Письмо, как и чтение, относится к средствам письменной коммуникации. Письмо является средством передачи мыслей, которые фиксируются в виде графических знаков. Различают письмо и письменную речь. Под письмом понимается использование графической или орфографической системы изучаемого языка. Под письменной речью понимается умение излагать мысли в письменной форме.
Письменная речевая деятельность – целенаправленное творческое совершенствование мысли в письменном слове.
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменная речь – это и средство и цель обучения.
Как цель обучения – формирование письменной коммуникативной компетенции на основе овладения содержанием и формой письменного произведения речи + языковыми знаками. Задачи: 1. формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем. 2. расширение знаний и кругозора; 3. овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи; 4. формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Обучение письменной речи включает способность практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Целью обучения письменной речи в средней образовательной школе является формирование умений в письменной речи. Выпускник должен уметь:
· заполнять различные виды анкет;
· сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;
|
· описывать явления, события, выражая при этом собственное мнение;
· выражать суждения, комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументы и эмоционально-оценочные средства;
· фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста, делать выписки из иноязычного текста;
· создавать тексты различного характера (резюме, реферат, аннотацию, рецензию, репортаж и др.)
· писать различные виды писем (личного, делового характера, письмо с выражением благодарности, извинения, писем-заявлений и др.)
- составлять письменные материалы, необходимые для презентации.
Типы письменного высказывания:
· по функционированию текстов в определенных сферах коммуникации – деловые, публицистические, художественные и др.;
· по композиционной структуре – описание, повествование, рассуждение и т.п.;
· по коммуникативной функции – информирующие, воздействующие и др.;
· по цели – учебные, коммуникативные;
· по степени свободы творчества – управляемые/контролируемые, творческие;
· по наличию источника информации – первичные (фиксация собственной речи), к которым относятся: записки, сочинения, письма, статьи, доклады и т.д.; вторичные (запись чужой речи) – диктант, изложение, конспект, реферат и т.д..
Важно уделить внимание лингвистическим особенностям письменной речи, таким как:
· тяготение к книжно-письменному стилю речи;
· структурированность;
· большая (по сравнению с устной речью) развернутость, аргументированность, усложненный синтаксис;
|
· наличие специфических средств связи;
· разнообразие выразительных средств;
· речевое оформление высказывания в зависимости от его типа и цели.
Традиционно в методике выделяется два этапа формирования умений письменной речи: формирование элементарных умений и совершенствование умений.
- Этап формирования элементарных умений письменной речи предполагает овладение умением сформулировать и записать мысль в объеме одного предложения или короткого текста.
На этом этапе часто используются подготовительные предречевые упражнения, например:
· Составьте предложения, расставив данные слова в нужном порядке.
· Ответьте в письменной форме на вопросы
· Расширьте или сократите состав предложения
· Дополните предложения/текст данными словами.
· Трансформируйте предложения по образцу, объединив два в одно.
· Составьте предложения с данными словами, так чтобы получился рассказ о…
- На этапе совершенствования умений письменной речи происходит овладение умением строить высказывания различного типа, совершенствуются частные умения (высказываться логично, связно и т.п.).
На данном этапе некоммуникативные упражнения используются в меньшей степени, но также допустимы, например:
· Передайте основное содержание текста в форме письменного высказывания.
· Напишите продолжение истории.
· Преобразуйте текст, вставив в него союзы и слова-связки.
· Преобразуйте текст, заменив подчеркнутые слова и выражения на синонимичные.
· Озаглавьте абзацы и составьте письменный план текста.
· Сократите текст, исключив из него предложения, не передающие основную информацию.
· Напишите другу/подруге приглашение на день рождения.
· Опишите картину.
· Заполните анкету и т.д.