Лекционные занятия (теоретический курс)




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский государственный университет правосудия»

Уральский филиал

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине

НАКАЗАНИЕ: НАЗНАЧЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для набора 2018 г.

Челябинск, 2018

Оглавление

1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий………………………………………………...................

2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы………………………………………………………………….…...

3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины ………………………………………………….


Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

Общие положения:

Изучение курса дисциплины «Наказание: назначение, освобождение» имеет своей целью формирование у обучающихся необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности оценивать деяния, совершаемые в жизни, с точки зрения закона и принимать основанные на законе решения. Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у обучающихся уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга.

В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме.

Рекомендации:

Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать рекомендованную литературу, как основную, так и дополнительную, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ. При изучении теоретических положений целесообразно также обращение к периодическим изданиям, например, таким как «Уголовное право», «Российская юстиция», «Российский судья», «Российский следователь», «Российское правосудие», «Законность» и другим изданиям.

Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к разграничению преступного и ненаказуемого поведения.

Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.

Работа студента по изучению дисциплины должна носить систематический характер. Она включает в себя аудиторные занятия с преподавателем (лекции и семинары), а также самостоятельную работу. Рекомендуемый порядок усвоения содержания учебной дисциплины таков:

1) знакомство с программой курса и методическими рекомендациями по темам;

2) конспектирование, усвоение исходного лекционного материала, работа на лекционных занятиях;

3) изучение рекомендованной по теме учебной, монографической и иной специальной литературы;

4) анализ соответствующих программных документов, законодательства, судебной практики, материалов статистики;

5) подготовка к семинарским занятиям и работа на них;

6) самостоятельное обсуждение проблем теории и практики применения уголовно-правовых норм, составляющих институт преступления; выполнение заданий (в том числе и письменных) для самостоятельной работы;

7) подготовка к итоговой форме контроля.

Такой подход может обеспечить качественное освоение программы, прочное усвоение материала, формирование необходимых умений и навыков.

 

Лекционные занятия (теоретический курс)

Значение лекционной формы проведения занятий по дисциплине «Наказание: назначение, освобождение» трудно переоценить, т.к. многие темы и дидактические единицы курса сложны и трудны для самостоятельного изучения. Большое количество учебных пособий проблемам дисциплины дезориентирует студентов, а неоднозначная и весьма путаная трактовка уголовно-правовых категорий, понятий и норм осложняет процесс ее усвоения и понимания. В этой связи главная задача лекции – дать необходимый учебный материал по конкретной теме и поставить главные проблемы, т.е. дать основные образовательные ориентиры для дальнейшего самостоятельного усвоения студентами учебного материала.

Лекция представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом лекции, который сообщается студентам в начале каждой лекции, и имеет законченную форму, т.е. содержит пункты, позволяющие охватить весь материал, необходимый довести до студентов. Содержание каждой лекции имеет определенную направленность и учитывает уровень подготовки студентов.

Главной задачей лектора является организация процесса познания студентами материала изучаемой дисциплины на всех этапах ее освоения, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Лекция важна и необходима и с целью личного эмоционального взаимодействия лектора со студентами, где личность преподавателя должна положительно воздействовать на аудиторию и влиять на формирование ее взглядов и ценностей.

Лекционные занятия проходят в форме тренингов и формируют знания по соответствующим компетенциям.

Излагая лекционный материал, преподаватель ориентируется на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установит логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

Конспектирование лекции – важнейший, но не единственный вид работы, который студент выполняет или к которому он привлекается преподавателем. С учетом специфики организации учебного процесса по программе магистерской подготовки, лекции носят одновременно консультационный, проблемный, дискуссионный характер. Это определяет необходимость подготовки к проведению лекционного занятия не только преподавателя, но и студента-слушателя. От качества предварительной подготовки обучающегося во многом зависит и степень усвоения им программного материала, и качество формирования необходимых компетенций. Лекция у обучающихся направлена не столько на передачу информации от преподавателя к обучающемуся, сколько на диалоговое обсуждение вопросов лекционного материала, что с необходимостью предполагает хотя бы пропедевтическое предварительное погружение студента в тему лекции. Такое погружение требует, чтобы студент до начала лекции был ознакомлен с темой занятия, кругом обсуждаемых на нем вопросов, типом лекционного занятия.

При проведении лекции преподаватель докладывает наиболее актуальные и важные вопросы для освоения дисциплины, а студент получает необходимые знания. Таким образом у студента формируются следующие знания:

– как работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– как применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

 

Семинары

Семинар – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания, а в условиях реализации программ магистерской подготовки – основной формой обучения. Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Семинар – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС.

Семинарские занятия выполняют многогранную функцию: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, уголовно-политическими понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия проходят в форме групповых дискуссий, т.е. семинара в диалоговом режиме, и направлены на формирование необходимых умений по соответствующим компетенциям. Например, один студент отвечает на вопрос «Общие начала назначения наказания», второй студент, несогласный с ответом (либо преподаватель) просит прокомментировать положение УК РФ. Первый студент, изучает соответствующую статью УК РФ и отвечает на дополнительный вопрос. Преподаватель оценивает ответ в соответствии с рейтинговой системой.

Таким образом у студента формируются следующие умения:

– как работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– как применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

1) связь выступления с предшествующей темой или вопросом,

2) раскрытие сущности проблемы,

3) значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Важнейшие требования к выступлениям студентов – самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, быть непосредственно связанными с темой занятия.

Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Желательно, чтобы студент излагал материал свободно. Прикованность к конспекту, объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебных пособий механически, без достаточного осмысливания его; г) как исключение, материал списан у товарища или же используется чужой конспект. Любая из перечисленных причин, за исключением второй, говорит о поверхностной или же просто недобросовестной подготовке студента к занятию.

Важно во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания, что дается обычно не сразу, требует постоянной работы над собой. Выступающий обращается к аудитории, а не к преподавателю, как школьник на уроке. Контакт со слушателями – товарищами по группе – помогает студенту лучше выразить свою мысль, реакция аудитории позволит ему почувствовать сильные и слабые стороны своего выступления.

 

Практические занятия

Практические занятия проходят в форме разбора конкретных ситуаций (практических задач) и направлены на освоение навыков по соответствующим компетенциям. Например, один студент предлагает свое решение конкретной ситуации (задачи), второй студент, несогласный с ответом (либо преподаватель) просит прокомментировать положение УК РФ, на основании которого было принято решение. Первый студент, изучает соответствующую статью УК РФ и отвечает на дополнительный вопрос. Преподаватель оценивает ответ в соответствии с рейтинговой системой.

Таким образом у студента формируются следующие навыки:

– как работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– как применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

Пример. Практическая задача на тему «Специальные правила назначения наказания»: Иванов совершил разбойное нападение с применением оружия. В последующем он явился с повинной и способствовал расследованию преступления. Какое максимальное наказание может быть назначено Иванову?

При ответе на поставленные практические вопросы у студента формируются навыки по соответствующим компетенциям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: