Лекционные занятие
Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.9. Углеводы.
Классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегида спирта. Фруктоза – изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы.
«Окислительно -восстановительные реакции (ОВР). Электронный баланс»
Задание:
1. Написать конспект в тетради по плану темы лекции: «Углеводы» (используя учебники из списка литературы, а также материал, приведенный ниже)
2. Выполнить домашнее задание после лекционного материала.
3. Материалы в форме фотоотчета отправить по электронной почте не позднее даты, указанной в информационной карте.
План:
1. Углеводы, их классификация и значение.
2. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза.
3. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы.
4. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.
5. Тестирование «Углеводы».
Цель:
1.Рассмотреть состав и классификацию углеводов, представителей каждой группы;
2.Сформулировать определение этого класса кислородосодержащих соединений;
3.Развить навык работы с учебником.
Оснащение:
1.Тетрадь, интернет ресурс, учебник О.С. Габриелян. Химия, 8-ое издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2013 и д.р источники.
Задание:
1.Выполнить упражнение 6, 7 стр. 288 – 289 учебника Габриелян О.С. Химия учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / 8-ое издание –М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2.Выучить классификацию углеводов, стр. 286 учебника Габриелян О.С. Химия учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / 8-ое издание –М.: Издательский центр «Академия», 2013.
3.Составить сообщение по теме: «Особенность использования мальтозы»
Порядок выполнения задания.
|
1.На основании литературы, рекомендованной к выполнению самостоятельной работы, необходимо изучить теоретические вопросы по данной теме согласно плану.
2.Составить краткий конспект данного материала.
Краткая аннотация:
Углеводы - вещества состава СmН2nОn, имеющие первостепенное биохимическое значение, широко распространены в живой природе и играют большую роль в жизни человека.
Простыми углеводами (моносахаридами и мономинозами) называют углеводы, которые не способны гидролизоваться с образованием более простых углеводов, у них число атомов углерода равно числу атомов кислорода СnН2nОn.
Сложными углеводами (полисахаридами или полиозами) называют такие углеводы, которые способны гидролизоваться с образованием простых углеводов и у них число атомов углерода не равно числу атомов кислорода СmН2nОn.
Моносахариды — углеводы, которые не гидролизуются (не разлагаются водой). В свою очередь, в зависимости от числа атомов углерода моносахариды подразделяются на триозы (молекулы которых содержат три углеродных атома), тетрозы (четыре углеродных атома), пентозы (пять), гексозы (шесть) ит. д.
В природе моносахариды представлены преимущественно пентозами и гексозами.
Дисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов, например гексоз. Общую формулу подавляющего большинства дисахаридов вывести несложно: нужно «сложить» две формулы гексоз и «вычесть» из получившейся формулы молекулу воды — С12Н22О11.
1.Сахароза (обычный пищевой сахар), которая при гидролизе образует одну молекулу глюкозы и молекулу фруктозы. Она содержится в большом количестве в сахарной свекле, сахарном тростнике (отсюда и названия — свекловичный или тростниковый сахар), клене (канадские первопроходцы добывали кленовый сахар), сахарной пальме, кукурузе и т. д.;
|
2.Мальтоза (солодовый сахар), которая гидролизуется с образованием двух молекул глюкозы. Мальтозу можно получить при гидролизе крахмала под действием ферментов, содержащихся в солоде, — пророщенных, высушенных и размолотых зернах ячменя;
3.Лактоза (молочный сахар), которая гидролизуется с образованием молекулы глюкозы и галактозы. Она содержится в молоке млекопитающих (до 4—6%), обладает невысокой сладостью и используется как наполнитель в драже и аптечных таблетках.
Сладкий вкус разных моно- и дисахаридов различен. Так самый сладкий моносахарид — фруктоза — в полтора раза слаще глюкозы, которую принимают за эталон. Сахароза (дисахарид), в свою очередь, в 2 раза слаще глюкозы и в 4—5 раз — лактозы, которая почти безвкусна.
Полисахариды — крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза... — углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов, чаще всего глюкозы.
Чтобы вывести формулу полисахаридов, нужно от молекулы глюкозы «отнять» молекулу воды и записать выражение с индексом п: (С6Н10О5)n — ведь именно за счет отщепления молекул воды в природе образуются ди- и полисахариды.
Обучающиеся должны владеть учебной информацией в объеме, указанном в рабочей программе дисциплины и быть готовыми отвечать по всем вопросам, приведенным ниже.
Вопросы для самопроверки и контроля.
|
1.Какие вещества относятся к углеводам, и почему им было дано такое название?
2.Как классифицируют углеводы и почему?
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Габриелян О.С. Химия, 8-ое издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2.Габриелян О.С.. Химия 11 класс. Базовый уровень. –М.: ДРОФА, 2014.
3.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам. М.: «ВАКО», 2014.
4.Габриелян О.С. Химия 10 кл. М. Дрофа2013
Дополнительная:
1.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач по химии для поступающих в вузы» - М. Новая волна.