Текст 1 Планета Земля. Из истории эволюции представлений о мире
Задумывались ли вы о том, как представляли себе нашу планету люди, которые жили в далёком прошлом? Наверное, самой известной сегодня является легенда, повествующая о том, какой воображали себе Землю древние индийцы. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока.
Постепенно представления о планете менялись. Очень многим современная география обязана древним грекам. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор впервые высказал идею о том, что Земля имеет форму шара. Доказать это удалось другому известному древнегреческому ученому Аристотелю, считавшему, что если бы Земля не имела формы шара, то тень, что она отбрасывает на Луну при её затмениях, не была бы ограничена дугой окружности. А Ариста́рх Само́сский, живший в Греции более 2300 лет тому назад, сделал вывод, что именно наша планета вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Современники не поверили ему, и после смерти Ариста́рха это открытие не вспоминалось. О том, каким было представление греков о Земле, мы также можем узнать из поэм Гоме́ра «Одиссе́я» и «Илиа́да».
С развитием техники и корабельного дела люди стали совершать всё более дальние путешествия, они расширяли географические знания, составляя всё более подробные карты. Европейцы особенно преуспели в этом в эпоху Великих географических открытий. Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Копе́рник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Копе́рника его идеи были развиты итальянцем Галиле́о Галиле́ем.
|
В наши дни люди хорошо изучили территорию планеты, а результаты географических исследований используются во всех сферах жизни.
ФИ обучающегося | |
Школа | |
Класс | |
Дата выполнения работы |
Итоговая комплексная работа
Класс
Вариант 1
Прочитайте текст «Планета Земля. Из истории эволюции представлений о мире » и выполните задания.
Ответы на задание записывайте в поле для ответа.
Задание 1
Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на вопрос:
«Почему открытие Ариста́рха Само́сского забылось после его смерти?»
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Задание 2 2.1. Выпишите грамматическую основу данного предложения.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.2. Выпишите из данного предложения глаголы. Укажите их морфологические признаки.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2.3. Определите ведущий тип речи во втором абзаце текста.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
2.4. Обоснуйте свой ответ пункта 2.3.
ОБОСНОВАНИЕ: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
2.5. В русском языке существуют приставки, которые в зависимости от условий пишутся в словах по-разному. Такие приставки называют изменяемыми. Найдите в выписанном Вами предложении слова, правописание приставок в которых не подчиняется данному правилу. Запишите эти слова в поле для ответа. Сформулируйте и запишите в поле для ответа правило, которым нужно пользоваться при написании приставок в этих словах.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Задание 3
Перед вами таблица, которая заполнена именами прилагательными. Определите основание для разделения этих прилагательных на три группы (3 столбца).
3.1. Укажите в верхних ячейках таблицы название каждого столбца, учитывая данное основание.
известный | географический | слоновий |
древний | польский | черепаший |
подробный | корабельный | гомеровский |
3.2.Дополните каждый столбец таблицы двумя своими примерами имён прилагательных.
Задание 4
4.1.1 Турист первые 3 часа шёл по ровной дороге со скоростью акм / ч, затем полчаса поднимался в гору со скоростью bкм / ч, после чего четверть часа ехал на машине со скоростью vкм / ч. Напишите формулу пути S , который преодолеет турист.
ОТВЕТ: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.1.2. Заполните таблицу:
акм / ч | bкм / ч | vкм / ч | Sкм |
2,5 |
4.2. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января. Ответ дайте в градусах Цельсия.
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
Задание 5
5.1. В предложенном для анализа тексте говорится о том, что поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» могут помочь понять, как древние греки представляли нашу планету. Эти произведения относятся к лироэпическому роду литературы, в них присутствуют признаки и прозы, и поэзии. Читая художественные произведения как русской, так и мировой литературы, Вы узнаете много нового и интересного о мире, о взаимоотношениях людей.
Обращаясь к собственному читательскому опыту, заполните пустые ячейки таблицы.
Род | Жанр | Название произведени я | Автор произведени я | Страна, в которой жил автор произведения |
лироэпический | поэма | «Одиссея» | Гомер | Греция |
эпический | «Маленький принц» | |||
А.С. Пушкин | Россия |
5.2. Эпические и лирические художественные произведения отличаются друг от друга и содержанием, и формой. Так, форму поэтическим произведениям чаще всего придают рифма и определенный порядок расположения ударных и безударных слогов в строфе (например, ямб, хорей). Укажите в поле для ответа, каким термином обозначается этот порядок.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________ Задание 6
Ученые Древней Греции внесли огромный вклад в развитие географических знаний о Земле.
6.1. Вспомните, какой античный ученый впервые предложил использовать на географических картах параллели? Укажите номер выбранного ответа.
1.Аристотель | 3 Меркатор |
2.Эратосфен | 4.Бехайм |
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
6.2. На поверхности нашей планеты располагаются материки и океаны. Они состоят из литосферных плит, которые движутся относительно друг друга. Они расходятся в местах, где происходит подъём разогретого вещества верхней мантии, и сближаются, формируя различные формы рельефа поверхности Земли. По рисунку 1 определите, в каких точках литосферные плиты раздвигаются. Запишите ответ цифрами.
Рис.1. Схема расположения литосферных плит в разрезе.
ОТВЕТ: ____________________________________________________________________
6.3. Назовите, какой тип климата представлен на климатограмме.
Рис. 2. Климатограмма
ОТВЕТ:_______________________________________________________________
6.4. Какой цифрой на карте Африки обозначена область распространения представленного в задании 6.3 типа климата?
Рис. 3. Карта Африки
ОТВЕТ:____________________________________________________________________________
Задание 7
С развитием техники и корабельного дела люди стали совершать всё более дальние путешествия, они расширяли географические знания, составляя всё более подробные карты. Особенно преуспели в этом европейцы в эпоху Великих географических открытий. Но нельзя забывать о том, что русские землепроходцы и мореходы продолжили эти открытия.
Ниже дана таблица, в первом столбце которой указаны фамилия и имя путешественника, во втором – открытие (исследования, путешествие), в третьем – год открытия (исследования, путешествия).
Соотнесите фамилию, имя путешественника, открытие (исследование, путешествие) и год открытия. Запишите в поле ответа правильное сочетание цифр и буквы.
Фамилия и имя путешественника | Открытие (исследование, путешествие) | Год открытия (исследования, путешествия) |
1.Семен Дежнев | А. Исследование рек Лены и Алдана | I. 1519 год |
2. Василий Поярков | Б.Открытие пролива между Азией и Америкой | II. 1643 год |
3. Бартоломео Диаш | В. Кругосветное путешествие | III. 1488 год |
4. Фернан Магеллан | Г.Открытие мыса Доброй Надежды | IV. 1648 год |
ОТВЕТ:
Арабская цифра | ||||
Буква | ||||
Римская цифра |
Итоговая комплексная работа
Класс
Вариант 1
КЛЮЧИ
Номер задания | Ответ | Количество баллов | ||||||||||||
Современники не поверили ему, и после смерти Аристарха это открытие не вспоминалось. | 1 балл (любое другое выписанное предложение – 0 баллов) | |||||||||||||
2.1 | современникине поверили, открытие не вспоминалось | 1 балл | ||||||||||||
2.2 | поверили – сов. в., невозвр., непереход., II спр., изъяв. накл., прош. вр., мн.ч. вспоминалось – несов. в., возвр., непереход., I спр., изъяв. накл., прош. вр., ср.р., ед.ч. | За полностью правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка – 1 балл, две ошибки, или правильный ответ отсутствует – 0 баллов. | ||||||||||||
2.3 | Повествование | 1 балл | ||||||||||||
2.4 | Представлена последовательность событий (действий). | 1 балл | ||||||||||||
2.5 | современники, поверили, открытие Большинство приставок в русском языке является неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно или, что в качестве правила в поле для ответа может быть записано, что написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставок раз-/роз-, пре-/при-) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением. | 1 балл за каждое выписанное слово. 1 балл за верно сформулированн ое правило. Итого 4 балла | ||||||||||||
3.1 | 1 столбец – качественные имена прилагательные (кач. прилаг.) 2 столбец – относительные имена прилагательные (относ. прилаг.) 3 столбец – притяжательные имена прилагательные (притяж. прилаг.) | 1 балл за каждое правильное название столбца. Итого 3 балла | ||||||||||||
3.2 | Учащиеся приводят свои примеры | 1 балл за каждое правильно указанное слова. Итого 6 баллов | ||||||||||||
4.1.1 | S 3 a b v Или тождественная запись формулы | 1 балл | ||||||||||||
4.1.2 | S 33,25 км | 1 балл | ||||||||||||
4.2 | 10oC или -100 | 1 балл | ||||||||||||
5.1 | 1 строка таблицы:эпический - сказка (повесть) – «Маленький принц» - А. де Сент-Экзюпери (Экзюпери) – Франция 2 строка таблицы: любое произведение А.С. Пушкина с правильным указанием родожанровой принадлежности | 1 балл за каждую правильно заполненную строку таблицы. Итого 2 балла | ||||||||||||
5.2. | Стихотворный размер | 1 балл | ||||||||||||
6.1 | 1 балл | |||||||||||||
6.2 | 1, 3 | 1 балл | ||||||||||||
6.3 | тропический пустынный | 1 балл | ||||||||||||
6.4 | 1 балл | |||||||||||||
| 1 балл за каждое соответствие. Итого 4 балла |