УРОК 15 (ещё чуть – чуть теории)




Краткое пособие

Для начинающих гитаристов и педагогов работающих с Вокально Инструментальными Ансамблями (ВИА) в системе дополнительного образования.

Составил педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ«НарекеСестре» г.Сестрорецк Курортного района Санкт Петербурга.

Микрюков Сергей Алексеевич.

 

Для чего и почему я взялся писать это пособие? На протяжении более 20 лет, работая педагогом в Сестрорецком Рок-клубе на базе ДДТ «На реке Сестре», ко мне приходят дети школьного возраста, страстно желая «по быстрому» научиться играть на гитаре и собрать ансамбль (группу). Учить их академическим образом не представляется возможным, это долго – уйдут. Я задумался - каким образом за пару месяцев научить их играть хотя бы аккомпанемент. Собственно большего им в этот период и не надо. Оказалось, что используя этот начальный энтузиазм можно за короткий срок дать очень много. Главное по - больше практики, она не даёт «остыть», и немного необходимого теоретического минимума. Такой подход дал свои результаты. Практически все, за крайне редким исключением, через 2 -2.5 месяца играли в группах. Понятно, что не «Джимми Хендриксы», но основа дана, а дальше, как говорится, больше и лучше. И через год начинают интересоваться, а что ещё и как, можно играть на гитаре. Вот тогда, у таких учеников, появляется терпение и упорство необходимое для освоения хорошей, правильной школы. Пособие так же может помочь тем, кто по каким – либо причинам не может посещать кружки, освоить инструмент на начальной стадии самостоятельно. Ниже привожу разработанную мной методику начального обучения. Надеюсь кому - нибудь она поможет в работе.

УРОК 1 Названия частей гитары.

УРОК 2 Постановка рук.

Положение левой руки - каждый палец стоит на своём ладу, перед ладовым порожком (металлические полоски на грифе). Это называется ПОЗИЦИЯ. На следующем рисунке - большой палец ставится напротив 2го пальца. Гриф гитары не должен касаться (лежать на) ладони.

 

Положение правой руки. Большой палец (Р) лежит на 6 (самой толстой) струне. Указательный палец(i)- подушечка ставится под 3 струну. Средний палец (m) – подушечка ставится под 2 струну. Безымянный палец (a) – подушечка ставится под 1 струну. Мизинец (е) – не ставится на струны и находится в свободном положении. Это ПОЗИЦИЯ правой руки.

Упражнение на закрепление постановки рук. Ставим левую руку в позицию и смотрим, чтобы 1.пальцы стояли каждый на своём ладу перед ладовым порожком, как можно ближе к нему. 2.Большой палец не должен высовываться над грифом и должен находиться напротив 2 пальца. 3. Гриф не должен касаться ладони, для чего выдвигаем запястье немного вперёд. Если все требования постановки руки выполнены правильно, только тогда можно убрать руку. Эту процедуру нужно делать каждый день по 10 – 15 минут и тогда через неделю – две эта постановка руки станет привычной.

Ставим правую руку в позицию и атакуем большим пальцем (Р) шестую струну сверху вниз, чтобы палец лёг на пятую струну. Потом атакуем 3 струну пальцем (i), ведя палец к центру ладони. Таким же образом атакуем 2 струну пальцем (m) и 1 струну пальцем (а). Дальше снова 2 струну и 3 струну и всё сначала. Повторять медленно, по 10 минут каждый день, пока упражнение станет привычным.

 

УРОК 3

Упражнение на координацию левой и правой рук (хроматическое упражнение). Играть упражнения - скучное занятие и, особенно на первых этапах, не интересное. Но это необходимо. Моментально играть то, что нравится, не получится. На видео (в целях экономии времени) упражнение играется в быстром темпе, вам нужно играть его гораздо медленнее, следя за правильным выполнением. Нужно обратить внимание на технику выполнения. Ставим все пальцы (левая рука) в позицию №1, когда первый палец становится над 1 ладом и атакуем 1 открытую (не прижатую) струну. Запомним – 1 струну атакует (правая рука)палец (а), 2 струну палец (m), 3 струну палец (i), 4.5.6 палец (р).

Ссылка на видео https://r3---sn-jvhnu5g-axql.googlevideo.com/videoplayback?expire=1590770814&ei=HujQXvOHDc3NyAXy6Y6oDg&ip=217.66.158.48&id=o-ANqdbBCCofSku-Wcri3yK7yAk4ZHufLKl5yHOEJ8qf3W&itag=18&source=youtube&requiressl=yes&mh=Un&mm=31%2C29&mn=sn-jvhnu5g-axql%2Csn-jvhnu5g-n8vr&ms=au%2Crdu&mv=m&mvi=2&pcm2cms=yes&pl=21&initcwndbps=368750&vprv=1&mime=video%2Fmp4&gir=yes&clen=1917577&ratebypass=yes&dur=26.168&lmt=1240229582966275&mt=1590749136&fvip=3&c=WEB&sparams=expire%2Cei%2Cip%2Cid%2Citag%2Csource%2Crequiressl%2Cvprv%2Cmime%2Cgir%2Cclen%2Cratebypass%2Cdur%2Clmt&sig=AOq0QJ8wRQIgBHEHky8AKfK-fcXExJj5CI-h4P8PHQQ_z10gCckaJ14CIQCi1NFEdHVzEeuhAsrimCHXtstK2WXNGxiR8m1MknHPzw%3D%3D&lsparams=mh%2Cmm%2Cmn%2Cms%2Cmv%2Cmvi%2Cpcm2cms%2Cpl%2Cinitcwndbps&lsig=AG3C_xAwRQIhANHBTPkCV6DyTwQwQCPkUklmmTlRZ-NcrwGmnwqSUXNuAiBwoIwauqsgvvCsWhl48QU-zQYAEpgCH1GceCdEZosFKQ%3D%3D

УРОК 4 Теперь рассмотрим следующую тему – АККОРДЫ. Надо знать, что аккорды бывают двух основных типов: МАЖОРНЫЕ (весёлые) и МИНОРНЫЕ (грустные). В письме они обозначаются латинскими буквами. Если написана только большая буква (например А), то это мажорный аккорд. Если же к ней приписана маленькая буква – m, то это минорный аккорд. Например аккорд - A - это ля мажор, а аккорд – Am - это уже ля минор.

Первый аккорд называется ЛЯ мажор. Обозначается латинской буквой – А.

 

Чтобы научиться быстро ставить аккорд, а ещё важнее, чтобы он звучал всеми струнами, нужно делать простое упражнение. Ставим пальцы левой руки на струны на втором ладу, как показано на фото и картинке. 3 палец на второй струне, 2 палец на третьей струне, 1 палец на четвёртой струне. Обязательно смотрим, чтобы грифа касались только подушечки пальцев, прижимающие струны и большой палец с обратной стороны грифа. После того, как пальцы поставлены - атакуем по очереди все струны, начиная с шестой. Это можно делать одним пальцем – P – правой руки, обязательно добиваясь звука от каждой струны. Пальцы нельзя убирать с аккорда, пока не добьётесь звучания всех струн. Требование конечно жесткое, но нам нужно, чтобы гитара звучала, а не стучала. Каждый день нужно ставить аккорд, добиться звука и только потом убрать руку и так минимум 20 раз.

 

УРОК 5

Следующие аккорды осваиваются по той же методике, что и в предыдущем уроке.

Аккорд – Am – ля минор.

 

УРОК 6

Аккорд – D – ре мажор.

Внимательно смотрите - какими пальцами какая струна.

 

УРОК 7

Аккорд – Dm – ре минор.

 

УРОК 8

Аккорд – E – ми мажор.

 

 

УРОК 9

Аккорд – Em – ми минор.

 

 

УРОК 10

Аккорд – G – соль мажор.

 

УРОК 11

Аккорд – С – до мажор.

 

Итак – вы, надеюсь, научились правильно и достаточно уверенно ставить эти 8 аккордов в первой позиции. Но аккордов гораздо больше, как минимум - 12 мажорных и столько же минорных. А мы изучили только 8 мажоров и всего 3 минора. Хочу вас обрадовать: этого достаточно, чтобы быстро разобраться с остальными.

УРОК 12

Упражнения на пройденные аккорды. На фото написаны упражнения на нотном стане (5 линеек). В начале написан скрипичный ключ, с него начинаются все нотные записи. Дальше написаны две цифры в виде простой дроби, одна над другой и стоят вертикальные линии поперёк нотного стана. Что это значит? Вертикальные линии называются -ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, они отделяют один такт от другого. Вертикальные цифры (в виде простой дроби)– это РАЗМЕР, он говорит о том, что в каждом такте четыре счёта. Сверху тактов я написал цифры 1.2.3.4., на каждый счёт нужно атаковать аккорд, сразу все струны.

 

Надо сказать, что научиться ставить аккорды - не самое сложное, сложнее научиться перемещаться между ними. Поэтому повторять эти упражнения нужно много, много раз.

УРОК 13 (немного теории) Хочу предупредить: без знания азов теории вы будете блуждать по гитаре, как по лесу с завязанными глазами. Поэтому - наберёмся терпения и попытаемся разобраться.Для начала надо усвоить - на гитаре двигаясь вдоль грифа влево - значит двигаться вниз, а вправо - значит вверх. Правда непривычно? 1.Строй гитары – каждая открытая (не прижатая) струна на гитаре настраивается по определённой ноте. 1струна настраивается - по ноте МИ, 2 - по ноте СИ, 3 - по ноте СОЛЬ, 4 - по ноте РЕ, 5 - по ноте ЛЯ, 6 -по ноте МИ. И получается – ми, си, соль, ре, ля, ми. 2.Знаки альтерации – Ну это совсем просто, их всего три:

. Один лад на гитаре – это полтона. # - диез – повышает ноту на полтона (на один лад вверх, то есть вправо). – бемоль – понижает ноту на полтона (на один лад вниз, то есть влево). - бекар – отменяет действие диезов и бемолей. Для чего они нужны? Вот вы взяли на 5 ладу на первой струне ноту – ЛЯ, сдвигаете эту ноту вниз (влево) на 4 лад и получается нота - ля бемоль, сдвигаете на 6 лад и получаете ноту – ЛЯ диез. 3. Ещё нужно запомнить, что в гамме «до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до» между нотами МИ - ФА, СИ – ДО, нет диезов и бемолей, а между остальными нотами они есть. Гамма в полном объёме называется хроматической гаммой, её надо выучить и рассказывать так: до - до диез, ре – ре диез, ми – фа, фа – фа диез, соль – соль диез, ля – ля диез, СИ – ДО. А где же бемоли?- спросите вы. Дело в том, что все диезы одновременно являются бемолями. Это называется ЭНГАРМОНИЗМ. Посмотрим на рисунок, Надеюсь, буквы все выучили.

 

Попробуем разобраться. Вы видите, что на первом ладу первой струны нота ФА (F), повышаем её на полтона (на второй лад) и получаем ноту ФА диез(F#), а если понизить ноту СОЛЬ (G)(на третьем ладу) на полтона (на тот же второй лад), то получим ноту СОЛЬ бемоль (Gь). Посмотрим на рисунок и станет понятно, что ноты Фа диез (F#) и Соль бемоль (Gь) - это одна и та же нота, название ноты зависит от того – повышаем мы её или понижаем.

УРОК 14 КВИНТОВЫЙ КРУГ В се мы знаем и можем рассказать гамму – до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.Так вот, в квинтовом круге те же самые ноты только в другом порядке. Представим его в виде лесенки, внизу нота – ФА – вверху нота – СИ. Обязательно нужно выучить (как стихи) ноты снизу вверх, только выделенные желтым цветом – фа – до – соль – ре – ля – ми – си – и сверху вниз – си – ми – ля – ре – соль – до – фа. На рисунке лесенки, слева буквы латинского алфавита, которыми обозначаются ноты, справа названия самих нот. Нужно их выучить так, чтобы не глядя на рисунок сказать: какая нота над или под. Например: какая нота находится над нотой – СОЛЬ? Какая нота находится под нотой – МИ? И так далее. Это очень важно!

A# ЛЯ#
D# РЕ#
G# СОЛЬ#
C# ДО#
F# ФА#
H-В СИ
E МИ
A ЛЯ
D РЕ
G СОЛЬ
C ДО
F ФА
B-Вь СИь
МИь
ЛЯь
РЕь
СОЛЬь
 

Надеюсь, обратили внимание, что на нотах СИ и СИь по две латинских буквы. Дело в том, что в европейской школе ноту СИ обозначают буквой В, аноту СИ бемоль Вь. В русской школе ноту СИ обозначают буквой Н, а ноту СИ бемоль буквой В.

УРОК 15 (ещё чуть – чуть теории)

Разберём ещё один музыкальный термин – ТОНИКА. Что это такое? Очень просто – «Тоника главный (основной) звук лада», в нашем случае «лад» - это аккорд. Как вы думаете: какая нота главная в аккорде – до мажор или до минор? Конечно нота - ДО. А какая тоника в аккорде – ре мажор или ре минор? Совершенно верно – РЕ – и так далее. Думаю, с этим мы разобрались. И ещё один момент: все, наверное, обратили внимание, что на грифе есть белые метки (кружочки или полоски) ими отмечены нечётные лады 1-3-5-7-9-и на 12 ладу две метки. Теперь нужно выучить ноты на 6 и 5 струнах именно на нечётных ладах.

6 струна – 1лад-фа,3-соль,5-ля,7-си,9-до#(ре бемоль) 5 струна – 1лад-ля#(си бемоль),3-до,5-ре,7-ми,9-фа# (соль бемоль).

Вот пока и вся ТЕОРИЯ. Те, кто выучил и сумел разобраться в теории, могут смело идти со мной дальше.

УРОК 16 (и снова аккорды)

Для начала научимся брать четыре известных нам аккорда без первого пальца левой руки. С ТОНИКОЙ на 6 струне.

Вот хорошо нам известный МИ мажор – это аккорд с тоникой на 6й струне (6 открытая струна – нота МИ). Я взял его без первого пальца. 3 струна 2 пальцем – 4 струна 4 пальцем и 5 струна 3 пальцем. Тем самым мы освободили 1 палец для баррэ. Баррэ - это прижим всех струн одним пальцем поперёк грифа. Следующий аккорд МИ минор, ТОНИКА, соответственно, та же.

Ну, думаю, здесь всё понятно - просто отпускаем 2 палец.

 

Теперь разберёмся с аккордами с ТОНИКОЙ на 5 струне

Аккорд Ля мажор без первого пальца. У этого аккорда ТОНИКА на пятой струне – ЛЯ.

2 струна 4 пальцем – 3 струна 3 пальцем и 4 струна 2 пальцем. Тем самым мы освободили 1 палец для баррэ. Следующий аккорд Ля минор. С той же ТОНИКОЙ.

Здесь, думаю, тоже всё понятно.

УРОК 17

Теперь двигаем аккорд МИ мажор вверх по грифу на один лад и первым пальцем ставим баре на первом ладу. Вы уже знаете, что на первом ладу на 6й струне нота ФА (вспоминаем ноты на нечётных ладах на 6 и 5 струнах), вот вам ТОНИКА этого аккорда, значит получился ФА мажор.

Убираем 2 палец и получаем ФА минор.

Двигая таким образом эти аккорды по грифу, смотрим какая нота на 6й струне значит так и называется аккорд.

УРОК 18 Аккорды с ТОНИКОЙ на 5й струне.Ставим аккорд Ля мажор без 1 пальца и двигаем его на следующий лад. Ставя на первом ладу баррэ. На 5 струне получается нота Ля диез (Си бемоль). Соответственно и аккорд с тем же названием.

То же самое проделываем с минором, с тоникой на 5й струне.

 

Дальше двигаем аккорды по грифу и определяем по тонике названия аккордов. Надо отметить, что научиться ставить аккорды с баррэ, так, чтобы звучали все струны, достаточно трудоёмко и учиться ставить их лучше сначала на 7 ладу - так будет по-легче.

УРОК 19

А теперь самое лучшее упражнение на аккорды с баррэ – КВИНТОВЫЙ КРУГ. Находим на 6й струне ноту СИ и ставим аккорд СИ мажор. Под нотой СИ на 5й струне находится нота МИ (в прочем, вы это и так знаете). Ставим аккорд МИ мажор с тоникой на 5й струне. Далее ищем на 6й струне ноту ЛЯ и ставим Ля мажор. Под ней на 5й струне нота РЕ, ставим РЕ мажор. Ищем на 6й струне ноту СОЛЬ, ставим соответствующий аккорд. Под ней на 5й струне аккорд ДО мажор. Ищем на 6й ноту ФА, ставим аккорд. Вот вы сыграли квинтовый круг мажорными аккордами, а теперь сыграйте минорными. Играйте квинтовый круг сверху вниз и снизу вверх. Теперь вы знаете и можете играть все существующие простые мажорные и минорные аккорды, а значит - можете сыграть любую песню. И дальнейшее освоение инструмента для вас уже не будет большой проблемой, так как для этого есть хороший фундамент.

Успеха!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: