Учебно-методические рекомендации по изучению обучающимися вопросов, выносимых на самостоятельное изучение




 

Самостоятельная работа выполняется обучающимися во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.

Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

• аудиторная – самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

• внеаудиторная – самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления товарищей на практическом занятии, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам. К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям, конференциям, «круглым столам»; работа в научных кружках и обществах.

Главное в самостоятельной работе – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9–10 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3–4 часа.

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета.

Самостоятельная работа должна научить обучающегося выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- подготовка конспекта;

- подготовка презентации по теме;

- подготовка реферата (эссе, доклад, сообщение);

- самостоятельная работа в сессию.

Подготовка конспекта

В процессе самостоятельной работы по дисциплине «Наказание: назначение, освобождение» полезно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие.

Студент магистратуры может законспектировать положения законов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и иные НПА.

Конспекты помогают быстро освежить знания при проведении практических занятий.

Конспект составляется письменно в тетради. Конспект составляется следующим образом: выписываются реквизиты НПА в сокращённой форме, указывается пункт, часть, статья НПА в сокращенной форме – выписываются основные положения в сокращенной форме.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности, основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Подготовка презентации

Презентация представляет собой способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук.

Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Последовательность подготовки презентации:

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации.

К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.

Практические советы по подготовке презентации:

– готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;

– слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;

– текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;

– рекомендуемое число слайдов 17-22;

– обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников;

– раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.

Подготовка реферата

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих научных и нормативных источников или изложение сути монографии, статьи, одним словом, первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:

– монографические – рефераты, написанные на основе одного источника;

– обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. Ниже приводится примерная рекомендованная тематика. При желании студент может предложить сам ту или иную тему, согласовав ее предварительно с руководителем.

Реферат представляет собой самостоятельную творческую работу, выполненную и оформленную согласно требованиям, предъявляемым к научным работам. Объем реферата – от 20 до 25 печатных страниц.

Структура реферата:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3.Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения.

На титульном листе должно быть в обязательном порядке отражено полное наименование Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»; наименование кафедры уголовного права, наименование вида работы (реферат), тема реферата, фамилия и инициалы студента и преподавателя, проверяющего реферат, город и год выполнения работы.

После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы, наметить пути ее анализа и решения, дать краткий аналитический обзор литературы и обосновать структуру изложения материала.

Основная часть должна представлять последовательное изложение вопросов плана, каждому из вопросов должен предшествовать заголовок. Желательно, чтобы весь материал был равномерно распределен по вопросам, изложение каждого вопроса завершалось кратким выводом. Содержание каждого из разделов (параграфов) должно раскрывать его название. Главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать и делать логические выводы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Ссылки на литературу и нормативные акты могут быть как подстрочными на каждой странице, так и помещаться в конце работы, после заключения с новой страницы. Существуют разные варианты оформления сносок, но необходимо, чтобы в одной и той же работе они были единообразными.

В заключении необходимо сделать концептуальный вывод по всей работе, который раскрывал бы заглавную проблему. Заключение не должно превышать объем 2 страниц и не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но должно отражать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы.

Список литературы завершает работу. В него необходимо включить все работы и нормативно-правовые акты, с которыми знакомился автор, а не только те, которые были цитированы в тексте работы. Они должны быть сгруппированы следующим образом:

– нормативные акты (по юридической силе в нисходящем порядке, внутри группы равных по юридической силе – по дате издания);

– специальная литература (в алфавитном порядке);

– неопубликованные материалы;

– практические материалы.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, рисунки, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», которое обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки – например, (см. прил. 1).

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки, как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате не допустимы.

Содержание реферата студент должен докладывать на семинарском занятии. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 5-7 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После доклада он отвечает на вопросы. На основе обсуждения написанного и доложенного реферата студенту выставляется соответствующая оценка. Неудовлетворительная оценка выставляется в следующих случаях: заявленная тема не раскрыта; объем реферата существенно выходит за рамки требований; рецензент доказал академическую недобросовестность студента.

Подготовка доклада

Доклад есть сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут.

Докладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию; использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); иметь представление о композиционной структуре доклада и др.

Структура выступления:

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Самостоятельная работа в сессию

Самостоятельная работа в сессию заключается в подготовке вопросов к зачёту.

Изучение дисциплины заканчивается сдачей зачета. Подготовка к зачетно-экзаменационной сессии является также самостоятельной работой студента. Основное в подготовке к сессии – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет.

Только тот студент успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачету будет трудным, а иногда и непосильным делом.

Вопросы для зачёта позволяют комплексно оценить знания, умения и навыки студента по соответствующим компетенциям. В билете для зачёта содержатся два вопроса. Студент отвечает на поставленные вопросы, демонстрируя полученные знания. Преподаватель задает уточняющий вопрос на формирование умений по первому вопросу (например, сопоставьте необходимую оборону и крайнюю необходимость) и на формирование навыков по второму (например, сформулируйте норму уголовного закона направленную на разграничение преступного и непреступного поведения). Ответив на все вопросы, студент продемонстрирует знания, умения и навыки по необходимым компетенциям.

Список вопросов для зачета представлен в фонде оценочных средств.

Выполнение контрольной работы

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Предусматривается следующий порядок выполнения контрольных работ: студент предоставляет в установленные сроки выполненную контрольную работу в электронном виде на сайт СЭО «Фемида». Система фиксирует отправление и оповещает преподавателя. Преподаватель имеет возможность оценить работу в электронной ведомости и (или) оставить свои комментарии о ней. По результатам принятого преподавателем решения студенту приходит оповещение. Получившая положительную оценку работа является допуском студента к промежуточной аттестации по дисциплине.

Выполнение контрольных работ заключается в ответе на теоретические вопросы, решении задач и выполнении иных заданий.

При ответе на теоретический вопрос студент должен на основе изученной литературы раскрыть содержание вопроса, показать имеющиеся теоретические проблемы, основные позиции ученых по их решению и аргументировано изложить собственное мнение.

При решении практических задач, студент должен показать умение пользоваться нормативной, учебной и научной литературой, а также материалами судебной практики.

При решении задачи следует внимательно изучить ее условия. Ответы на поставленные вопросы должны быть исчерпывающими. Аргументировать свою позицию необходимо ссылками на законодательство, судебную практику, а также на теоретические работы.

При решении задач следует исходить именно из изложенных условий. Не допускаются предположения или дополнения условий задачи.

При решении задачи должен быть дан развернутый юридический анализ всех юридически значимых обстоятельств и (или) признаков содеянного.

Необходимо ответить на вопрос о применении к каждому конкретному случаю определённых правил назначения наказания или освобождения от него. При этом следует указывать нормы Общей части УК РФ, позволяющие прийти к выводу об их применимости к данной в задаче ситуации.

Условия задач должны быть включены в текст работы.

Контрольная работа оценивается в зависимости от правильности и полноты раскрытия теоретических вопросов, а также от правильности и полноты решения задач.

Контрольная работа выполняется в соответствии с учебным планом и в установленные сроки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: