(Учебник «Сценическая речь» А. Н.Петрова)
Все кардинальные вопросы действия словом в искусстве актера так или иначе связаны с решением проблемы логики сценической речи.
В логическом аспекте главным в предложении является его способность формировать и выражать «значение»: мысль-суждение, мысль-утверждение, мысль-вопрос, мысль-побуждение, мысль-восклицание. На основе своих ведущих свойств предложения и делятся на повествовательные, утвердительные, вопросительные, побудительные и восклицательные. Основными средствами реализации мысли служат мелодика, ударения, паузы и порядок слов, создающие интонационную «формулу» вида предложения.
Как же выглядят правила так называемого акцентного членения текста в исследованиях по русской грамматике?
Прежде всего нужно отметить, что все авторы рассматривают акцентное членение с точки зрения анализа законченного изолированного предложения — на уровне передачи сообщения, информации, а не речевого взаимодействия, то есть, как мы условились уже называть, на уровне общего «значения», а не конкретного «смысла».
Несколько типов ударения существует в изолированном предложении:
– ударение фразовое (обязательный фонетический признак законченности)
– ударение тактовое, или синтагменное(обязательная принадлежность речевого такта)
– ударение логическое, используемое в специальных экспрессивно-коммуникативных целях (специфическое акцентное средство, которое в предложении не обязательно)
«Синтагменное ударение надо решительно отмежевать от логического, так как оно, в отличие от логического, обязательно имеется в любом высказывании». Это общая идея авторов-лингвистов. Об этом пишет даже Р. И. Аванесов, отмечающий, однако, что «тактовое и фразовое ударение — явления смежные с логическим ударением, хотя и не совпадающие с ним» (3, 62).
Тактовое ударение характеризуется повышением голоса, а фразовое (усиленное тактовое) — обозначает завершенность мысли, сопровождается понижением голоса и падает обычно на последнее речевое звено.
|
Логическое ударение авторы-лингвисты рассматривают как специфическое явление устной речи. Оно выходит из правил обычной логики, может во фразе отсутствовать и с фразовым ударением не совпадать. Вот пример: «Ты завтра будешь заниматься голосом?» Логическое ударение в зависимости от намерений может падать на любое слово, а фразовое может быть только «заниматься голосом».
Автор одной из самых значительных работ об интонации русского языка, Е. И. Брызгунова, определяет логическое ударение как выделение слова со значением: именно это, именно столько, именно тогда происходит такое-то действие, обратите внимание на то-то и то-то: «Я просил вас достать билет на драму » (А вы достали на балет). В однотактовом предложении логическое ударение может быть и самостоятельным, а может совмещать и тактовое, и фразовое, выполняя функцию главного слова и выражения законченности предложения.
В речевом действии логическое ударение обязательно; вместе с паузами и другими компонентами структуры оно выявляет содержание, служит средством передачи «смысла» высказывания. Главное средство выделения логического ударения в изолированном законченном предложении – усиление ударного слова.
|
Как только предложение становится единицей живой речи, на первый план выходит главная его функция — функция речевого общения. Факт письменной речи становится явлением устной речи, предложение — фразой. Человек говорит не предложениями, а фразами, построенными по правилам языка, преобразованным конкретным контекстом и ситуацией в правила речи.
С точки зрения проблем сценической речи разница между предложением и фразой — принципиальная и существенная.
Предложение — синтаксическая единица языка, являющаяся высказыванием, выражающим более или менее законченную мысль, и имеющая интонационные инварианты в зависимости от различия коммуникативных типов и видов предложения.
Фраза — единица речи, являющаяся высказыванием, выражающим отдельную достаточно законченную мысль и имеющим варианты в зависимости от различных коммуникативных типов и видов фразы.
Например, в предложении «залаяли собаки» сообщается «значение», информация о факте. Теми же словами в живой речи можно предупредить, подтолкнуть, остановить, узнать правильную дорогу, попытаться спрятаться от опасности и, в зависимости от обстоятельств и задач, изменится мелодика фразы, паузы и темпо-ритм.
Изолированное суждение может быть структурно закончено как предложение. Но с точки зрения логики общения оно неполно и неконкретно. Относительно полным оно может быть лишь в связной речи в цепи взаимосвязанных суждений. Поэтому реальной синтаксической единицей речевого потока является не предложение, а группа предложений, образующих авторское высказывание, композиционное, смысловое, стилистическое ритмо-интонационное единство. Оно представляет собой речевой эпизод, единицу высказывания, единицу контекста.
Смысловая связь между предложениями — проблема столь же важная для практики, как и смысловое содержание каждого предложения. Точки, обозначающие грамматическое членение, не выражают завершения мысли и законченности каждого предложения. Наоборот, они тесно связывают предложения друг с другом. Мысль может на мгновение перестраиваться, действия нарастать или меняться.
Точка при произношении вслух слитного текста меняется на другие знаки препинания и воспринимается как граница данного этапа развертывания мысли, действия на фоне целостного речевого единства, сложного синтаксического целого.
Прозаическая строфа чаще всего выражается абзацем, но нередко включает в себя несколько абзацев. Абзац — ряд простых или сложных предложений, связанных в одно целое единством темы. Он обозначается на письме красной строкой, помогает уточнить авторское решение и значимость каждого эпизода, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мысли.
|
Абзацы заканчиваются на гребне событий, пауза между ними заключает как бы оценку, отношение к происходящему и рассчитана на восприятие реакции слушателей. Эти паузы особой насыщенностью подтекста тесно связывают абзацы между собой в литую прозаическую строфу.
Главную роль в актуальном подходе к предложению играет не синтаксическая структура (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и т. д.), а два взаимозависимых понятия: «данное» (то, что известно) и «новое» — то, ради чего ведется общение.
Поскольку актуальное членение предложения — фактор звучащей речи, особую роль в нем играет интонация. Все компоненты интонации (мелодика, длительность, интенсивность, четкость произношения используются для актуального членения предложения). Ведущую роль здесь играет мелодика — обязательный голосовой перелом на ударном слоге «нового», «новое» и выделяется интонационно.
Если различны предлагаемые обстоятельства, то различны и видения, оценки, задачи, поведение человека, все речеголосовые приспособления.
В живой речи главное слово выделяется разными способами: повышением и понижением голоса, паузами. Смысловые ударения, объединяя вокруг себя группы слов, образуют речевые такты (наименьшие, интонационно нерасчленимые смысловые единицы фразы). Умение разделить фразу паузами на речевые такты ради создания ее точной перспективы — одно из самых важных в сценической речи.
Членение речи паузами наиболее вариативно в процессе общения. и наиболее подчинено подтексту. В зависимости от действенной задачи прочтение фразы будет разным, разными будут и интонации и паузы. Так, если нужно грамотно прочитать, «объяснить» фразу, возникнет несколько пауз, обусловленных грамматической структурой предложения. К. С. Станиславский говорит, что «..длительность паузы зависит от того, что вызывает остановку и ради чего она производится, от... восприятия чужой мысли,.. для безмолвной передачи недосказанного словами подтекста; от силы внутреннего переживания, от степени взволнованности, от темпо-ритма словесного общения».
В живой речи логическое и психологическое — единое целое. Грамматический разбор отдельного предложения и расстановка ударений и пауз часто считается в методике работы первым этапом анализа текста. Но практически невозможно и бессмысленно разграничивать нахождение логических и психологических ударений как первый и второй этапы анализа в работе над текстом рассказа или роли. Нельзя сначала передать информацию, а уже потом свое отношение или свою задачу. Мысль всегда существует в конкретно-чувственной, эмоциональной, действенной форме.
Как только возникает общение, появляются и главные «по смыслу» слова, паузы, рождается эмоционально-насыщенная, действенная речь. Ударение на сцене, как и в жизни,— это способ выделения слова, несущего в себе смысл речевого эпизода. Ударение всегда совмещает в себе и логическое и психологическое, и «значение» и «смысл», всегда насыщено эмоцией, оценкой, отношением.
Смысловое, действенное ударение — главное интонационное средство выражения «смысла» фразы в устной речи при помощи всех интонационных ее характеристик: изменение высоты, силы, скорости. Оно вырастает из контекста, выражает «новое» в высказывании, определяется перспективой мысли, целиком подчинено задачам взаимодействия. В процессе речи на сцене «что говорить» тесно увязано с тем «ради чего говорить» и «как говорить».
Язык логики никогда не бывает свободен от эмоциональной оценки, а любая экспрессия всегда рождается от оценки и задач общения.
Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова во фразе». А мысль, по Станиславскому, определяется подтекстом. Именно подтекст «заставляет нас произносить слова роли», в нём скрыты «внутренние линии роли и пьесы, сплетенные из магических и других «если б», из разных вымыслов воображения, из предлагаемых обстоятельств, из внутренних действий, из объектов внимания, из маленьких и больших правд и веры в них, из приспособлений».
Действие, предлагаемые обстоятельства, видение, объекты внимания, оценки, чувство правды и вера стоят за словами и рождают точное словесное действие, а значит, ударения и паузы, живое, осмысленное, оправданное, действенное слово.
Путь овладения текстом должен проходить поэтапно:
– Возникновение мотива, который впоследствии вызывает к жизни высказывание. Происходит первичная ориентировка в ситуации (освоение предлагаемых обстоятельств, условий, внутренних связей и взаимоотношений). Конкретный план действий для достижения задачи, еще не определен и существует как общий замысел.
– Интенсивная расшифровка подтекста, в которой главную роль играют видения
– Уточнение логики действий и освоение предлагаемых обстоятельств
– Возникновение «образа результата», конкретизация сверхзадачи
– Реализация «смысла» в речевом действии
«Логический анализ текста есть первая, подготовительная ступень работы над текстом». Логика речи — явление, находящееся на стыке двух разнокачественных функций языка и речи. Законы логики речи рождаются из существа речевого общения, раскрывают механизм действия словом.