нефти. Установленная центром цена на нее была ниже стоимости минеральной воды и не позволяла окупать производственные затраты на ее добычу. Если колхозы Татарстана производили мяса больше, чем по РСФСР в среднем, то жители республики потребляли его меньше, чем по РСФСР, средняя зарплата татарстанцев была ниже, чем по России и Советскому Союзу. Татарстан был донором России и экономики всего СССР, но политический диктат центра низводил его на уровень источника сырья.

2. Автономный статус губил татарскую культуру и, прежде всего, язык. Политика гласности всколыхнула тему сталинских репрессий и национальных проблем. Появились национальные общества: клуб им. Марджани, общественный комитет «Магариф», общество «Туган як», «Мирас». Общественность республики успешно боролась с попытками построить биохимзавод и Татарскую АЭС в Камских Полянах.

В 1988 г. был создан Инициативный Центр Народного фронта. В 1989 г. был создан ТОЦ, а в 1990 г. была создана радикальная татарская партия национальной независимости «Иттифак» («Независимость»), в том же году возник союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»). Практически все эти организации требовали повышения государственного статуса республики. К 1990-м гг. общее число неформальных объединений превысило в республике 4 тысячи. В 1992 г. были созданы Всемирный конгресс татар и Ассоциация национально-культурных общин Татарстана, целью которых была защита культурных интересов татарской диаспоры за пределами республики и представителей разных национальностей, проживающих в Татарстане. В 1994 г. в КГУ был открыт факультет татарской филологии, истории и восточных языков.

30 августа 1990 г. под давлением общественности была принята Декларация о преобразовании ТАССР в ТССР – Республику Татарстан. Сразу после принятия документа сформировалась группа «Народовластие». Ее члены были категорически против суверенитета Татарстана. Те же позиции защищал республиканский отдел Демократической партии России. В этот же лагерь вошли движение «Согласие», «Демократическая Россия», социал-демократическая партия Татарстана, «Русское собрание».

ТССР пыталась стать равноправным участником подписания нового союзного договора, но безуспешно. После провала августовской попытки гос. переворота и распада СССР в конце 1991 г. Верховным Советом республики была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ. Однако этот документ был отвергнут учредителями СНГ.

В течении 1991 г. под юрисдикцию Татарстана перешло более 100 предприятий и организаций промышленности, строительства и транспорта. Удельный вес республиканских предприятий возрос с 2% до 56 %.

Однако положительный характер этого явления был значительно снижен из-за того, что предприятия ВПК полностью были разрушены, а автомобилестроение потеряло свое значение из-за разрушения экономических связей со странами СНГ и пожара на заводе двигателей в 1993 г. Это создало локальные очаги социального бедствия по всей республике, а также в г. Наб. Челны.

Негативные последствия зависимости экономики Татарстана только от общероссийского рынка стали еще более очевидными.

В 1997 г. в Татарстане была принята Государственная программа экономического и социального прогресса, цель которой определялась как создание социально ориентированной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Но уже в 1998 г. в результате августовского дефолта выполнение этой программы стало невозможным.

В общем, за 90-е гг. ХХ в. в республике во многом своими силами удалось реализовать ряд проектов: строительство нескольких веток столичного метро, международного аэропорта «Казань», начать строительство 14 км. моста через Каму. В Нижнекамске началось давно назревшее строительство нефтеперерабатывающего завода, который появился на рынке в 2003 г. Были реализованы программы по ликвидации ветхого жилья, газификации села, строительству дорог, телефонизации республики.

В развитии государственности важную роль играла общественность. В июне 1991 г. большинство населения РТ не участвовало в выборах Президента РФ. В конце 1991 г. сторонники суверенитета объединились в группу «Татарстан», а ее противники в группу «Народовластие». Представителями национального движения был создан комитет по проведению всетатарского курултая (съезда). Съезд состоялся в феврале 1992 г., на нем был избран Милли Меджлис (Национальное собрание), который выражал готовность взять руководство республикой в свои руки в случае реализации угрозы суверенитету. Официальные власти объявили его общественной организацией (т.е. не претендующей на власть). В течении 1991-1993 гг. были приняты Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Таким образом, борьба за суверенитет республики привела к определенному успеху и была символически закреплена.

3. На 21 марта 1992 г. был назначен референдум по вопросу о государственном статусе республики. Это решение привело к обострению отношений между Татарстаном и Россией. Конституционный суд России объявил его незаконным, российская прокуратура потребовала закрыть участки для голосования. Против референдума агитировал по центральному телевидению Президент РФ Б.Н. Ельцин. Несмотря на мощную пропаганду, развернувшуюся накануне референдума, 61,4 % голосовавших выступили за углубление процесса суверенизации республики. 6 ноября 1992 г. была принята Конституция РТ, в которой говорилось о суверенитете. В декабре 1993 г. была принята Конституция РФ, которая полностью игнорировала стремление ряда республик к большей самостоятельности и имела фактически «унитарный» характер. Большинство граждан Татарстана проигнорировало референдум по принятию данной Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание РФ. Это заставило российские власти пойти на подписание 15 февраля 1994 г. Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти РТ. Договор был подписан на 5 лет. Согласно ему 70% доходов от нефтедобычи оставались в распоряжении Татарстана. Ни до, ни после Татарстан не имел такой низкой ставки налогообложения. В 1999 г. РФ потребовала привести Конституции РТ в соответствие с Конституцией РФ, что и было сделано в 2002 г. Однако руководству республики удалось отстоять понятие «суверенитет». Именно суверенитет республики, хотя и в усеченном понимании и соответственно объеме позволил снять остроту социально-экономических и национально-культурных проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: