Билет 29. Обучение письменной речи в средней школе




 

Письмо, как и чтение, относится к средствам письменной коммуникации. Письмо является средством передачи мыслей, которые фиксируются в виде графических знаков. Различают письмо и письменную речь. Под письмом понимается использование графической или орфографической системы изучаемого языка. Под письменной речью понимается умение излагать мысли в письменной форме.

Письменная речевая деятельность – целенаправленное творческое совершенствование мысли в письменном слове.

Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменная речь – это и средство и цель обучения.

Как цель обучения – формирование письменной коммуникативной компетенции на основе овладения содержанием и формой письменного произведения речи + языковыми знаками. Задачи: 1. формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем. 2. расширение знаний и кругозора; 3. овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи; 4. формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Обучение письменной речи включает способность практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Целью обучения письменной речи в средней образовательной школе является формирование умений в письменной речи. Выпускник должен уметь:

· заполнять различные виды анкет;

· сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;

· описывать явления, события, выражая при этом собственное мнение;

· выражать суждения, комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументы и эмоционально-оценочные средства;

· фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста, делать выписки из иноязычного текста;

· создавать тексты различного характера (резюме, реферат, аннотацию, рецензию, репортаж и др.)

· писать различные виды писем (личного, делового характера, письмо с выражением благодарности, извинения, писем-заявлений и др.)

  • составлять письменные материалы, необходимые для презентации.

 

Типы письменного высказывания:

· по функционированию текстов в определенных сферах коммуникации – деловые, публицистические, художественные и др.;

· по композиционной структуре – описание, повествование, рассуждение и т.п.;

· по коммуникативной функции – информирующие, воздействующие и др.;

· по цели – учебные, коммуникативные;

· по степени свободы творчества – управляемые/контролируемые, творческие;

· по наличию источника информации – первичные (фиксация собственной речи), к которым относятся: записки, сочинения, письма, статьи, доклады и т.д.; вторичные (запись чужой речи) – диктант, изложение, конспект, реферат и т.д..

Важно уделить внимание лингвистическим особенностям письменной речи, таким как:

· тяготение к книжно-письменному стилю речи;

· структурированность;

· большая (по сравнению с устной речью) развернутость, аргументированность, усложненный синтаксис;

· наличие специфических средств связи;

· разнообразие выразительных средств;

· речевое оформление высказывания в зависимости от его типа и цели.

Традиционно в методике выделяется два этапа формирования умений письменной речи: формирование элементарных умений и совершенствование умений.

  1. Этап формирования элементарных умений письменной речи предполагает овладение умением сформулировать и записать мысль в объеме одного предложения или короткого текста.

На этом этапе часто используются подготовительные предречевые упражнения, например:

· Составьте предложения, расставив данные слова в нужном порядке.

· Ответьте в письменной форме на вопросы

· Расширьте или сократите состав предложения

· Дополните предложения/текст данными словами.

· Трансформируйте предложения по образцу, объединив два в одно.

· Составьте предложения с данными словами, так чтобы получился рассказ о…

  1. На этапе совершенствования умений письменной речи происходит овладение умением строить высказывания различного типа, совершенствуются частные умения (высказываться логично, связно и т.п.).

На данном этапе некоммуникативные упражнения используются в меньшей степени, но также допустимы, например:

· Передайте основное содержание текста в форме письменного высказывания.

· Напишите продолжение истории.

· Преобразуйте текст, вставив в него союзы и слова-связки.

· Преобразуйте текст, заменив подчеркнутые слова и выражения на синонимичные.

· Озаглавьте абзацы и составьте письменный план текста.

· Сократите текст, исключив из него предложения, не передающие основную информацию.

· Напишите другу/подруге приглашение на день рождения.

· Опишите картину.

· Заполните анкету и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: