Билет 28. Обучение письму.




 

Письмо относится к экспрессивным видам речевой деятельности, продуктом которого является письменный текст.

Письмо, как и чтение, относится к средствам письменной коммуникации. Письмо является средством передачи мыслей, которые фиксируются в виде графических знаков. Различают письмо и письменную речь. Под письмом понимается использование графической или орфографической системы изучаемого языка. Под письменной речью понимается умение излагать мысли в письменной форме.

Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала, усваиваемого учащимися в целях его лучшего запоминания, и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности (говорение — письмо; письмо — чтение). С точки зрения психофизиологии письмо представляет собой сложный процесс, в котором функционируют все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный).

Как и говорение, письменная речь характеризуется трехуровневостью структуры: мотивационно-побудительный, аналитико-синтетический и исполнительный этапы. (Ирина Алексеевна Зимняя).

Письменная речь носит дистантный и опосредованный характер, поскольку отсутствует неопосредованный контакт между участниками общения.

В методике обучения иностранным языкам под письмом понимается техника использования графической и орфографической систем языка. Обучение начинается с формирования каллиграфических и графических навыков.

Графические навыки – это навыки автоматизированного использования совокупности графических свойств изучаемого языка.

Обучение графике обычно происходит параллельно с обучением чтению, поскольку графические навыки предполагают автоматизированное использование звуко-буквенных соответствий, а также соответствий между различными вариантами одной и той же буквы.

К основным трудностям в области графики следует отнести:

· Количественное несоответствие звуков и букв во всех языках

· Наличие явления полисемии букв – когда одной букве может соответствовать несколько звуков;

· Наличие синонимии буквенных обозначений, когда один звук передается разными буквами.

· Воздействие межъязыковой интерференции

К упражнениям на формирование графических навыков следует отнести:

· Упражнения на соединение (прописной и строчной, печатной и прописной букв, буквы и транскрипционного значка);

· Выписывание и группировку слов, содержащих определенный звук;

· Буквенные диктанты;

· Списывание отдельных буквосочетаний, слов, предложений, текста с определенным заданием.

Наряду с каллиграфическими и графическими навыками у учащихся необходимо также формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Орфографические навыки – навыки оформления речи в соответствии с нормами и правилами данного языка.

Пунктуационные навыки – навыки расстановки знаков препинания в тексте.

К упражнениям на формирование орфографических навыков можно отнести:

· Упражнения на узнавание и подчеркивание орфограммы;

· Упражнения на выписывание и группировку по определенному правилу;

· Упражнения на самостоятельный подбор примеров на определенное правило;

· Упражнения на трансформацию слов (напр., из единственного во множественное, если при этом происходит чередование буквы);

· Упражнения на восстановление (составь слово из данных букв);

· Упражнения на дополнение (вставь пропущенные буквы);

· Написание диктантов.

Содержание обучения письму:

1. лингвистический компонент: графическая и орфографическая системы языка;

2. психологический компонент: графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий;

3. методический компонент: приемы выполнения письменных заданий, способствующие усвоению графики и орфографии и помогающие овладением лексико-грамматическим материалом и формированию чтения и устной речи.

Согласно программе по иностранным языкам письмо является не только средством обучения, но и целью. На начальном этапе ставится задача:

1. по формированию навыков каллиграфии;

2. по созданию навыков, связанных с установлением звукобуквенных соответствий (это крайне важно и для обучения технике чтения);

3. формирование навыков орфографии.

На среднем этапе проводится работа по развитию навыков орфографии и письменной речи в ограниченных пределах.

На старшем этапе обучения иностранному языку приобретенные навыки письма совершенствуются. В учебный процесс могут включаться все новые и новые упражнения на развитие письменной речи.

Обучение письму включает: 1. учащиеся знакомятся с написанием букв; 2. тренировка в написании букв; 3. освоение орфографии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают; 4. написание предложений, которые содержат усвоенные языковые явления.

Целью обучения письменной речи в средней образовательной школе является формирование умений в письменной речи. Выпускник должен уметь:

· заполнять различные виды анкет;

· сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;

· описывать явления, события, выражая при этом собственное мнение;

· выражать суждения, комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументы и эмоционально-оценочные средства;

· фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста, делать выписки из иноязычного текста;

· создавать тексты различного характера (резюме, реферат, аннотацию, рецензию, репортаж и др.)

· писать различные виды писем (личного, делового характера, письмо с выражением благодарности, извинения, писем-заявлений и др.)

· составлять письменные материалы, необходимые для презентации.

Типы письменного высказывания:

· по функционированию текстов в определенных сферах коммуникации – деловые, публицистические, художественные и др.;

· по композиционной структуре – описание, повествование, рассуждение и т.п.;

· по коммуникативной функции – информирующие, воздействующие и др.;

· по цели – учебные, коммуникативные;

· по степени свободы творчества – управляемые/контролируемые, творческие;

· по наличию источника информации – первичные (фиксация собственной речи), к которым относятся: записки, сочинения, письма, статьи, доклады и т.д.; вторичные (запись чужой речи) – диктант, изложение, конспект, реферат и т.д..

Важно уделить внимание лингвистическим особенностям письменной речи, таким как:

· тяготение к книжно-письменному стилю речи;

· структурированность;

· большая (по сравнению с устной речью) развернутость, аргументированность, усложненный синтаксис;

· наличие специфических средств связи;

· разнообразие выразительных средств;

· речевое оформление высказывания в зависимости от его типа и цели.

Традиционно в методике выделяется два этапа формирования умений письменной речи: формирование элементарных умений и совершенствование умений.

1. Этап формирования элементарных умений письменной речи предполагает овладение умением сформулировать и записать мысль в объеме одного предложения или короткого текста.

На этом этапе часто используются подготовительные предречевые упражнения, например:

· Составьте предложения, расставив данные слова в нужном порядке.

· Ответьте в письменной форме на вопросы

· Расширьте или сократите состав предложения

· Дополните предложения/текст данными словами.

· Трансформируйте предложения по образцу, объединив два в одно.

· Составьте предложения с данными словами, так чтобы получился рассказ о…

 

2. На этапе совершенствования умений письменной речи происходит овладение умением строить высказывания различного типа, совершенствуются частные умения (высказываться логично, связно и т.п.).

На данном этапе некоммуникативные упражнения используются в меньшей степени, но также допустимы, например:

· Передайте основное содержание текста в форме письменного высказывания.

· Напишите продолжение истории.

· Преобразуйте текст, вставив в него союзы и слова-связки.

· Преобразуйте текст, заменив подчеркнутые слова и выражения на синонимичные.

· Озаглавьте абзацы и составьте письменный план текста.

· Сократите текст, исключив из него предложения, не передающие основную информацию.

· Напишите другу/подруге приглашение на день рождения.

· Опишите картину.

· Заполните анкету и т.д.

В научной литературе выделяют два основных подхода к обучению иноязычной письменной речи: текстовый, предполагающий путь от анализа текста-образца к построению своего высказывания, и процессный, ориентированный на процесс порождения речевого произведения в письменной форме.

Дедуктивный подход

Тексты-образцы для данного подхода должны соответствовать следующим требованиям:

· Наличие новизны в прагматическом плане.

· Ориентированность на интересы и потребности учащихся.

Система обучения с опорой на текст-образец включает рецептивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения.

1. Рецептивные упражнения, направленные на восприятие текста-образца и на его последующий анализ. Целью данных упражнений является выявление и осознание учащимся особенностей содержания, речи, стиля и оформления образца, включая социокультурный компонент.

Например,

· Прочитайте текст письма и определите цель написания, адресата, знакомы ли адресат и адресант, что вы узнали из письма и т.д.

· Прочтите и сравните два письма. Ответьте на вопрос, какова цель каждого письма, чем они отличаются.

2. Репродуктивные упражнения, т.е. упражнения с максимальной опорой на образец. Целью данных упражнений является овладение языковым материалом для последующего создания собственного высказывания, тренировка структуры, пунктуационных и стилистических особенностей текста, а также умения последовательно излагать содержание.

Например,

· Перепишите письмо, расположив данные части в правильном порядке.

· Впишите в данное письмо необходимое обращение и заключительную фразу.

· Вставьте в текст пропущенные предложения, данные ниже.

· Проанализируйте несколько текстов и составьте список выражений/клише, которые помогут вам передать следующую мысль…

· Заполните пропуски в тексте предложенными словами.

· Исправьте стилистические, грамматические, пунктуационные ошибки в тексте.

3. Репродуктивно-продуктивные упражнения, предполагающие использование учащимися материала, усвоенного ими в предыдущих упражнениях, для решения коммуникативной задачи в заданных ситуациях при наличии опор.

Используются различные опоры: вербальные (ключевые слова, фразы и выражения, план) и вербально-изобразительные (логическая схема высказывания).

4. Продуктивные упражнения, предполагающие творческое решение учащимися коммуникативной задачи. Они обеспечивают новизну ситуации, определенный уровень активности и самостоятельности пишущего, вербальное и структурное разнообразие высказывания.

Процессуальный подход

Для более творческих типов письменной речи адекватен процессуальный подход, соответствующий психологической природе создания речевого высказывания, имитирующий психолингвистическую структуру порождения письменного сообщения.

Процесс создания такого письменного произведения включает четыре основных этапа.

1. Подготовка к написанию – этап планирования содержания письменного высказывания, который предполагает появление устойчивого мотива, осознание коммуникативной задачи/проблемы, нахождение способов ее решения, поиск необходимой информации, составление замысла высказывания.

Для стимулирования мыслительной активности учащихся могут быть предложены проблемные задания, наглядность. Например, напишите рекламный буклет поездки по стране. В группе обсудите, какие разделы он должен содержать и в каком порядке.

2. Написание (черновика). Данный этап предполагает собственно составление письменного текста – подбор слов, их грамматическое оформление, формулирование предложений.

3. Редактирование. В качестве критериев редактирования могут быть использованы следующие: коммуникативная значимость, оригинальность идеи, информативность, композиционно-смысловая корректность, логичность, связанность, субъективная модальность, выразительность, языковая правильность.

4. Подготовка к презентации работы (оформление окончательного варианта).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: