Татарстан во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.




В. 21.

В начале XIX в. промышленное развитие татарского общества, в основном выражалось ростом в татарских деревнях капиталистических мастерских: кожевенных, овчинных и др. Наиболее успешно развивалось кожевенное производство. Среди кожевенников выделялись богатые русские и татарские промышленники: Котеловы, Апанаевы, Абдулловы и др. Казань стала центром мыловаренно-свечного производства. Самыми известными производителями свечей и мыла были Юнусовы, Китаевы, Шатуновы. В руках татарских купцов были сосредоточены кумачные и китаечные мануфактуры в Казани и ряде уездов.

Накануне реформ в Казанской губернии возникли ряд крупных капиталистических фабрично-заводских производств: Кокшанский химический завод, мыловаренный завод братьев Крестовниковых, кожевенная и бумаготкацкая фабрика Алафузовых. В то же время с предшествовавшего периода сохранялся запрет татарам заниматься металлургическим производством, торговать некоторыми товарами. Запрет был расширен на винокуренное, сахарное, нефтяное производство. В пореформенный период определились основные районы татарского промышленного производства: в Казанской губернии сосредоточилось главным образом мыловаренные, кожевенные и механические фабрики и заводы, в Вятской губернии – преимущественно хлопчатобумажное производство, в Симбирской и Саратовской губернии производилось сукно, на Урале (Оренбургская губерния) действовал ряд золотых приисков и фабрик по переработке животного сырья.

Вследствие дискриминационной политики царского правительства сфера приложения татарского капитала была ограничена сравнительно небольшими предприятиями в перечисленных отраслях и торговлей. Например, в начале ХХ века из более чем 400 цензовых предприятий края, только 32 принадлежало татарским предпринимателям. Тем не менее, в пореформенный период они быстро наращивали свое могущество и значительно укрепились не только в Среднем Поволжье, но и в Сибири, Казахстане, Средней Азии, на Урале, в Центральной России. Правительство в 1886 предприняло новые шаги по ограничению предпринимательства, направленного, прежде всего, против татарской и еврейской буржуазии: лицам нехристианского вероисповедания было запрещено приобретать недвижимость в Туркестанском крае. Татарским купцам чинились препятствия при организации торговых и промышленных акцизных обществ. Татарская торговая буржуазия была тесно связана с товарным производством и вела коммерческие операции на всех важных рынках России. В 1892 г. существовало 10 торговых домов на паевых началах (подобие акционерных обществ), однако ведущая роль в экономическом развитии татарского общества стала переходить к фабрикам и заводам.

После отмены крепостного права татарские крестьяне получили земли в меньшем количестве и худшем качестве. В татарских деревнях было самое большое количество безлошадных и однолошадных хозяйств. Расслоение татарской деревни способствовало быстрому росту свободной наемной рабочей силы. Стал формироваться татарский промышленный пролетариат. В 1897 г. он насчитывал 87 тыс. человек, уступая по численности русскому, украинскому и латышскому. Татары трудились на металлургических заводах Урала, на угольных шахтах Донбасса, на нефтяных промыслах Баку и др. промыш. регионах.

Происходившие социально-экономические процессы способствовали формированию большей устойчивости татарского этноса, появлению и распространению литературного языка, экономической общности. Таким образом, создавались условия для формирования нации.

В. 22.

Создание системы образования, соответствующей требованиям времени, является прерогативой государства. Роль российского государства в развитии системы образования у татар была отрицательной. Так в 1812 г. в Казани было организовано Российское библейское общество с миссионерскими целями. Несмотря на противодействие, татарская школа не только выжила, но приспособившись, продолжила самостоятельное развитие.

Мектебы содержались на средства частных благотворителей и прихожан местной мечети. Особой платы муллы не брали и удовольствовались лишь вознаграждениями со стороны родителей в виде подарков и приношений; они не являлись обязательными. Обучением девочек занималась абыстай – жена муллы. Получив начальное образование, ученики могли продолжить учебу в медресе. Медресе имелись только в городах и в тех деревнях, где были богатые люди, покровительствовавшие науки, или где был ученый мулла. Правительство стало использовать систему татарского образования для ассимиляции татар. По закону от 26 марта 1870 г. мектебы и медресе были подчинены Министерству народного образования, а русский язык был включен в учебные программы национальных учебных заведений. По закону от 16 июля 1888 г. мулла мог занять свой выборный пост лишь в том случае, если он сдал экзамен по русскому языку или прошел обучение в русской начальной школе.

В 1860-е гг. идеологически оформилось просветительское движение. Его целью стало распространение просвещения, научных и технических знаний в татарском народе, приобщение его к русской и европейской культуре, освобождение от устаревших традиций, в том числе в положении женщин (были за равноправие женщин и мужчин). Просветители считали, что таким путем можно добиться социально-экономического и нравственного прогресса. Шихабуддин Марджани (1818 – 1889 гг.) считал, что светские знания, музыка, изобразительное искусство не противоречат исламу. Он первым открыл школу нового типа, первым написал историю татарского народа. Каюм Насыри (1825 – 1902 гг.) перевел много учебников с русского языка на татарский, написал пособия по изучению русского языка, заложил основы современного татарского литературного языка. Не добившись от правительства разрешения печатать татарские периодические издания, стал выпускать настольные календари. В 1880-е гг. оформилось джадидистское движение, основоположником которого принято считать представителя крымскотатарского народа Исмаила Гаспринского. В 1883 г. он стал издавать газету «Тарджеман», посредством которой пропагандировал реформаторские идеи. Джадидисты создавали новые медресе, в которых обучали по азбучно-звуковому методу, вместо буквослагательного, использовали классные доски, парты, географические карты. Учащиеся, наряду с основами ислама, изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков. Самыми известными джадидистскими школами стали «Мухаммадия» (Казань), «Галия» (Уфа), «Хусания» (Оренбург), «Расулия» (Троицк). Джадидисты настаивали на реформе ислама соответственно потребностям нового времени. Они добивались изменения быта татар, выступали за ношение европейской одежды, посещение театров, женское образование и т.д. Новаторы боролись за создание собственных газет и журналов, библиотек и клубов, национального театра.

Реформа ислам, проведенная джадидистами, обозначила несколько важных фактов: 1. способность татарской культуры противостоять насильственной христианизации; 2. подтверждение принадлежности татар к исламскому миру, причем с претензией на авангардную роль в ней; 3. вступление татар в конкуренцию с православием в его же собственном государстве.

Благодаря реформаторскому движению татары получили возможность приобщиться к основам общечеловеческой цивилизации, стать кадрами, достойно представляющими нацию на международном и общероссийском рынках, значительно повысив свой интеллектуальный уровень. Джадидизм стал вкладом в современную мировую культуру, продемонстрировав способность исламской цивилизации к модернизации.

В. 23.

Татарскоенациональное движение резко активизировалось после начала Февральской революции 1917 г. Первоначально оно было частью общемусульманского движения. Было проведено три Всероссийских съезда мусульман, два военных съезда и два съезда мусульманского духовенства. В результате их работы стала очевидной невозможность создания единой мусульманской нации России, разное отношение к восстановлению государственности мусульман. Татары имели два варианта: 1. национально-культурной автономии в составе унитарной России и 2. территориальной в составе Федерации. Был разработан проект воссоздания государственности. Система управления включила в себя три назарета (министерства): религии, просвещения, финансов. Они образовали Вакытлы Милли идарэ - Временное национальное правительство, которое возглавил Садри Максуди. Высшим законодательным органом автономии стал Милли меджлис – Национальное собрание. 6 января 1918 г. Милли меджлис объявил о создании субъекта Российской Федерации – штата Идель-Урал. Против его создания выступили башкиры, которые еще летом 1917 г. провозгласили Башкирскую республику. Организовать работу нового штата должна была Комиссия по организации Урало-Волжского штата – КУВШ, однако она затягивала созыв Учредительного съезда. Этим воспользовались большевики, которые арестовали в Казани руководителей мусульманских съездов. Татарское населении вышло на улицы города. Руководителей отпустили с условием разоружения военных-мусульман. В марте 1918 г. большевики объявили о создании Татаро-Башкирской советской социалистической республики, чем перехватили инициативу воссоздания государственности у татар. Не нашли представители Милли меджлиса и Милли идарэ понимания и у лидера белого движения Колчака. Выжившие лидеры буржуазного национального движения были вынуждены эмигрировать из России. К июню 1919 г. территория современного Татарстана была освобождена от колчаковцев. Большевики, воспользовавшись требованиями башкир, отказались от идеи создания Татаро-Башкирской советской социалистической республики, объявив об учреждении лишь Башкирской республики. Тогда татарские коммунисты во главе с Мирсаидом Султан-Галиевым воспользовались правом требовать создания Татарской советской социалистической республики. Много споров вызвала территория будущей республики, в ее состав не хотели включать Казань, но включили Уфу. В итоге Казань была включена в состав республики, но исключены Уфа, Стерлитамак, Белебеевский и Бирский уезды, населенные в большинстве татарами. Было исключено создание военного ведомства в структуре государственных органов республики. 27 мая 1920 г. было объявлено о создание Татарской автономной советской социалистической республики. Первый – Учредительный съезд Советов ТАССР, прошел 26-27 сентября 1920 года. Во главе правительства - Совета народных комиссаров был поставлен малоизвестный татарам Сахибгарей Саид-Галиев. Его представление о малозначительности татарского народа перед мировой социалистической революцией способствовало тому, что план продразверстки для Татарстана был увеличен с 10 до 15 млн.пудов. В 1920 г. из республики было вывезено больше 10 млн. пудов хлеба (300 тыс. пудов вернули). В условиях неурожая 1920-1921 в республике гг. начался голодомор. Зимой 1922 г. стали фиксироваться случаи людо и трупоедства. Несмотря на помощь Поволжью со стороны США и Русской православной церкви вплоть до конца 1922 г. голодные смерти продолжались. Эта трагедия привела к смене правительства республики летом 1921 г. Новым председателем СНК стал Кашаф Мухтаров. Целью нового правительства было укрепление полученной государственности, проведение самостоятельной политики, декларированной большевиками. Создавались татарские деревни на берегах Волги и около Казани, привлекались к сотрудничеству муллы, проводились землемерные работы и татарские общины выравнивались в землевладении с другими общинами (). В Москве у этого правительства был соратник – Мирсаид Султан-Галиев. – член Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей (возглавлял И. Сталин). В 1922 г. в связи с заключительным этапом гражданской войны шла подготовка по включению Белоруссии, Украины, Закавказья в состав советского государства. Благодаря жесткой позиции лидеров Украины и Грузии, эти республики не были включены в состав России, а вместе с последней образовали новое государство – СССР. Так разные народы нового государства в зависимости от сиюминутной политической обстановки оказались на положении привилегированных и непривилегированных. Это вызвало возмущение татарских коммунистов. Борьбу за равноправие татарского народа возглавил Мирсаид Султан-Галиев. Он и Кашаф Мухтаров предложили включить автономные республики в число учредителей СССР, но получили отказ и были обвинены в национал-уклонизме. В 1923 г. М. Султан-Галиев был осужден как враг народа и Советского государства. Впоследствии он погиб в сталинских застенках. К середине 1924 г. Татарский СНК был заменен послушными кадрами. Таким образом, ограниченная, но реальная политическая самостоятельность татарского народа была уничтожена.

 

В. 24.

В результате Февральской и октябрьской революций представители разных народов бывшей империи получили равные социально-экономические и политические права. Однако в области национально-культурного строительства Советская власть продолжила политику ассимиляции. Основы существования татар как самобытного и самодостаточного народа, были существенно разрушены в результате насильственного перевода татарского алфавита с арабики на латиницу, а впоследствии на кириллицу. Первоначально была объявлена реформа арабики, которую все приветствовали, так как арабика была сложна и неудобна. Впоследствии, в связи с ожиданием мировой социалистической революции ряд народов был переведен на латиницу, что выглядело нелогично. Для татар «яналиф» был введен в 1928 г. Истинные причины такого перевода были озвучены представителями татарской интеллигенции в «Письме 82» (все были реперссированы). В нем они расценили курс на латинизацию как «дорогую и унизительную массовую жертву», целью которой была кириллизация татарского алфавита. Кириллический алфавит был введен в 1939-1940 гг. В ходе борьбы с дореволюционной культурой почти весь пласт татарской письменной культуры был уничтожен. Эти мероприятия прерывали преемственность поколений, возможность обращения к культуре предков и положили начало успешной ассимиляции татарского народа. Причиной успеха Советской власти стало сочетание нескольких факторов: 1. замена общественной системы татарской системы образования на государственную систему; 2. замена самостоятельного правительства на полностью контролируемое сверху; 3. малочисленность татарской беспартийной интеллигенции (татарские коммунисты подчинялись партийной дисциплине и не могли выступать против решений партии); 3. поэтапность замены алфавита, начало которого выглядело как прогрессивная языковая реформа.

В то же время в республике осуществлялась борьба с неграмотностью для чего создавались ликбезы. Для народов края были созданы светские школы начального и среднего образования на родных языках. Звено высшей школы на национальных языках создано не было. Для поступления в вузы были открыты рабочие факультеты, в том числе Татарский рабфак. В начале 20-х гг. проведены научные изыскания татарской истории, но впоследствии ученые-историки Михаил Худяков, Хади Атласи, Газиз Губайдуллин подверглись репрессиям. Были созданы картинная галерея Центрального музея РТ, татарская оперная и театральная студии при Московской консерватории и ГИТИСе. В 1925 г. состоялась премьера первой татарской оперы «Сания», написанной Газизом Альмухамедовым и Василием Виноградовым. Впервые татарская культура была поставлена на профессиональную основу.

В 1939 г. был создан Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории. Однако его научно-исследовательская работа была прервана в 1944 г. Постановлением ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». В нем Татарский областной комитет комм. партии обвинялся в том, что передоверил идеологическую работу в области истории Татарскому институту языка, литературы и истории; неудовлетворительно руководил работой писателей и деятелей искусства и т.д. В постановлении рекомендовалось «организовать научную разработку истории Татарстана, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьезные недостатки и ошибки национального характера в освещении истории Татарстана». Под последними имелись в виду якобы приукрашивание Золотой Орды, популяризация «ханско-феодального» эпоса об Идегее и т.п. Данное постановление уничтожила возможность объективного изучения татарской истории и культуры.

 

 

Татарстан во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.

  1. Проблемы развития национальной культуры
  2. Проблемы экономического развития

 

1. Татарстан после войны переживал те же явления, что и другие регионы СССР. Население колхозов страдало от государственной эксплуатации и стремилось вырваться на промышленные стройки других регионов страны. Расселение татарской нации стало еще более дисперсным. Решая свои социально-экономические проблемы представители новой татарской диаспоры сталкивались с проблемами ассимиляции. Решения этих проблем не было. Ни Центральный Комитет КПСС, ни правительства автономных и союзных республик не придавали значения данному фактору. Все государственные и почти все общественные институты РСФСР и СССР были основаны на русском языке, истории, культуре. Союзные республики также имели аналогичные институты в рамках своих территорий на своих языках. Автономные республики таких аналогов не имели. Например, вплоть до 1990-х гг. в РТ не было своей Академии наук, КГУ не имел кафедры татарской истории. Деградации татарской культуры способствовало отсутствие современных форм функционирования культуры: кинематографа, ТВ, высшей школы. В условиях авторитарного режима и малочисленности татарской интеллигенции это привело к ускоренной ассимиляции татар в самом Татарстане. Так, если в конце 1940-х гг. на родном языке обучалось 95% татарских детей, то 1980-е гг. татарских школ почти не осталось. Власти республики сами способствовали увеличению преподавания русского языка, так как татарские дети не могли поступать в вузы и профессиональные техникумы из-за незнания его в совершенстве. Татарское население видело путь к социальному благополучию в глубоком изучении русского языка для получения высшего образования. В республике был отменен государственный экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы коренизированные группы в средних специальных учебных заведениях. Само татарское общество осознало последствия такой политики значительно позже. Хотя группа творческих деятелей неоднократно направляла в ЦК КПСС обращения, в которых наряду с проблемами культурного возрождения ставился вопрос о предоставлении республики союзного статуса. Решение первого секретаря Татарского обкома КПСС С.Д. Игнатьева (1957-1960 гг.) поддержать идею приема экзаменов в вузы и техникумы на татарском языке, ЦК КПСС было признано националистическим и Игнатьев был отозван в Москву. Новый глава республики Ф.А. Табеев заявил, что «проведение в жизнь этого ошибочного решения могло привести к националистической ограниченности, замкнутости, к снижению требовательности в работе татарских школ относительно глубокого изучения русского языка». Таким образом, в Татарстане стало проводиться откровенно ассимиляционная политики.

2. В 1950-е гг. Татарстан стал лидером нефтедобывающей промышленности СССР. Но доходы от нефтедобычи шли в общесоюзную казну, что делало республику сырьевой базой. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. появились предприятия нефтеперерабатывающей отрасли: Миннебаевский газоперерабатывающий завод, Казанский органический синтез, Нижнекамский нефтехимический комбинат. Большое значение для страны сохранял авиационный завод им. Горбунова, выпускавший реактивные самолеты и т.д. Эти заводы были либо общесоюзного, либо российского федерального подчинения. Создание своих предприятий, в которых нуждалось население республики было затруднено из-за скудности республиканского бюджета и необходимости согласия Москвы как политического руководства РСФСР. Тенденция сокращения республиканской собственности продолжалась до 1990-х гг. и снизилась до 2% от общего количества предприятий на территории республики. В годы VIII пятилетки (1966-1970) Татарстан по производству электроэнергии, нефтедобычи на душу населения вышел на лидирующие позиции в мире. Было построено 200 предприятий, а в 1970-е гг. развернулось строительство Нижнекамского топливно-промышленного комплекса. Строительство предприятий общесоюзного и общероссийского подчинения изменило демографическую структуру республики. Городское население было в основном приезжим, а сельское оставалось большей частью татарским. В результате перечисленных причин городская культура стала функционировать на русском языке.

Аграрный сектор республики в 1970-е гг. оказался в кризисном состоянии. Сталинскую потребительскую политику по отношению к сельскому населению преодолеть в республике не удалось. Сама республика такими средствами не располагала, российское правительство денег не выделяло, а союзное правительство сначала выделило деньги на освоение целины (1954 г.), а затем на развитие Нечерноземной зоны России, в которую Татарстан не вошел (1974 г.). В 1970-х гг. одни из самых черноземных и плодородных земель республики были отданы под строительство Нижнекамской ТПК и нефтедобычу. На селе на низком уровне находилось медицинское, бытовое обслуживание. При добычи попутного газа вялыми темпами развивалась газификация. Отставало от соседних поволжских республик строительство дорог в сельской местности. Уровень оплаты труженика села и города в Татарской автономии отставал от среднесоюзных показателей.

К началу 1980-х гг. итогом послевоенного развития ТАССР стали сравнительно низкий уровень жизни населения, превращение татарского языка и культуры из функционирующей системы в реликт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: