Позитивизм и его влияние на развитие психологии.




Сенсуализм в психологии

Сенсуализм (в психологии) (от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которой опыт запечатлевает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками сенсуализма эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Э. Кондильяк) в борьбе с приверженцами рационализма, доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане сенсуализм не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием сенсуализма развивалась ассоциативная психология. Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, несводимое к чувственным образам, а мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен объяснить.

Крупные философы-сенсуалисты:

· Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов.

· Эпикур

· Джон Локк

· Этьен Бонно де Кондильяк

 

Позитивизм и его влияние на развитие психологии.

Позитивизм (от лат. positivus – «положительный») – это парадигмальная гносео-методоло-гическая установка, согласно которой положительное познание может быть приобретено в результате чисто научного (не философского) знания; программно-сциентистский пафос позитивизма состоит в отречении от философии в качестве познавательной деятельности, имеющей в контексте формирования конкретно-научного познания интегрирующие и прогностические возможности.

В первой половине XIX вв. рождаются системы, призванные нейтрализовать упорную склонность естественников материалистически постигнуть открытия естествознания. Наиболее существенной среди них была философия позитивизма, объявившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, призвавшая научное мышление ограничиться от только наблюдаемых фактов и их устойчивыми зависимостями.

Первая программа позитивизма была сформулирована О. Контом (1718–1857) в «Курсе позитивной философии» в шести томах.

Идея О. Конта о духовном мире явится объектом научного анализа лишь тогда, когда будет забыта безрезультатная почва интроспективного изучения. Формулируя истинную потребность психологии в одолении субъективизма, конкретное осуществление своей идеи он усматривал в том, чтобы наблюдать операции сознания на доступных объективному изображению реалиях общественной жизни. В таком взаимообщении появляется сознание. Социальный организм образует объективное ядро фактов сознания.

Беря за отправную точку процесс общения, он анализировал динамику сознания личности как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. О. Конт не видел, что человеческие отношения сформированы на процессе труда, но само по себе выделение общения в характерную детерминанту психического было его существенной заслугой.

В дальнейшем под влиянием О. Конта создавалась социальная психология.

 

Среди современных методологических проблем, обсуждаемых в отечественной психологии, одной из наиболее актуальных является оценка меры влияния позитивизма на формирование психологии как науки. в начале XX века, когда требования, постулируемые практически всеми учеными того времени, сводились к построению позитивной психологии, перестройке классической науки на основе новой методологии и поиску нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация — необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней».

Большинство исследователей в области теоретической психологии приходят к выводу о деструктивности влияния позитивизма на методологию гуманитарных наук. Основные постулаты позитивизма приведены А.В. Юревичем и названы им «позитивистскими стандартами», базирующимися на шести основных мифологемах:

научное знание базируется на твердых эмпирических фактах;

теории выводятся из фактов и, следовательно, вторичны по отношению к ним;

наука развивается посредством постепенного накопления фактов;

поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение;

теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции;

теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку эмпирическим опытом. Исторический анализ развития психологии показывает, что позитивизм в ней четко обозначился в XVII веке, благодаря работе Р.Декарта «Страсти души». Это произведение не просто одна из работ в истории психологии, а явление, сыгравшее далеко не однозначную роль в становлении методологических основ психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: