Организация акушерско-гинекологической помощи.




Охрана здоровья женщин и детей — залог сохранения и укре­пления здоровья населения страны в целом. Здоровье заклады­вается в детстве и от того, какими показателями будет опреде­ляться состояние здоровья детей, в значительной мере зависит здоровье взрослого населения.

Немаловажную роль в сохранении и приумножении здоро­вья женщин и детей играет специально созданная структура в системе здравоохранения — системе охраны материнства и дет­ства (ОМД). Роль системы охраны материнства и детства осо­бенно возрастает в период, когда в стране социально-демогра­фическая ситуация неблагоприятная и она сопровождается снижением рождаемости, ростом смертности и появлением от­рицательного естественного прироста населения; сокращением численности детей в возрастной структуре населения; увеличением доли детей, воспитывающихся в неполных семьях в ре­зультате разводов родителей или рождения детей вне брака.

Одной из задач деятельности системы ОМД является сгла­живание или устранение противоречия между участием женщи­ны в профессиональной деятельности и ее социальной ролью жены и матери. В настоящее время в различных отраслях стра­ны трудится примерно 51 % всех женщин. Следует подчерк­нуть, что до сих пор сравнительно большое число женщин за­нято тяжелым физическим трудом (около 20 %). Хотя числен­ность этой группы снижается, но очень медленно: за последние 3 года на 0,4 % в промышленности и на 5,4 % в строительстве.

Уровень занятости женщин в общественном производстве, естественно, отражается на составе студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Как правило, в странах с высоким уровнем занятости в трудовом процессе удельный вес женщин, обучающихся в учебных заведениях, более высокий.

У значительной части женщин изменилась психология, в связи с чем они не представляют себя вне работы. Большинство женщин считают свою работу основой независимого и равного положения с мужчиной, повышающей ее престиж в семье. Вме­сте с тем нельзя забывать и то, что, кроме участия в профес­сиональной деятельности, женщины по сравнению с мужчина­ми больше тратят времени на домашний труд.

Правовая охрана здоровья матери и ребенка в России обес­печивается тремя основными законодательными актами:

• "Конституцией Российской Федерации", принятой всена­родным голосованием 12 декабря 1993 г.

• "Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденными Верховным Советом 22 июля 1993 г.

• "Кодексом законов о труде Российской Федерации".

В качестве президентской программы 18 августа 1994 г. Ука­зом президента Российской Федерации была разработана целе­вая программа "Дети России", включающая в себя 7 программ: "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания", "Дети Севе­ра", "Планирование семьи", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Вакцинопрофилактика". В медицинских аспектах всех подпро­грамм принимают активное участие представители служб сис­темы охраны материнства и детства, ученые из ведущих науч­ных центров страны.

Организация медицинской помощи женщинам и детям, так же как и другим группам населения, основывается в целом на тех же принципах (участковый метод обслуживания и диспансер­ный метод работы), но имеет более ярко выраженную профи­лактическую направленность.

Учреждения, оказывающие ме­дицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: лечебно-профилактические, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленной группой являются лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, стационары, а также учреждения станций скорой медицинской помощи).

 

Важное звено в общей системе охраны материнства и детства — акушерско-гинекологическая служба, предназначенная для обеспечения охраны здоровья женщин, а также детей в анте-, интра- и постнатальном периодах.

Ведущим учреждением в системе акушерско-гинекологической службы является жен­ская консультация — лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, выполняющее амбулаторно-поликлиническое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Чаще женские консультации размещаются в составе крупных поликлиник, при медико-санитарных частях. В ряде случаев женские консультации находятся в составе объединенного ро­дильного дома. Это дает возможность использовать их матери­ально-техническую базу, привлекать для лечебно-консультатив­ной помощи врачей различных специальностей, пользоваться единой лабораторно-диагностической и физиотерапевтической службой. Самостоятельные женские консультации встречаются реже всего и составили к 2000 г. 235.

В сельской местности амбулаторный прием врач акушер-ги­неколог ведет в амбулаторном отделении участковых больниц, в амбулаториях. Для оказания квалифицированной медицин­ской помощи сельским жительницам и повышения уровня знаний врачей сельских участковых больниц широко распро­странена и эффективна такая форма амбулаторно-поликлинической помощи беременным и гинекологическим больным, как выездные женские консультации.

В структуре женской консультации предусмотрены административно-хозяйствен­ные кабинеты, регистратура, кабинеты участковых акушеров-гинекологов, терапевта, стоматолога, офтальмолога, лабораторно-диагностические подразделения, социально-правовой кабинет.

В целях выявления гинекологических заболеваний на раз­личных стадиях развернута сеть смотровых кабинетов в поли­клиниках, в работе которых большое значение имеет взаимо­связь с женской консультацией. Благодаря профилактическим осмотрам удается своевременно выявить у женщин различные гинекологические заболевания, в том числе предраковые и ра­ковые заболевания половых органов, и принять необходимые меры. В настоящее время доказана целесообразность создания базовых женских консультаций, которые являются лечебно-консультативными и организационно-методическими центра­ми города и района, а также школами повышения квалифика­ции врачей и среднего медицинского персонала.

Работа женской консультации, так же как и других амбулаторно-поликлинических учреждений, построена по участковому принципу и в основе ее деятельности лежит диспансерный ме­тод работы. Размер одного акушерско-гинекологического уча­стка составляет примерно 2 терапевтических участка, следова­тельно, у 1 участкового акушера-гинеколога под наблюдением находится примерно 2—2,5 тыс. женщин.

Решающая роль в сохранении здоровья женщин и их детей принадлежит организации профилактической работы в жен­ской консультации, реализация которой обеспечивается вне­дрением диспансерного метода. Профилактическая работа про­водится среди здоровых женщин, прикрепленных к данной женской консультации, среди беременных и женщин, страдаю­щих гинекологическими заболеваниями, требующими взятия под динамическое наблюдение.

Социальная профилактика в акушерско-гинекологической практике заключается в гарантировании мер, направленных на охрану труда женщин, работающих в промышленности и сель­ском хозяйстве, оказание правовой помощи, оздоровление усло­вий быта и отдыха, усиление санитарно-гигиенического воспи­тания девочек и женщин, пропаганду здорового образа жизни.

Медицинские разделы профилактики включают лечебно-диагностическую помощь, реабилитацию и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отклонений в состоянии здоровья матери и ребенка путем устранения причин и условий, вызывающих патологию; сохранение трудоспособ­ности и снижение частоты гинекологических заболеваний; уменьшение частоты осложнений беременности и родов, лечеб­но-профилактические мероприятия по предупреждению после­родовых осложнений и по перинатальной охране плода. Основ­ные мероприятия должны проводиться в области первичной профилактики, в задачи которой входит наблюдение за женщи­нами не только в период беременности, но и в течение всей жизни с целью предупреждения возникновения заболеваний, а следовательно, сохранения их здоровья.

Наряду с первичной профилактикой, предусматривающей раннее выявление заболеваний, не меньшее значение для улуч­шения здоровья женского населения имеет вторичная профи­лактика, которая включает соответствующее лечение, реабили­тацию с целью предотвращения возникновения осложнений. Эффективность вторичной профилактики заключается в пре­дупреждении перехода начальных проявлений в акушерской, перинатальной, гинекологической патологии в тяжелые фор­мы, хронические заболевания, а также в вовлечении в патоло­гический процесс важнейших систем организма, определяю­щих механизм адаптации.

Существенный удельный вес в профилактической работе участкового акушера-гинеколога занимает профилактическое наблюдение за женщинами в период беременности и в течение 1,5—2 лет после родов. При этом должна активизироваться ра­бота врачей по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению, где главное внимание следует уделять обраще­нию в женскую консультацию к участковому акушеру-гинеко­логу в ранние сроки беременности (до 12 нед). Раннее обраще­ние к врачу позволяет провести полное обследование и принять соответствующие меры в отношении женщин, имеющих экстрагенитальные заболевания или акушерскую патологию. Это в свою очередь способствует улучшению показателей здоровья и, в частности, снижению показателя перинатальной смертности на 25—30 %, а также частоты рождения недоношенных детей или детей с низкой массой тела.

Одним из направлений дальнейшего развития и совершен­ствования профилактической помощи женщинам репродуктивного возраста является введение обязательного диспансерного наблюдения за ними после родов в течение 1,5 лет. К сожале­нию, как показывают исследования, в этот период женщины крайне редко обращаются к акушеру-гинекологу, к врачам дру­гих специальностей, хотя у многих ухудшается течение имев­шихся до беременности зкстрагенитальных заболеваний как следствие осложнений беременности и родов.

Существенное значение в профилактике возникновения раз­личных гинекологических заболеваний имеет профилактика абортов, число которых снижается крайне медленно. Эта работа должна предусматривать пропаганду знаний о предупреждении нежелательной беременности, внедрение современных контра­цептивов, оповещение женщин о вреде абортов для их здоровья и здоровья их детей.

Учитывая относительно высокое распространение гинеко­логических заболеваний, большое значение имеют профилак­тические осмотры, которые выявляют до 70 % различных пер­вичных гинекологических заболеваний. Однако число женщин, обращавшихся с профилактической целью, невелико и состав­ляет не более 30 %. Анализ эффективности диспансерной ра­боты в женской консультации показал, что в целом своевре­менность взятия на диспансерный учет не превышает 65 %, при этом показатель варьирует от 100 % при доброкачественных опухолях до 19,9 % при воспалительных заболеваниях.

Таким образом, при существующем уровне гинекологиче­ской заболеваемости женщин должна быть усилена профилак­тическая работа в женской консультации за счет изменения форм санитарно-просветительной работы среди женщин; при­влечения различных специалистов при профилактических ос­мотрах, особенно на предприятиях; внедрения новых форм ор­ганизации приема женщин, учитывая, что 20 % женщин не об­ращаются к врачу в связи с неудовлетворительной организацией работы женских консультаций; повышения профессиональной компетенции врачей, так как до 12 % женщин в настоящее вре­мя не доверяют врачам.

В женской консультации оказываются различные виды ле­чебно-диагностической помощи, осуществляется социально-правовая консультация. В дальнейшем улучшении акушерско-гинекологической помощи большое внимание уделяется совер­шенствованию лабораторно-диагностической службы, созданию эндокринологических, иммунологических, биохимических ла­бораторий, кабинетов функциональной диагностики и лабора­торий медицинской генетики.

Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного ро­дильного дома либо крупной многопрофильной больнице. В последние годы в крупных городах появились специализиро­ванные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беремен­ность, а также различные соматические заболевания, что по­зволяет улучшить оказание медицинской помощи этим группам и тем самым способствует сохранению здоровья матери и ре­бенка.

В структуре стационара родильного дома предусмотрены приемное отделение, 1 физиологическое и 2 обсервационных отделения, которые в свою очередь включают дородовые пала­ты, родблок и послеродовые палаты, отделения для новорож­денных (раздельное для физиологического и обсервационного отделений), отделение патологии беременности и гинекологи­ческие (консервативное и оперативное).

Особое внимание должно быть уделено организации прием­ного отделения. Во-первых, прием гинекологических больных и беременных необходимо проводить раздельно в самостоя­тельных помещениях. Во-вторых, прием беременных целесооб­разно осуществлять в боксах, что снижает возможность контак­тирования здоровых беременных с заболевшими. В этом случае оправдано наличие двух родильных отделений: физиологиче­ского и обсервационного.

Отделения для новорожденных организуются при физиоло­гическом (палаты не больше чем на 4 койки) и обсервационном (палаты на 1—2 койки) родильных отделениях.

Правильная организация работы приемного отделения и ус­тановление соответствующего санитарно-гигиенического режи­ма позволяют избежать возникновения различных внутрибольничных инфекций в родильном доме. С этой целью в родильных отделениях единовременно заполняют палаты, проводят сани­тарно-гигиеническую подготовку помещений к приему родиль­ниц и новорожденных.

В результате совершенствования струк­туры акушерско-гинекологических стационаров доля коек для беременных с патологией возросла до 30—38 % коечного фонда, что дает возможность значительно расширить контингент гос­питализированных беременных при первых признаках отклоне­ний в их здоровье. Своевременная госпитализация беременных с патологией оказывает положительное влияние на исходы бе­ременности, родов и послеродового периода.

Для оказания ста­ционарной гинекологической помощи организуются гинеколо­гические отделения, включающие оперативное и консерватив­ное лечение. В зависимости от мощности гинекологического стационара консервативное и оперативное отделения можно дифференцировать по профилю заболеваний.

Для рационального использования коечного фонда, сокра­щения необоснованного пребывания женщин в стационаре все госпитализированные должны быть максимально обследованы в женской консультации и при поступлении иметь подробную выписку из амбулаторной карты. В свою очередь при выписке из стационара они должны иметь подробные рекомендации по дальнейшему наблюдению за состоянием их здоровья в услови­ях женской консультации.

Правильная организация наблюдения за состоянием здоро­вья женщин, особенно в период беременности, в учреждениях акушерско-гинекологического профиля способствует сниже­нию материнской и перинатальной смертности, уменьшению возникновения различных гинекологических заболеваний, за­нимающих существенный удельный вес в структуре заболевае­мости женщин, а также улучшению здоровья детей.

Сохранить и укрепить здоровье детей можно при наличии преемственности в профилактическом наблюдении за здоровь­ем матери и ее ребенка последовательно в женской консульта­ции, родильном доме и детской поликлинике. Тесная взаимо­связь в работе перечисленных учреждений позволяет прогнози­ровать здоровье будущих пациентов, своевременно брать под наблюдение детей с факторами риска.

 

IV. Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению.

Ведущим учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению, является детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить в качестве структурного подразделения в детскую больницу (Объединенная детская областная больница).

В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицин­ской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошко­льных учреждениях и школах. Основная масса детей (75—85 %) начинает и заканчивает лечение в условиях детской поликли­ники. С 2000 г. в детских поликлиниках наблюдают подростков в возрасте от 15 до 18 лет.

Структура детской поликлиники включает фильтр, регистратуру, кабинеты участковых педиатров, врачей-специалистов, лабораторно-диагностические; отделения школьно-дошкольное, здорового ребенка; кабинеты социаль­но-правовой и административно-хозяйственные.

Организация работы детской поликлиники строится в соот­ветствии с общими принципами организации лечебно-профи­лактической помощи (участковый принцип обслуживания на­селения и диспансерный метод работы) и специальными для детской поликлиники. Размер педиатрического участка не пре­вышает 700—800 детей от рождения до 14 лет включительно.

Несмотря на значительное увеличение объема специализиро­ванной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-трав­матолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерго­лог и др.), в современным условиях ведущей фигурой остается участковый педиатр, так как более 60 % всех посещений при­ходится на долю участкового педиатра. Учитывая, что все забо­левшие дети должны получать медицинскую помощь только на дому, в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или дети, имеющие хронические заболевания вне стадии обострения. Свыше 90 % всех посещений ребенка на дому прихо­дится на долю участкового педиатра.

В задачи участкового педиатра входит:

1) оказание меди­цинской помощи,

2) проведение профилактической работы со здо­ровыми детьми и имеющими хроническую патологию и требую­щими диспансерного наблюдения.

Участковый педиатр должен знать особенности формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, профилактику возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем воз­расте, роль и значение условий и образа жизни семьи ребенка. В этих целях участковый педиатр обязан поддерживать посто­янную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, осо­бенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми предусматривает профилактические осмотры участковым педиатром, где роди­телям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их фи­зическому воспитанию, закаливанию и т. д., осмотры врачами-специалистами, лабораторно-диагностическое обследование и проведение профилактических прививок. Все профилактиче­ское наблюдение зависит от возраста ребенка и наличия у него факторов риска для здоровья.

Проведение комплексных медицинских осмотров дает воз­можность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевремен­но проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса. Особое внимание должно быть уделено детям, относящимся к группе часто (4 заболевания в год и бо­лее) и длительно (более 40 дней в год) болеющих, поскольку именно у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания. Часто и длительно болеющих детей берут под на­блюдение по форме № 030/у и проводят не только профилак­тические, общеоздоровительные, но и специальные лечебные мероприятия индивидуально для каждого ребенка. Дети, имею­щие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением у педиатра или спе­циалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и получа­ют необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии. Вопрос о снятии с учета больных данной группы ре­шается индивидуально, но обычно ребенка снимают с учета че­рез 2 года после стабилизации его общего состояния.

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с боль­ными детьми включает в себя, помимо проведения санитарно-просветительной работы, осуществление комплексных меди­цинских осмотров, лабораторно-диагностическое обследование. Санитарно-просветительные беседы проводят и во время прие­ма в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях.

Большую роль в организации санитарно-просветительной работы играют отделения здорового ребенка, где обу­чают родителей основным правилам воспитания здорового ре­бенка, пропагандируют основы здорового образа жизни. Есте­ственно, кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами, наглядными пособиями. Специ­альным разделом санитарно-просветительной работы должны быть индивидуальные мероприятия с детьми, готовящимися к поступлению в дошкольные учреждения и школы.

Комплексные медицинские осмотры включают в себя ос­мотры участкового педиатра и врачей-специалистов. Лабора­торное обследование включает в себя анализы крови, мочи, ка­ла, диагностическое обследование — определение артериально­го и внутриглазного давления, снятие ЭКГ и т. д.

На основании проведенных медицинских осмотров и лабораторно-диагностического обследования у каждого ребенка оп­ределяется группа здоровья на основании таких критериев, как уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, наличие (или отсутствие) хронического заболевания, функциональное состояние органов и систем.

Особенностью организации амбулаторно-поликлинической помощи детям является работа врача по системе «единого педи­атра», которая введена в нашей стране в 1952—1953 гг. и состоит в том, что ребенка от рождения до 14 лет включительно наблю­дает участковый педиатр в детской поликлинике. До 1953 г. де­тей первых 3 лет жизни наблюдал микропедиатр, работающий в детской консультации, а детей старше 3 лет — макропедиатр в детской поликлинике. Внедрение в практику системы «еди­ного педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей на протяжении всей жизни. В то же время введение этой системы увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим при по­сещении детской поликлиники все дети должны проходить че­рез фильтр, где, как правило, принимает наиболее опытная ме­дицинская сестра. Ознакомившись с причиной посещения по­ликлиники, осмотрев кожу и зев ребенка и измерив температуру, она решает вопрос о возможности посещения по­ликлиники данным ребенком. При необходимости его направ­ляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

С целью снижения контакта детей первых лет жизни с раз­личными инфекционными заболеваниями целесообразно при­нимать детей первых 2 лет жизни в определенные дни недели, когда дети старших возрастов не посещают врачей детской по­ликлиники. Соблюдая эти правила, можно свести к минимуму заболеваемость детей в детской поликлинике.

Особенностью детской поликлиники является наличие школь­но-дошкольного отделения, штаты которого устанавливают из расчета 1 педиатр:

• на 180—200 детей ясельного возраста;

• на 600 детей дошкольного возраста;

• на 2000 детей школьного возраста;

• на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах;

• на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Должность медицинской сестры устанавливают:

на 100 детей в детских садах;

на 700 детей, обучающихся в школах;

на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах;

на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места перечисленных выше медицинских сотрудни­ков предусматривают в соответствующих учреждениях, где ор­ганизуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой дет­ской поликлинике — кабинет заведующего школьно-дошколь­ным учреждением.

Особого внимания заслуживает своевременность обращения к врачу, так как позднее обращение способствует более дли­тельному течению заболевания, формированию контингента часто и длительно болеющих детей, а также переходу процесса в хронический.

Следует помнить, что основным принципом ра­боты детской поликлиники является оказание лечебной помо­щи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посеще­ния на дому больного ребенка педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния, решает во­прос о возможности лечения на дому или в условиях стациона­ра. Кратность и интервалы посещения больных детей регули­рует врач в зависимости от характера и тяжести заболевания. Удельный вес активных посещений пациентов составляет не меньше 30 % в общей структуре посещений.

В настоящее время важными вопросами являются оказание консультативной помощи, лабораторно-диагностическое об­следование на дому, организация так называемого стационара на дому. При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает бесплатные медикаменты, при необходимости организует пост медицинской сестры или ее регулярные посе­щения несколько раз в день; врач посещает ребенка по пока­заниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления. Кроме того, ребенка обязательно осматривает заведующий отделением.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи, так как вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боль в живо­те, рвота, травма, отравление и т. д.). В ряде случаев заболев­шие дети нуждаются в госпитализации.

Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), системе организации (объединенная и необъединенная) и объему деятельности (различная коечная мощность).

В структуре детской больницы предусматривают детские отделения, которые формируются по профилю (педиат­рическое, хирургическое, инфекционное), а те в свою очередь по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, структура детской поликлиники включает лабораторно-диагностическую службу и патологоанатомическое отделение.

Одной из важнейших особенностей организации работы дет­ских больниц является предупреждение распространения ин­фекционных заболеваний. С этой целью приемное отделение в детских больницах организуется в виде приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3 % общего ко­личества коек больницы. Кроме того, при приеме детей необ­ходимо иметь сведения из СЭС о наличии или отсутствии кон­тактов с больными инфекционными заболеваниями и от врача-педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка.

Целесо­образно в целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции предусматривать палаты для детей до 1 года на 1—2 койки, для более старших детей — не более чем на 4 койки. Палатные секции не должны быть проходными, в стенах и пе­регородках, разделяющих палаты и койки между собой, реко­мендуется делать стеклянные проемы.

В значительной степени от качества выполнения противоэпидемических мероприятий зависит снижение внутрибольничной инфекции. Не меньшее внимание должно уделяться вопросам питания детей, особенно детей первых лет жизни, организации дифференцированного подхода к режиму дня в зависимости от возраста ребенка.

Создание лечебно-охранительного режима — неотъемлемая составная часть организации работы стационара. Эмоциональ­ный стресс ребенка, особенно раннего возраста, при поступле­нии в стационар обусловлен не только непривычной для него обстановкой, разлукой с родителями, но и страхом перед про­цедурами. В связи с этим манипуляции и врачебные назначе­ния следует проводить в определенные часы, когда ребенок бодрствует, и максимально уменьшать отрицательные эмоции.

Воспитательная и педагогическая работа с больными деть­ми, являясь составной частью всей лечебно-профилактической работы детского стационара, направлена на создание лечебно-охранительного режима и восстановление нарушенного равно­весия ребенка с окружающей средой. Особое внимание необ­ходимо обращать на организацию прогулок, привлекая к ним не только медицинских сестер, но и матерей. К уходу за детьми целесообразно привлекать матерей и в связи с этим шире прак­тиковать госпитализацию детей вместе с матерями, имеющими прежде всего детей первых 2—3 лет жизни.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и организации медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах. Социальная зна­чимость этих учреждений обусловлена тем, что они оказывают семье всестороннюю помощь в воспитании здорового ребенка, предоставляя при этом женщине возможность активно участво­вать в общественной и культурной жизни. Все учреждения об­щественного воспитания детей дошкольного и школьного воз­раста подразделены на несколько типов в зависимости от возрас­та, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного воз­раста является детское дошкольное учреждение — ясли-сад, ор­ганизация которого предусмотрена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" (1959). Наряду с постоянными учреждениями по воспитанию детей в летний период в сельской местности в основном орга­низуются сезонные дошкольные учреждения.

Для детей, страдающих хроническими заболеваниями, ослаб­ленных после перенесенных тяжелых заболеваний, организова­ны детские учреждения санаторного типа, где они получают со­ответствующее лечение.

В зависимости от социального положения родителей в стране организованы учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят лишь часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети длительное время (или постоянно) находятся без родителей. Уч­реждения закрытого типа предназначены для воспитания и обу­чения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

Функциональными обязанностями врача-педиатра, рабо­тающего в детских дошкольных и школьных учреждениях и осуществляющего медицинскую помощь детям, являются:

• осмотр вновь поступающих детей с назначением им ком­плекса медико-педагогических мероприятий, направлен­ных на благоприятное течение периода адаптации; лабораторно-диагностическое обследование детей; постоянный медицинский контроль за состоянием здоро­вья, уровнем физического и нервно-психического развития; проведение профилактических прививок; организация комплексных осмотров специалистами; активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;

• проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространению инфекци­онных заболеваний.

Пребывание ребенка в учреждениях общественного воспи­тания — наиболее ответственный адаптационный период, когда переход ребенка из привычных условий семейного воспитания в новую микросоциальную среду оказывает ощутимые эмоцио­нальные воздействия, требует перестройки сформировавшихся ранее форм общения и поведения. Тесный контакт с другими детьми способствует повышенной возбудимости, а затем и утомляемости. Результаты многочисленных исследований сви­детельствуют о том, что именно в этот период адаптации дети болеют чаще всего. В связи с этим среди мероприятий по сни­жению заболеваемости детей необходимо уделять большое вни­мание профилактике тяжело протекающей адаптации к посеще­нию дошкольного учреждения. Не меньшая роль в снижении за­болеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми с хроническими за­болеваниями. Успешная работа по воспитанию здорового ре­бенка зависит от эффективности различных противоэпидемиче­ских мероприятий по предупреждению внесения и распростра­нения инфекционных заболеваний. Эта работа прежде всего предусматривает мероприятия общеоздоровительного характе­ра, способствующие повышению иммунных сил организма.

 

V. Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности.

Организация медицинской помощи женщинам и детям, проживающим в сельской местности, строится по тем же прин­ципам, что и в городе. Однако, учитывая особенность расселе­ния сельских жителей, условия их работы, лечебно-профилак­тическая помощь женщинам и детям оказывается поэтапно.

На I этапе (сельский врачебный участок) оказывается в ос­новном профилактическая, противоэпидемическая и лечебная помощь детям (в небольшом объеме). В стационар сельской участковой больницы госпитализируют в основном детей с лег­кими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь неред­ко оказывает терапевт в центральной районной больнице, по­скольку в маломощных сельских участковых больницах обес­печенность врачами-педиатрами низкая.

Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным женщи­нам и детям первых лет жизни. Работают в этих учреждениях фельдшер или патронажная медицинская сестра.

Основной этап для оказания медицинской помощи детям всего района — II этап — центральная районная больница. Ру­ководит всей работой больницы районный педиатр, а в крупных районах введена должность заместителя главного врача по дет­ству и родовспоможению.

Центральная районная больница — это ведущее учреждение по оказанию стационарной помощи детям.

Однако достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные больницы. Это, естественно, приводит к большой загруженности, поэтому невозможно обеспечить безотказную госпитализацию детей, нуждающихся в узкоспециализированной стационарной помощи. На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной меди­цинской помощью, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечеб­но-консультативной помощи.

Несмотря на правительственные решения значительно уве­личить ассигнования на развитие службы организации меди­цинской помощи женщинам и детям, сохраняется остаточный принцип финансирования, многие лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения для женщин и детей не от­вечают действующим санитарно-гигиеническим нормам, мно­гие лечебно-профилактические учреждения системы охраны материнства и детства не обеспечены необходимыми медика­ментами, оборудованием, инвентарем. Это самым неблагопри­ятным образом сказывается на состоянии здоровья женщин и детей. Между тем именно в этой сфере медико-социальной дея­тельности особенно эффективны социально-гигиенические и организационные мероприятия, которые позволяют сущест­венно улучшить показатели здоровья вплоть до значительного сокращения младенческой и материнской смертности, снизить заболеваемость наиболее распространенными болезнями.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

001. Факторами, определяющими особенности организации медицинской помощи сельскому населению, являются



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: