Вариант ответа из лекций.
Рассмотрим данный вопрос по методикам Любушина; Бороненковой.
Компоненты этой взаимосвязи можно представит в виде треугольника. В вершине – прибыль, в основании объем продаж и себестоимость. Изучив взаимосвязь этих показателей можно оценить критический уровень выпуска и продаж, проанализировать их убыточность или безубыточность.
В основе взаимосвязи показателей лежит деление расходов на постоянные и переменные. Цепочка взаимосвязи:
1. Объем производства влияет на объем продаж и на затраты предприятия.
2. Объем продаж влияет на выручку от продаж и затрат.
3. Доход от продаж и объем затрат определяют прибыль от продаж.
Постоянные расходы: амортизация, арендная плата, оклады управленческого персонала, плата за кредит и т.д. Переменные расходы: сырье, материалы, топливо, торгово-комиссионные расходы и т.д. есть смешанные затраты, состоящие из постоянных и переменных расходов.
Переменные затраты растут пропорционально объему производства, а по выручке – объему продаж. Их доля в цене за единицу продукции не меняется. Постоянные расходы остаются неизменными, поэтому с ростом объема производства и продаж доля, приходящаяся на единицу, уменьшается, отсюда возникает возможность экономии и получения максимальной прибыли.
Взаимосвязь прибыли, себестоимости и объема продаж формируют следующие понятия:
1. Критический объем продаж (точка безубыточности, порог рентабельности) рассчитывается следующими способами:
Т = Спост / (Р – Спер)
Где Т – точка безубыточности, Спост – затраты постоянные, Спер – затраты переменные, Р – цена продаж.
Безубыточность объема выпуска достигается при равенстве маржинального дохода (МД) и переменных затрат (Спер).
|
2. Критический объем продаж может быть рассчитан с использованием маржинального дохода:
Т = Спост / УМД
Где УМД – уровень маржинального дохода = МД / В * 100%
В - Выручка
3. Маржинальный доход представляет собой ту часть выручки, которая остается после погашения переменных затрат и этой выручки должно хватить на покрытие постоянных затрат и образование прибыли.
МД = В - Спер
4. Запас финансовой прочности (ЗФП) представляет собой разность между фактическими и безубыточными объемами.
ЗФП = (В – Т) / В * 100
В анализе безубыточности продаж применяют горизонтальный и факторный метод (цепных подстановок).
Метод цепных подстановок:
Т = Н / ДУ (тип факторной модели – кратный)
1) Определяем базисные, условные, ткущие значения
Т0 = Спост0 / УМД0
Тус = Спост1 / УМД0
Т1 = Спост1 / УМД1
2) расчет влияния факторов
1. DТ(Спост) = Тус - Т0
2. DТ(УМД) = Т1 - Тус
3. DТ(Спост) + DТ(УМД) = Т1 - Т0
Аналогично составляются факторные модели ЗФП, а расчет факторов может быть произведен методом цепных подстановок. Анализ взаимосвязи показателей прибыли, себестоимости и объема продаж позволяет оценить правильное их соотношение, а также определить объем производства и продаж, который обеспечит безубыточную деятельность организации.