Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников




В начале учебного года был проведен констатирующий эксперимент.

2 ЭТАП: Констатирующий эксперимент.

Цель этапа: выявление уровня художественно-эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание эксперимента.

Все задания проводились в начале и конце учебного года, до и после формирующего эксперимента, среди учащихся третьих классов: 3 "А" (контрольный класс - 24 ученика) и 3 "Б" (экспериментальный класс - 22 ученика).

1 задание. Сгруппировать картинки, которые обладают определенной эмоциональной выразительностью, достигавшейся не просто за счет того, что на них изображено, но в первую очередь, благодаря применению соответствующих выразительных средств (цвет, форма, характер штриха и т.д.). Набор можно было классифицировать и на рациональном основании (изображение людей, построек и т.д.) и методом эстетического обобщения (радостное, праздничное, тревожное и т.д.).

Детям были предложены картинки с изображением растений и животных в разной технике исполнения: фотография, рисунок (в цвете и карандашом), стилизованное изображение (дымковская игрушка, резьба по дереву, керамика, вышивка). Свой выбор классификации дети должны были обосновать.

2 задание. На стилизацию заданных форм.

Задача: обобщить форму, придать ей большую цветовую выразительность, украсить средствами линии или цвета. Детям выданы картинки с изображением цветка, необходимо обработать цвет, форму цветка, обобщить её и стилизовать.

3 задание. Ответить на вопросы анкеты, исследующей художественные интересы учащихся. (Приложение 1)

Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на начало учебного года представлен в диаграмме на рисунке 1.

Рис.1. Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на начало учебного года

По всем показателям контрольный и экспериментальный классы примерно равны. Однако настораживает преобладание низкого уровня художественно-эстетической воспитанности в этих классах, что подтверждает необходимость повышения уровня воспитанности.

3 ЭТАП: Формирующий эксперимент.

Данный этап продолжался в течении всего учебного года..

Цель этапа: повысить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, я стремилась к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведения рассматриваемого искусства на уроках художественного труда в третьем классе, имея в виду конечной целью эффективное художественно-эстетическое, творческое развитие личности школьника.

За основу была взята программа по трудовому обучению для третьего класса "Художественный труд" Н.М.Конышевой, в которой наиболее полно раскрывается проблема художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

Основной принцип программы - духовно-нравственное и эмоционально-эстетическое развитие школьника с помощью предметно-практической деятельности. Принципиально важным является единство эстетического познания и художественной практики учащихся на материале народного искусства, причем прежде всего разрабатывались такие методические приемы, которые стимулировали бы творческое осознание детьми самостоятельных композиций. Для этой цели в обучении школьников

Привлекались такие народные промыслы, как роспись Городца, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, произведения мастеров художественных лаков Палеха, керамика Гжели.

При создании и в процессе восприятия декоративного решения необходимо опираться на явления действительности, эстетически освоенные учащимися, чтобы формировалось осознанное отношение детей к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства.

Методика работы включает в себя основные этапы декоративной работы:

1. Эмоциональное восприятие произведений народных мастеров.

2. Познание художественных особенностей произведения.

3. Объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведений.

4. Углубление представлений о художественном образе.

5. Сопоставление произведения народного искусства с современным произведением профессионального декоративно-прикладного искусства.

6. Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного творчества и действительности.

Все этапы работы взаимосвязаны и являются стороной единого учебно-воспитательного процесса.

Основные приемы и формы работы:

1. Беседы с показом образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

2. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства Южного Урала, посещение и организация выставок.

3. Выполнение отдельных упражнений.

4. Техническая работа по образцам.

5. Самостоятельное выполнение работ творческого характера.

Программа "Художественный труд"

(3 класс).

Тема: "Наш рукотворный мир".

"Красота +польза", т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. Композиционная целостность (гармония), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкций), единство предмета и среды (стиль).

1 четверть. Содержание: изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарного назначения. Композиции из природных форм, коллажи из ткани на темы природы, лепка животных по наблюдению, стилизация природных форм в бытовых вещах (чудо-посуда), игрушки из соломки, мочала, ниток, оригами, образы животных.

2 четверть. Содержание: закономерности и принципы дизайна, разметка при помощи циркуля, новые технологии шитья. Пригласительные билеты, поздравительные открытки, салфетки, вазы, украшения для елки, упаковки для подарков.

3 четверть. Содержание: "красота и уют нашего дома" - стилевое единство, новые приемы обработки ткани, изготовление выкройки. Комплект для кухни: салфетка, прихватка, чайная грелка, сервиз (варианты стилевого объединения), декоративная подушка, обложка для книги (ткань, аппликация), записная книжка (простой переплет), газетница.

4 четверть. Содержание: расширение представлений о народных обычаях, традициях; изящество форм и цвета в природе, их передача в декоративно-художественных изделиях. Пасхальные сувениры, подарки; весенние мотивы (цветы из бисера, ткани, бумаги); игрушки из разных материалов, кукольный театр (художественно-комбинированная работа).

В эту программу были включены занятия по приобщению младших школьников к народному искусству лоскутного шитья.

Освоение данного способа художественной обработки ткани основано на интеграции знаний и умений в области изобразительной и художественно-трудовой деятельности, что позволяет школьникам воспринимать лоскутное шитьё в контексте народной художественной культуры. Такой подход реализован в программе "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" (научный руководитель Т.Я. Шпикалова). Здесь непосредственному знакомству с лоскутным шитьем (4 класс) предшествует продолжительная работа по формированию у детей необходимых для овладения лоскутной техникой умений пользоваться средствами художественной выразительности при создании художественного образа вещи, выполнять орнаментальные композиции по мотивам народных, создавать художественные вещи из ткани.

Подобная система работы позволяет преодолеть "технологический подход" к обучению лоскутному шитью, отличительная черта которого - акцентирование внимания на способах кроя и сшивания деталей.

Народное декоративно-прикладное искусство - неиссякаемый источник творчества; на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. На Урале одним из традиционных ремесел стало лоскутное шитье. Оно не требовало сложных приспособлений, а материал для него можно было найти в любом доме. У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров. Их не выбрасывали, складывали куда-то до тех пор, пока не набиралось нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в традиционном геометрическом орнаменте на одеяле, коврике, наволочке, половичке и других не просто полезных, но и красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме.

Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет ученику широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития младших школьников будет служить теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание будет уделено приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.

В занятиях по лоскутному шитью был сделан упор на конструкторской деятельности учащихся.

Составление композиций, выполнение эскизов, подбор ткани - всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем выполнение изделий в материале.

Занятия по лоскутному шитью проводились 1 раз в неделю и были рассчитаны на 1 год обучения. В течение этого времени дети познакомились с лоскутным шитьём: с разнообразием видов, вариантов; повысили свой художественно-эстетический уровень.

Занятия были рассчитаны на 30 часов.

Систематическое приобщение детей к народному искусству протекало на основном курсе уроков трудового обучения, взятых из программы Конышевой Н.М. "Художественный труд", а на занятиях по лоскутному шитью знания уточнялись, приобщение шло более целенаправленно.

Данные занятия решают следующие задачи:

1. Учить детей бережливости, экономному расходованию материалов.

2. Познакомить учащихся с 6-7 вариантами лоскутного шитья и научиться применять их в изделиях.

3. Развивать трудовые и творческие навыки при работе с лоскутом, изучать волокнистый состав ткани, спектр цветов.

4. Повышение художественно-эстетической воспитанности младших школьников.

Содержание занятий

 
Темы Основные знания Основные умения и навыки Объект труда
1. Вводные занятия.(2 часа) 2. Техника лоскутного шитья: а) шитьё из полос (13 часов); б) шитьё на основе квадрата (10 часов); в) узоры из наборных полос (3 часа); г) объемные треугольники (2 часа). 1. Знакомство с историей возник-новения и разви-тия лоскутного шитья. 2. Знакомство с инструментами, материалами и оборудованием. 3. Знакомство с технологией со-единения деталей между собой. 1. Знакомство с основными вариантами шитья из полос: - диагональная раскладка; - прямая раскладка; - паркет; - елочка; - пашня. 1. Знакомство с основными способами шитья на основе квадрата: - шахматка; - колодец (амери-канский квадрат); - варианты узора "американский квадрат"; -цветные кольца; -русский квадрат. 1. Знакомство с вариантами узоров из наборных полос. 1. Знакомство с техникой работы с объемными треугольниками. 1. Научиться правильно орга-низовывать своё рабочее место. 2. Научиться под-готавливать мате-риал к работе. 1. Выработка необходимых умений и навыков при работе с по-лоской. 2. Научиться сос-тавлять лоскут-ное полотно из блоков. 1. Выработка ос-новных умений и навыков при ра-боте в данной технике. 1. Научиться составлять узоры из наборных полос. 1. Научиться сос-тавлять объемные треугольники на основе квадрата и круга. 1. Составление лоскутной карто-теки. 2. Подготовка шаблонов для ра-боты. 1. Подготовка блоков для сос-тавления лоскут-ного полотна. 1. Изготовление изделий в этой технике. 1. Составление узоров из набор-ных полос. 1. Подставка под чайник.

Хочется надеяться, что предложенный материал позволит педагогам оценить возможности лоскутного шитья в развитии у младших школьников стремления к творчеству и творческих умений в процессе приобщения детей к этому древнему (но продолжающему жить и совершенствоваться) виду народного декоративно-прикладного искусства.

В результате использования программы Н.М. Конышевой "Художественный труд" и занятий по лоскутному шитью хочется отметить возросший интерес детей к народному творчеству, их желание и стремление попробовать на практике свои силы, свои способности и возможности. В классе не осталось ни одного равнодушного ученика, которого бы не затронула тема народного искусства, ведь она так понятна детям, так близка им по своей сущности, по своей природе.

Итогом стала выставка работ в конце учебного года, по которой можно было судить о художественно-эстетическом развитии учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

4 ЭТАП: Контрольный эксперимент.

Эксперимент проводился с целью: выявить эффективность программы по художественному труду Конышевой Н.М. и занятий по лоскутному шитью в художественно-эстетическом развитии школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Предположение: человеку с развитым художественно-эстетическим отношением должен быть присущ особый тип обобщения - эстетический, который строится не на рационально-логическом основании (на принадлежности предметов и явлений тому или иному классу объектов), а на основании эмоционально- оценочного отношения, возникающего в связи с восприятием их конкретного чувственного облика.

Итог эксперимента.

1 задание. В начале года 60% учеников набор классифицировали на рациональном основании (растения и животные, большие и маленькие и т.д.);

25% детей не справились с заданием самостоятельно, только 15% детей обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании (праздничное, весёлое, грустное, красивое).

В конце года задание было тем же, но результаты отличались от предыдущих. Большинство учеников (58%) обращали внимание на композицию, цвет, технику исполнения, форму, т.е. обращались к группировке на эмоционально-оценочном основании, только 7% детей не справились с заданием.

2 задание. До формирующего эксперимента около 70% детей не смогли стилизовать цветок, обобщить цвет и форму, или только попытались сделать это, но на очень низком уровне, не учитывая всех особенностей декорирования.

После эксперимента 30% учеников стилизовали на высоком уровне и 60% на среднем уровне, допустив некоторые неточности, схематичность в декорировании, и только 10% детей не справились с заданием.

3 задание: анкетирование. Было опрошено 46 учеников третьих классов, что составляет 29% от числа всех учащихся начальной школы. На вопрос "Какой предмет ты больше всего любишь?" учащиеся ответили так:

- изобразительное искусство - 43,2%;

- физическая культура - 21,6%;

- математика - 16%;

- музыка - 8%;

- чтение - 6,4%;

- русский язык - 4,8%.

Это говорит о том, что у детей есть желание заниматься предметами эстетического цикла.

Чем же нравится заниматься школьникам в свободное время, что их интересует? На первом месте - играть в компьютерные игры (43,2%), далее - заниматься рисованием (11,2%), столько же - смотреть телевизор (11,2%), что достаточно много, так как это значит ничем не заниматься, быть предоставленным самому себе. Читать книги, заниматься спортом - по 4,6%; лепить, слушать музыку, ходить в театр - по 4,8%, петь - 1,5%.

Как мы видим, хоть и достаточно много детей любят рисовать, в целом же очень мало детей занимаются художественно-эстетическим развитием целенаправленно вне школы (всего 4,8%).

Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на конец года представлен в диаграмме на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на конец года

На конец учебного года соотношение изменилось, в контрольном классе произошли изменения, но незначительные, очень много учеников (45,76%) с низким уровнем развития декоративного творчества, а значит и с низким уровнем художественно-эстетического развития.

В экспериментальном классе значительно увеличилось число учеников со средним уровнем художественно-эстетического развития (59,14%), хотя дети с низким уровнем ещё есть (13,62%), что говорит о необходимости продолжения начатой работы в 4 классе.

В ходе эксперимента выяснилось, что одной из причин, тормозящих развитие декоративного творчества школьников, является проявление элементов схематизма в представлениях об окружающем мире, в недостаточной активизации мыслительной деятельности личности, не использующей всех своих возможностей.

Эксперимент показал: созданный интегрированный курс (включение в программу трудового обучения занятий по лоскутному шитью) ускоряет введение детей в художественную жизнь, в реальную художественную культуру не только в качестве зрителей, слушателей, но и активных участников художественного творчества. Благодаря этому формируется целостное представление о декоративно-прикладном искусстве. Это дает возможность понять образный язык народного искусства, становиться источником для самостоятельного творчества учащихся.

Обучая народному искусству, учитель должен научить детей видеть истоки, корни в любом виде народного искусства. Поэтому большое внимание должно уделяться самостоятельному творчеству учеников. Всё это способствует формированию эстетического отношения к действительности, интенсивному художественному развитию мышления, формированию эстетических чувств, достижению большинством учащихся высокого и среднего уровней в развитии способностей к декоративному творчеству.

Эстетическая ценность и огромное воспитательное воздействие произведений народного искусства в том, что источником художественного содержания служит окружающая действительность. Это создает благоприятные условия для более полного раскрытия разнообразных форм связей уроков декоративно-прикладного искусства с другими видами деятельности.

Ещё раз хочется подчеркнуть педагогическую ценность познания именно декоративно-прикладного искусства. Произведения этого вида искусства позволяют воспитывать в школьниках определённую культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно-выразительные средства других видов изобразительного искусства. Необходимо практически направлять художественные наклонности школьника - раскрывать эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени.

А. Мень писал: "Дети исключительно чутки к проблемам вечности, смерти, смысла - для чего вообще всё это… Когда духовность не развивается, духовные вещи постепенно становятся для нас также, как для глухого музыка".

Подлинное художественно-эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Художественно-эстетическое воспитание формирует творческое отношение к труду, к окружающему миру.

В результате написания квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. Проблемы художественно-эстетического воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников разного возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.

2. Вопрос о художественно-эстетическом воспитании младших школьников ещё недостаточно разработан в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.

3. Художественно-эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать, это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.

В квалификационной работе были решены следующие задачи:

- дан анализ состоянию художественно-эстетического воспитания в начальной школе;

- определены уровни художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

- подтверждена эффективность программы Конышевой Н.М. "Художественный труд" и занятий по лоскутному шитью в повышении уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, предположения рабочей гипотезы были подтверждены в результате экспериментальной работы.

 

Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приобщение детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Вышеизложенное актуализирует приоритет развития творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю систему педагогических действий художественно-эстетического фактора воспитания, который помогает ребенку освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций, ориентироваться в ценностях и идеалах. Такое понимание значения художественно-эстетической деятельности, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов искусства в системе образования, в частности, детских школах искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, личностного и на этой основе социального самоопределения детей. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства.

В связи с этим актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование эффективных путей формирования ценностных ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста необходимо подобрать ряд соответствующих методик, разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, а также выявить эффективность предложенных методик.

Цель данной работы – изучить особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическая деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен, если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности; разработка программно-дидактическиго материала по данному направлению работы педагога.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2) Охарактеризовать особенности художественно-эстетической деятельности младших школьников и принципы ее организации.

3) Изучить опыт учителей начальных классов по организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства.

«Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка» [Буров, 1987, c. 133].

Эстетическое развитие –это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства –субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств.

Цели художественно-эстетического воспитания:развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Организуя художественно-эстетическую деятельность, педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Дети этого возраста деятельны, активны, эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, что может быть с успехом использовано в организации деятельности детей, во взаимодействии с художественными объектами.

«Младшим школьникам свойственна целостность восприятия художественного образа, они не отделяют форму от содержания. У них ярко проявляется способность к сопереживанию, сочувствию, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Их воображение отличается яркостью, непосредственностью, выразительностью. Личный жизненный и эстетический опыт ребенка невелик, поэтому фантазия его ограничена, но в отличие от взрослого, она не скована общепринятыми рамками. Для ребенка более важен сам процесс творчества, чем его результат» [Щуркова, 2000, c. 129].

Все перечисленные особенности, а так же потребность в самореализации, самоутверждении и желание ребёнка выразить свои эмоции и чувства в действии являются сильными стимулирующими факторами его активного включения в художественно-эстетическую деятельность. Ребёнок воспринимает форму и содержание целостно. В его представлении понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда совпадают, все это он называет словом «хорошее». Единство истины, добра и красоты изначально заложено в эстетических и нравственных нормах и определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка [Методика воспитательной работы..., 2012, c. 60].

Ребёнка не интересует результат деятельности, ему нравится сам процесс творчества. «Школьник часто включается в творческую деятельность, не только желая узнать что-то новое, сколько из интереса, желания самоутвердиться, порадовать близких, но в большинстве случаев – просто поиграть», -отмечает М.А. Бесова [2007, c. 43].

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ.

В этом плане интересен прием целенаправленной демонстрации слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна. Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления становятся ярче.

Действие закономерностей и принципов обучения, разработанных в педагогике, распространяется на все учебные предметы, им подчиняется и преподавание предметов художественного цикла [Павлова, 2008, c.451].

Краевский В.В., рассматривая общепедагогические и методические закономерности построения процесса обучения конкретным предметам, говорит о необходимости различать два ряда принципов – дидактические и методические. Дидактические принципы не могут быть применены в методике преподавания конкретной учебной дисциплины в не адаптированном к ее нуждам виде, они видоизменяются, опосредуются. Это приводит к необходимости вывести другой, производный ряд принципов – методических. При этом он подчеркивает, что эти два ряда принципов еще не соотнесены между собой содержательно, разная степень развития методик преподавания школьных дисциплин «обуславливает и различия в степени дифференциации дидактических и методических принципов» [Краевский, 2001, c. 226].

Сформулируем наиболее важные принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии), обобщая существующие в современной педагогике искусства подходы к руководству детским художественным творчеством:

1. Овладение языком искусства – средствами индивидуального образного выражения в рисунке знаний, представлений, чувств – основа практической художественной деятельности учащихся.

2. Обращенность всех сторон процесса художественного воспитания к эмоциональной сфере, к чувствам. Переживание – основной путь общения ребенка с искусством. Рационально-логический компонент, элементы анализа должны вводиться постепенно и осторожно при сохранении приоритета эмоционально-чувственной стороны.

3. Нерасторжимое единство обучения и творчества в процессе художественного воспитания детей, понимаемое как единство грамотности и эмоциональной выразительности в их художественно-творческой деятельности.

4. Единство практической художественно-эстетической деятельности учащихся и восприятия произведений искусства, основанное на категории художественного образа.

5. Разнообразие художественных материалов, техник, тематики как основа многообразия способов выражения в творчестве учащихся, формирование умения активно и осознанно применять все это многообразие в самостоятельной творческой деятельности – залог их успешного художественно-творческого развития.

6. Построение системы художественно-эстетической деятельности в обучении изобразительному искусству и художественному труду (технологии) на основе учета возрастных особенностей детского рисования. Соответствие заданий, связанных с овладением изобразительной грамотой, конкретным этапам возрастной эволюции детского рисунка [Сокольникова, 1997, c. 353].

Список принципов, которые лежат в основе организации художественно-эстетической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда, изложенный выше, не является, конечно, полным и исчерпывающим, его, безусловно, можно продолжать. Мы выделили лишь те из них, которые являются, на наш взгляд, наиболее важными и существенными при организации процесса управления художественно-эстетическим развитием школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии).

Художественно-эстетическая деятельность младших школьников может быть организована по следующим направлениям:

– организация практических занятий каким-либо видом искусства;

– общение с произведениями искусства;

– созерцание красоты природы;

– эстетическая оценка человеческих отношений;

– чтение художественной литературы [Бесова, 2005, c. 75].

Приоритетным направлением являются практические занятия каким-либо видом искусства. К ним, прежде всего можно отнести музыкальную деятельность: пение, игру на детских инструментах, импровизацию. Дети с большим желанием включаются в музыкальные занятия, игры, конкурсы, творческие встречи, музыкальные спектакли [Методика воспитательной работы..., 2012, c. 61].

Внесение элементов хореографии в музыкальные занятия, делает детей более активными, помогает детям полнее выразить свои чувства через пластику, движения. Сильным средством воспитания могут стать драматиз<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: