Охрана здоровья женщин и детей — залог сохранения и укрепления здоровья населения страны в целом. Здоровье закладывается в детстве и от того, какими показателями будет определяться состояние здоровья детей, в значительной мере зависит здоровье взрослого населения.
Немаловажную роль в сохранении и приумножении здоровья женщин и детей играет специально созданная структура в системе здравоохранения — системе охраны материнства и детства (ОМД). Роль системы охраны материнства и детства особенно возрастает в период, когда в стране социально-демографическая ситуация неблагоприятная и она сопровождается снижением рождаемости, ростом смертности и появлением отрицательного естественного прироста населения; сокращением численности детей в возрастной структуре населения; увеличением доли детей, воспитывающихся в неполных семьях в результате разводов родителей или рождения детей вне брака.
Одной из задач деятельности системы ОМД является сглаживание или устранение противоречия между участием женщины в профессиональной деятельности и ее социальной ролью жены и матери. В настоящее время в различных отраслях страны трудится примерно 51 % всех женщин. Следует подчеркнуть, что до сих пор сравнительно большое число женщин занято тяжелым физическим трудом (около 20 %). Хотя численность этой группы снижается, но очень медленно: за последние 3 года на 0,4 % в промышленности и на 5,4 % в строительстве.
Уровень занятости женщин в общественном производстве, естественно, отражается на составе студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Как правило, в странах с высоким уровнем занятости в трудовом процессе удельный вес женщин, обучающихся в учебных заведениях, более высокий.
|
У значительной части женщин изменилась психология, в связи с чем они не представляют себя вне работы. Большинство женщин считают свою работу основой независимого и равного положения с мужчиной, повышающей ее престиж в семье. Вместе с тем нельзя забывать и то, что, кроме участия в профессиональной деятельности, женщины по сравнению с мужчинами больше тратят времени на домашний труд.
Правовая охрана здоровья матери и ребенка в России обеспечивается тремя основными законодательными актами:
• "Конституцией Российской Федерации", принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
• "Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденными Верховным Советом 22 июля 1993 г.
• "Кодексом законов о труде Российской Федерации".
В качестве президентской программы 18 августа 1994 г. Указом президента Российской Федерации была разработана целевая программа "Дети России", включающая в себя 7 программ: "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Вакцинопрофилактика". В медицинских аспектах всех подпрограмм принимают активное участие представители служб системы охраны материнства и детства, ученые из ведущих научных центров страны.
Организация медицинской помощи женщинам и детям, так же как и другим группам населения, основывается в целом на тех же принципах (участковый метод обслуживания и диспансерный метод работы), но имеет более ярко выраженную профилактическую направленность.
|
Учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: лечебно-профилактические, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленной группой являются лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, стационары, а также учреждения станций скорой медицинской помощи).
Важное звено в общей системе охраны материнства и детства — акушерско-гинекологическая служба, предназначенная для обеспечения охраны здоровья женщин, а также детей в анте-, интра- и постнатальном периодах.
Ведущим учреждением в системе акушерско-гинекологической службы является женская консультация — лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, выполняющее амбулаторно-поликлиническое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Чаще женские консультации размещаются в составе крупных поликлиник, при медико-санитарных частях. В ряде случаев женские консультации находятся в составе объединенного родильного дома. Это дает возможность использовать их материально-техническую базу, привлекать для лечебно-консультативной помощи врачей различных специальностей, пользоваться единой лабораторно-диагностической и физиотерапевтической службой. Самостоятельные женские консультации встречаются реже всего и составили к 2000 г. 235.
В сельской местности амбулаторный прием врач акушер-гинеколог ведет в амбулаторном отделении участковых больниц, в амбулаториях. Для оказания квалифицированной медицинской помощи сельским жительницам и повышения уровня знаний врачей сельских участковых больниц широко распространена и эффективна такая форма амбулаторно-поликлинической помощи беременным и гинекологическим больным, как выездные женские консультации.
|
В структуре женской консультации предусмотрены административно-хозяйственные кабинеты, регистратура, кабинеты участковых акушеров-гинекологов, терапевта, стоматолога, офтальмолога, лабораторно-диагностические подразделения, социально-правовой кабинет.
В целях выявления гинекологических заболеваний на различных стадиях развернута сеть смотровых кабинетов в поликлиниках, в работе которых большое значение имеет взаимосвязь с женской консультацией. Благодаря профилактическим осмотрам удается своевременно выявить у женщин различные гинекологические заболевания, в том числе предраковые и раковые заболевания половых органов, и принять необходимые меры. В настоящее время доказана целесообразность создания базовых женских консультаций, которые являются лечебно-консультативными и организационно-методическими центрами города и района, а также школами повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Работа женской консультации, так же как и других амбулаторно-поликлинических учреждений, построена по участковому принципу и в основе ее деятельности лежит диспансерный метод работы. Размер одного акушерско-гинекологического участка составляет примерно 2 терапевтических участка, следовательно, у 1 участкового акушера-гинеколога под наблюдением находится примерно 2—2,5 тыс. женщин.
Решающая роль в сохранении здоровья женщин и их детей принадлежит организации профилактической работы в женской консультации, реализация которой обеспечивается внедрением диспансерного метода. Профилактическая работа проводится среди здоровых женщин, прикрепленных к данной женской консультации, среди беременных и женщин, страдающих гинекологическими заболеваниями, требующими взятия под динамическое наблюдение.
Социальная профилактика в акушерско-гинекологической практике заключается в гарантировании мер, направленных на охрану труда женщин, работающих в промышленности и сельском хозяйстве, оказание правовой помощи, оздоровление условий быта и отдыха, усиление санитарно-гигиенического воспитания девочек и женщин, пропаганду здорового образа жизни.
Медицинские разделы профилактики включают лечебно-диагностическую помощь, реабилитацию и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отклонений в состоянии здоровья матери и ребенка путем устранения причин и условий, вызывающих патологию; сохранение трудоспособности и снижение частоты гинекологических заболеваний; уменьшение частоты осложнений беременности и родов, лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению послеродовых осложнений и по перинатальной охране плода. Основные мероприятия должны проводиться в области первичной профилактики, в задачи которой входит наблюдение за женщинами не только в период беременности, но и в течение всей жизни с целью предупреждения возникновения заболеваний, а следовательно, сохранения их здоровья.
Наряду с первичной профилактикой, предусматривающей раннее выявление заболеваний, не меньшее значение для улучшения здоровья женского населения имеет вторичная профилактика, которая включает соответствующее лечение, реабилитацию с целью предотвращения возникновения осложнений. Эффективность вторичной профилактики заключается в предупреждении перехода начальных проявлений в акушерской, перинатальной, гинекологической патологии в тяжелые формы, хронические заболевания, а также в вовлечении в патологический процесс важнейших систем организма, определяющих механизм адаптации.
Существенный удельный вес в профилактической работе участкового акушера-гинеколога занимает профилактическое наблюдение за женщинами в период беременности и в течение 1,5—2 лет после родов. При этом должна активизироваться работа врачей по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению, где главное внимание следует уделять обращению в женскую консультацию к участковому акушеру-гинекологу в ранние сроки беременности (до 12 нед). Раннее обращение к врачу позволяет провести полное обследование и принять соответствующие меры в отношении женщин, имеющих экстрагенитальные заболевания или акушерскую патологию. Это в свою очередь способствует улучшению показателей здоровья и, в частности, снижению показателя перинатальной смертности на 25—30 %, а также частоты рождения недоношенных детей или детей с низкой массой тела.
Одним из направлений дальнейшего развития и совершенствования профилактической помощи женщинам репродуктивного возраста является введение обязательного диспансерного наблюдения за ними после родов в течение 1,5 лет. К сожалению, как показывают исследования, в этот период женщины крайне редко обращаются к акушеру-гинекологу, к врачам других специальностей, хотя у многих ухудшается течение имевшихся до беременности зкстрагенитальных заболеваний как следствие осложнений беременности и родов.
Существенное значение в профилактике возникновения различных гинекологических заболеваний имеет профилактика абортов, число которых снижается крайне медленно. Эта работа должна предусматривать пропаганду знаний о предупреждении нежелательной беременности, внедрение современных контрацептивов, оповещение женщин о вреде абортов для их здоровья и здоровья их детей.
Учитывая относительно высокое распространение гинекологических заболеваний, большое значение имеют профилактические осмотры, которые выявляют до 70 % различных первичных гинекологических заболеваний. Однако число женщин, обращавшихся с профилактической целью, невелико и составляет не более 30 %. Анализ эффективности диспансерной работы в женской консультации показал, что в целом своевременность взятия на диспансерный учет не превышает 65 %, при этом показатель варьирует от 100 % при доброкачественных опухолях до 19,9 % при воспалительных заболеваниях.
Таким образом, при существующем уровне гинекологической заболеваемости женщин должна быть усилена профилактическая работа в женской консультации за счет изменения форм санитарно-просветительной работы среди женщин; привлечения различных специалистов при профилактических осмотрах, особенно на предприятиях; внедрения новых форм организации приема женщин, учитывая, что 20 % женщин не обращаются к врачу в связи с неудовлетворительной организацией работы женских консультаций; повышения профессиональной компетенции врачей, так как до 12 % женщин в настоящее время не доверяют врачам.
В женской консультации оказываются различные виды лечебно-диагностической помощи, осуществляется социально-правовая консультация. В дальнейшем улучшении акушерско-гинекологической помощи большое внимание уделяется совершенствованию лабораторно-диагностической службы, созданию эндокринологических, иммунологических, биохимических лабораторий, кабинетов функциональной диагностики и лабораторий медицинской генетики.
Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного родильного дома либо крупной многопрофильной больнице. В последние годы в крупных городах появились специализированные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беременность, а также различные соматические заболевания, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи этим группам и тем самым способствует сохранению здоровья матери и ребенка.
В структуре стационара родильного дома предусмотрены приемное отделение, 1 физиологическое и 2 обсервационных отделения, которые в свою очередь включают дородовые палаты, родблок и послеродовые палаты, отделения для новорожденных (раздельное для физиологического и обсервационного отделений), отделение патологии беременности и гинекологические (консервативное и оперативное).
Особое внимание должно быть уделено организации приемного отделения. Во-первых, прием гинекологических больных и беременных необходимо проводить раздельно в самостоятельных помещениях. Во-вторых, прием беременных целесообразно осуществлять в боксах, что снижает возможность контактирования здоровых беременных с заболевшими. В этом случае оправдано наличие двух родильных отделений: физиологического и обсервационного.
Отделения для новорожденных организуются при физиологическом (палаты не больше чем на 4 койки) и обсервационном (палаты на 1—2 койки) родильных отделениях.
Правильная организация работы приемного отделения и установление соответствующего санитарно-гигиенического режима позволяют избежать возникновения различных внутрибольничных инфекций в родильном доме. С этой целью в родильных отделениях единовременно заполняют палаты, проводят санитарно-гигиеническую подготовку помещений к приему родильниц и новорожденных.
В результате совершенствования структуры акушерско-гинекологических стационаров доля коек для беременных с патологией возросла до 30—38 % коечного фонда, что дает возможность значительно расширить контингент госпитализированных беременных при первых признаках отклонений в их здоровье. Своевременная госпитализация беременных с патологией оказывает положительное влияние на исходы беременности, родов и послеродового периода.
Для оказания стационарной гинекологической помощи организуются гинекологические отделения, включающие оперативное и консервативное лечение. В зависимости от мощности гинекологического стационара консервативное и оперативное отделения можно дифференцировать по профилю заболеваний.
Для рационального использования коечного фонда, сокращения необоснованного пребывания женщин в стационаре все госпитализированные должны быть максимально обследованы в женской консультации и при поступлении иметь подробную выписку из амбулаторной карты. В свою очередь при выписке из стационара они должны иметь подробные рекомендации по дальнейшему наблюдению за состоянием их здоровья в условиях женской консультации.
Правильная организация наблюдения за состоянием здоровья женщин, особенно в период беременности, в учреждениях акушерско-гинекологического профиля способствует снижению материнской и перинатальной смертности, уменьшению возникновения различных гинекологических заболеваний, занимающих существенный удельный вес в структуре заболеваемости женщин, а также улучшению здоровья детей.
Сохранить и укрепить здоровье детей можно при наличии преемственности в профилактическом наблюдении за здоровьем матери и ее ребенка последовательно в женской консультации, родильном доме и детской поликлинике. Тесная взаимосвязь в работе перечисленных учреждений позволяет прогнозировать здоровье будущих пациентов, своевременно брать под наблюдение детей с факторами риска.
IV. Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению.
Ведущим учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению, является детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить в качестве структурного подразделения в детскую больницу (Объединенная детская областная больница).
В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. Основная масса детей (75—85 %) начинает и заканчивает лечение в условиях детской поликлиники. С 2000 г. в детских поликлиниках наблюдают подростков в возрасте от 15 до 18 лет.
Структура детской поликлиники включает фильтр, регистратуру, кабинеты участковых педиатров, врачей-специалистов, лабораторно-диагностические; отделения школьно-дошкольное, здорового ребенка; кабинеты социально-правовой и административно-хозяйственные.
Организация работы детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами организации лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания населения и диспансерный метод работы) и специальными для детской поликлиники. Размер педиатрического участка не превышает 700—800 детей от рождения до 14 лет включительно.
Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-травматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), в современным условиях ведущей фигурой остается участковый педиатр, так как более 60 % всех посещений приходится на долю участкового педиатра. Учитывая, что все заболевшие дети должны получать медицинскую помощь только на дому, в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или дети, имеющие хронические заболевания вне стадии обострения. Свыше 90 % всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.
В задачи участкового педиатра входит:
1) оказание медицинской помощи,
2) проведение профилактической работы со здоровыми детьми и имеющими хроническую патологию и требующими диспансерного наблюдения.
Участковый педиатр должен знать особенности формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, профилактику возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи ребенка. В этих целях участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми предусматривает профилактические осмотры участковым педиатром, где родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию и т. д., осмотры врачами-специалистами, лабораторно-диагностическое обследование и проведение профилактических прививок. Все профилактическое наблюдение зависит от возраста ребенка и наличия у него факторов риска для здоровья.
Проведение комплексных медицинских осмотров дает возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса. Особое внимание должно быть уделено детям, относящимся к группе часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в год) болеющих, поскольку именно у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания. Часто и длительно болеющих детей берут под наблюдение по форме № 030/у и проводят не только профилактические, общеоздоровительные, но и специальные лечебные мероприятия индивидуально для каждого ребенка. Дети, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением у педиатра или специалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и получают необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии. Вопрос о снятии с учета больных данной группы решается индивидуально, но обычно ребенка снимают с учета через 2 года после стабилизации его общего состояния.
Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя, помимо проведения санитарно-просветительной работы, осуществление комплексных медицинских осмотров, лабораторно-диагностическое обследование. Санитарно-просветительные беседы проводят и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях.
Большую роль в организации санитарно-просветительной работы играют отделения здорового ребенка, где обучают родителей основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни. Естественно, кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами, наглядными пособиями. Специальным разделом санитарно-просветительной работы должны быть индивидуальные мероприятия с детьми, готовящимися к поступлению в дошкольные учреждения и школы.
Комплексные медицинские осмотры включают в себя осмотры участкового педиатра и врачей-специалистов. Лабораторное обследование включает в себя анализы крови, мочи, кала, диагностическое обследование — определение артериального и внутриглазного давления, снятие ЭКГ и т. д.
На основании проведенных медицинских осмотров и лабораторно-диагностического обследования у каждого ребенка определяется группа здоровья на основании таких критериев, как уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, наличие (или отсутствие) хронического заболевания, функциональное состояние органов и систем.
Особенностью организации амбулаторно-поликлинической помощи детям является работа врача по системе «единого педиатра», которая введена в нашей стране в 1952—1953 гг. и состоит в том, что ребенка от рождения до 14 лет включительно наблюдает участковый педиатр в детской поликлинике. До 1953 г. детей первых 3 лет жизни наблюдал микропедиатр, работающий в детской консультации, а детей старше 3 лет — макропедиатр в детской поликлинике. Внедрение в практику системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей на протяжении всей жизни. В то же время введение этой системы увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, принимает наиболее опытная медицинская сестра. Ознакомившись с причиной посещения поликлиники, осмотрев кожу и зев ребенка и измерив температуру, она решает вопрос о возможности посещения поликлиники данным ребенком. При необходимости его направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.
С целью снижения контакта детей первых лет жизни с различными инфекционными заболеваниями целесообразно принимать детей первых 2 лет жизни в определенные дни недели, когда дети старших возрастов не посещают врачей детской поликлиники. Соблюдая эти правила, можно свести к минимуму заболеваемость детей в детской поликлинике.
Особенностью детской поликлиники является наличие школьно-дошкольного отделения, штаты которого устанавливают из расчета 1 педиатр:
• на 180—200 детей ясельного возраста;
• на 600 детей дошкольного возраста;
• на 2000 детей школьного возраста;
• на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах;
• на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.
Должность медицинской сестры устанавливают:
на 100 детей в детских садах;
на 700 детей, обучающихся в школах;
на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах;
на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.
Рабочие места перечисленных выше медицинских сотрудников предусматривают в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике — кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.
Особого внимания заслуживает своевременность обращения к врачу, так как позднее обращение способствует более длительному течению заболевания, формированию контингента часто и длительно болеющих детей, а также переходу процесса в хронический.
Следует помнить, что основным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения на дому больного ребенка педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара. Кратность и интервалы посещения больных детей регулирует врач в зависимости от характера и тяжести заболевания. Удельный вес активных посещений пациентов составляет не меньше 30 % в общей структуре посещений.
В настоящее время важными вопросами являются оказание консультативной помощи, лабораторно-диагностическое обследование на дому, организация так называемого стационара на дому. При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает бесплатные медикаменты, при необходимости организует пост медицинской сестры или ее регулярные посещения несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления. Кроме того, ребенка обязательно осматривает заведующий отделением.
Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи, так как вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боль в животе, рвота, травма, отравление и т. д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.
Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), системе организации (объединенная и необъединенная) и объему деятельности (различная коечная мощность).
В структуре детской больницы предусматривают детские отделения, которые формируются по профилю (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те в свою очередь по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, структура детской поликлиники включает лабораторно-диагностическую службу и патологоанатомическое отделение.
Одной из важнейших особенностей организации работы детских больниц является предупреждение распространения инфекционных заболеваний. С этой целью приемное отделение в детских больницах организуется в виде приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3 % общего количества коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из СЭС о наличии или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от врача-педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка.
Целесообразно в целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции предусматривать палаты для детей до 1 года на 1—2 койки, для более старших детей — не более чем на 4 койки. Палатные секции не должны быть проходными, в стенах и перегородках, разделяющих палаты и койки между собой, рекомендуется делать стеклянные проемы.
В значительной степени от качества выполнения противоэпидемических мероприятий зависит снижение внутрибольничной инфекции. Не меньшее внимание должно уделяться вопросам питания детей, особенно детей первых лет жизни, организации дифференцированного подхода к режиму дня в зависимости от возраста ребенка.
Создание лечебно-охранительного режима — неотъемлемая составная часть организации работы стационара. Эмоциональный стресс ребенка, особенно раннего возраста, при поступлении в стационар обусловлен не только непривычной для него обстановкой, разлукой с родителями, но и страхом перед процедурами. В связи с этим манипуляции и врачебные назначения следует проводить в определенные часы, когда ребенок бодрствует, и максимально уменьшать отрицательные эмоции.
Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми, являясь составной частью всей лечебно-профилактической работы детского стационара, направлена на создание лечебно-охранительного режима и восстановление нарушенного равновесия ребенка с окружающей средой. Особое внимание необходимо обращать на организацию прогулок, привлекая к ним не только медицинских сестер, но и матерей. К уходу за детьми целесообразно привлекать матерей и в связи с этим шире практиковать госпитализацию детей вместе с матерями, имеющими прежде всего детей первых 2—3 лет жизни.
Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и организации медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах. Социальная значимость этих учреждений обусловлена тем, что они оказывают семье всестороннюю помощь в воспитании здорового ребенка, предоставляя при этом женщине возможность активно участвовать в общественной и культурной жизни. Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделены на несколько типов в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.
Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение — ясли-сад, организация которого предусмотрена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" (1959). Наряду с постоянными учреждениями по воспитанию детей в летний период в сельской местности в основном организуются сезонные дошкольные учреждения.
Для детей, страдающих хроническими заболеваниями, ослабленных после перенесенных тяжелых заболеваний, организованы детские учреждения санаторного типа, где они получают соответствующее лечение.
В зависимости от социального положения родителей в стране организованы учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят лишь часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети длительное время (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.
Функциональными обязанностями врача-педиатра, работающего в детских дошкольных и школьных учреждениях и осуществляющего медицинскую помощь детям, являются:
• осмотр вновь поступающих детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации; лабораторно-диагностическое обследование детей; постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, уровнем физического и нервно-психического развития; проведение профилактических прививок; организация комплексных осмотров специалистами; активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;
• проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространению инфекционных заболеваний.
Пребывание ребенка в учреждениях общественного воспитания — наиболее ответственный адаптационный период, когда переход ребенка из привычных условий семейного воспитания в новую микросоциальную среду оказывает ощутимые эмоциональные воздействия, требует перестройки сформировавшихся ранее форм общения и поведения. Тесный контакт с другими детьми способствует повышенной возбудимости, а затем и утомляемости. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что именно в этот период адаптации дети болеют чаще всего. В связи с этим среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к посещению дошкольного учреждения. Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми с хроническими заболеваниями. Успешная работа по воспитанию здорового ребенка зависит от эффективности различных противоэпидемических мероприятий по предупреждению внесения и распространения инфекционных заболеваний. Эта работа прежде всего предусматривает мероприятия общеоздоровительного характера, способствующие повышению иммунных сил организма.
V. Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности.
Организация медицинской помощи женщинам и детям, проживающим в сельской местности, строится по тем же принципам, что и в городе. Однако, учитывая особенность расселения сельских жителей, условия их работы, лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям оказывается поэтапно.
На I этапе (сельский врачебный участок) оказывается в основном профилактическая, противоэпидемическая и лечебная помощь детям (в небольшом объеме). В стационар сельской участковой больницы госпитализируют в основном детей с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь нередко оказывает терапевт в центральной районной больнице, поскольку в маломощных сельских участковых больницах обеспеченность врачами-педиатрами низкая.
Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным женщинам и детям первых лет жизни. Работают в этих учреждениях фельдшер или патронажная медицинская сестра.
Основной этап для оказания медицинской помощи детям всего района — II этап — центральная районная больница. Руководит всей работой больницы районный педиатр, а в крупных районах введена должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.
Центральная районная больница — это ведущее учреждение по оказанию стационарной помощи детям.
Однако достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные больницы. Это, естественно, приводит к большой загруженности, поэтому невозможно обеспечить безотказную госпитализацию детей, нуждающихся в узкоспециализированной стационарной помощи. На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощью, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной помощи.
Несмотря на правительственные решения значительно увеличить ассигнования на развитие службы организации медицинской помощи женщинам и детям, сохраняется остаточный принцип финансирования, многие лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения для женщин и детей не отвечают действующим санитарно-гигиеническим нормам, многие лечебно-профилактические учреждения системы охраны материнства и детства не обеспечены необходимыми медикаментами, оборудованием, инвентарем. Это самым неблагоприятным образом сказывается на состоянии здоровья женщин и детей. Между тем именно в этой сфере медико-социальной деятельности особенно эффективны социально-гигиенические и организационные мероприятия, которые позволяют существенно улучшить показатели здоровья вплоть до значительного сокращения младенческой и материнской смертности, снизить заболеваемость наиболее распространенными болезнями.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
001. Факторами, определяющими особенности организации медицинской помощи сельскому населению, являются