Функционализм анализирует восприятие с позиции перцептивного процесса. Образ восприятия осознается как функция перцептивной системы.
Идеи функционализма получили свое развитие в теории неосознаваемых умозаключений Г. Гельмгольца. Его положение: первоначальных сенсорных данных мало, чтобы воспринимать подробные предметы.
Во-первых, они многозначны по природе (зрительное течение не связано строго с сетчаточ-ным принципом стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго; проекция плоскостей предмета допускает разнообразные объемные толкования).
Во-вторых, они излишни, т. е. не всякое чувство может стать компонентом образа предмета.
У истоков функционализма в Америке стоял У. Джемс. Функционализм – одно из главных направлений американской психологии. К функциональному течению принадлежат колумбийская и чикагская школы. Колумбийскую школу основал Р. Вудворт. Его основные работы – «Динамическая психология» (1918 г.) и «Динамика поведения» (1958 г.).
Представители чикагской школы: Д. Энджим, Г. Кэрр. В Чикагской школе использовали методы интроспекции; объективного наблюдения, анализа продуктов труда (язык, искусство). Чикагская школа являлась научно-образовательной, в ней готовили будущих ученых.
Функционализм старался анализировать все психические проявления с точки зрения их адаптивного характера. Это требовало обусловить их отношение к обстоятельствам среды, с одной стороны, и к потребностям организма – с другой.
Функционализм подвергает анализу вопрос влияния его устремленности на решение жизненно важных для человека сложных ситуаций под углом зрения его биологически-приспособительного смысла. Функционализм зародился от эволюционной теории Ч. Дарвина. Проблема состоит не в том, чтобы познать, из чего создано сознание, но в том, чтобы постигнуть его функцию и роль в выживании субъекта. Начиная с этого времени психология стремится понять, как устанавливаются эти новые способы адаптации. Таков подход к изучению и путей приобретения навыков, и вообще процесса научения.
|
В контрасте со структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер) функционализм требует анализа сознания с точки зрения его функции в поведении как оружия, с помощью которого организм адаптируется к обществу.
Психические функции анализируются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и с окружением, на которое обращено поведение, – с другой. Функционализм подчеркивает необходимость рассматривать организм в общности разума и тела, физических и психических аспектов, но не может преодолеть интроспективное осмысление сознания. Практическая направленность функционализма способствовала формированию педагогической, медицинской, инженерной психологии.
Парадигмы в психологии.
Мы рассмотрим три наиболее важные парадигмы: естественно-научную, гуманитарную и практическую. Основанием для такого деления служит исходный образ, на который ориентируется в организации своей структуры психологическая парадигма.
Естественно-научная парадигма берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной ориентации.
|
Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.
Гуманитарная парадигма в психологии ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру. В отличие от номотетической, генерализирующей тенденции натуралистического метода здесь утверждается идеографический, уникализирующий подход. Как считают исследователи методологии психологии, гуманитарная парадигма обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни».Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в отличие от наблюдения и его вариаций в естественно-научном подходе.
|
Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. В качестве прецедентов практической психологии можно назвать психотерапию, педагогическую психологию, психологию аномального развития. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.
В практической парадигме возникает особое отношение к психологической теории. «Психологическая теория строилась и строится не как рефлексия ученого по поводу некоторой психической реальности, существующей безотносительно к психологической практике. Теория конструируется, исходя из практики, а далее практика конструируется (реконструируется) на основе теории
(Парадигма в практической психологии - мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий понятийный аппарат.)