ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ




Несмотря на широкое использование в налоговой тео­рии и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, чётко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов нало­гового льготирования в отечественной и зарубежной прак­тике.

Налоговые льготы одновременно выступают в двух ос­новных ипостасях: как элемент налогообложения (структу­ры налога) и как важнейший инструмент политики налого­вого регулирования рыночной экономики.

В налоговом законодательстве должны быть четко опре­делены элементы налогообложения, то есть все основные внутренние состав­ляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основа­ниях, во-вторых, к толкованию отдельных положений за­кона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налого­обложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них, нельзя считать окончательным правовой факт установления обяза­тельства для налогоплательщика по уплате налога (сбора).

Налоговые льготы — это формы практической реализа­ции регулирующем функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, из­менением сферы их распространения и системой налого­вых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогово­го регулирования.

В НК РФ (ст. 56) дается определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдель­ным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрен­ные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая воз­можность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем раз­мере.

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщи­ков налоговые вычеты и скидки, что противоречит обще­принятому подходу к понятию налоговых льгот как инстру­мента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регу­лирующую направленность (стимулирующую, инвестицион­ную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсроч­ку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инве­стиционный, они рассматривают их лишь как возможные спо­собы изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, результатом такого ошибочного теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возмож­ностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кре­дитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) пла­тежа, и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответ­ствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу[1].

Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные ук­рупненные группы: налоговые вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы (налоговые скид­ки, отсрочка или рассрочка налогов, налоговые кредиты).

Налоговые вычеты

Гл. 23 НК РФ ввела новые понятия — «вычеты», как суммы в определенных размерах, на которые налого­плательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указан­ное право может быть реализовано в случае, желания налогоплательщиков получить эти вычеты, из налого­вой базы, как это предусмотрено НК РФ.

В ст. 218-221 НК РФ сгруппированы вычеты, на ко­торые налогоплательщики имеют право при определе­нии налоговой базы в порядке установленном п. 2 ст. 210: стандартные, социальные, имущественные и про­фессиональные. Все указанные вычеты принимаются только к доходам, облагаемым налогом поставке 13% (п. 3 ст.210 НК РФ).

Такие вычеты, как социальные, имущественные и некоторые профессиональные могут предоставляться только па основании письменных заявлений налого­плательщиков и их деклараций, подаваемых в налого­вые органы по окончании налогового периода с при­ложением документов, подтверждающих это право и фактически понесенные расходы.

В соответствии со ст. 219 НК РФ к социальным на­логовым вычетам относятся:

1) благотворительная помощь, в виде денежных средств, перечисленных налогоплательщиком органи­зациям науки, культуры, образования, здравоохране­ния и социального обеспечения полностью или час­тично финансируемых из бюджетов. Эти суммы прини­маются к вычету в фактических размерах, но не более 25% суммы дохода.

Из этой нормы следует, что право на этот вычет возникает, в том случае, когда благотворительная по­мощь оказана денежными средствами, а также такой из перечисленных выше организаций, которая из бюд­жета получила в виде финансирования хотя бы незна­чительную сумму. Не будет предоставлен такой вычет если помощь оказана в виде имущества, а не денеж­ными средствами или организации не получившей из бюджета в виде финансирования ассигнований;

2) суммы (но не более 25% дохода), перечислен­ные налогоплательщиком физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреж­дениям на физическое воспитание и содержание спортивных команд;

3) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплачен­ные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на днев­ной форме обучения (но не более 25 тыс. руб. на каждо­го ребенка в общей сумме на обоих родителей).

МНС России по согласованию с Минобразованием РФ издало приказ от 27.09.01г. № БГ-3-04/370, которым утверждена форма справки об оплате налогоплательщи­ком обучения для представления в налоговый орган, ко­торую обязано выдать образовательное учреждение;

4) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплачен­ные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), своих родителей, своих детей (до 18 лет), и за медикаменты, назначенные лечащим вра­чом. Вычет предоставляется по оплате за услуги по ле­чению, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями РФ, по перечню медицинских услуг и лекар­ственных средств утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 19.03.01г. № 201. Следует иметь ввиду, что вычет по дорогостоящим ви­дам лечения производится в размере фактических рас­ходов не зависимо от их суммы.

Минздравом России и МНС России издан совмест­ный приказ от 25.07.01г. № 289/БГ-3-04/2501, которым утверждена форма Справки об оплате медицинских ус­луг для представления в налоговые органы, инструк­ция по ее заполнению, порядок выписки лекарств ле­чащим врачом.

Указанные вычеты будут предоставляться при сда­че налогоплательщиком вместе с декларацией о дохо­дах за 2001 г. заявления, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на вес перечислен­ные цели, а также документы, подтверждающие ста­тус соответствующих медицинских и образовательных учреждений, в налоговый орган в 2002 г.

Этот вычет предоставляется по расходам, понесен­ным лично налогоплательщиком. В то же время в п. 10 ст. 217 НК РФ определено, что освобождаются от на­логообложения суммы уплаченные работодателем из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организации, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей.

Социальные вычеты по расходам на образование и медицинские услуги применяются впервые по доходам, полученным в 2001 г., что позволит налоговую базу уменьшить на значительную сумму.

В соответствии со ст. 220 НК РФ к имущественным налоговым вычетам относятся:

1. Суммы, полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участ­ков, если эти объекты находились.» собственности ме­нее 5 лет, но в размере не более 1 млн. руб. в год.

2. Суммы, полученные от продажи иного имуще­ства, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб.

Вычеты в суммах соответственно 1 млн. руб. и 125 тыс. руб. продавец имущества может заменить факти­чески произведенными и документально подтвержден­ными расходами, связанными с получением доходов от продажи этого имущества.

В случае продажи указанного выше имущества, на­ходящегося в собственности более соответственно 3 и 5 лет, вычет принимается в суммах фактически выру­ченных от его продажи.

Несколько иной порядок предоставления имуще­ственных вычетов при определении налоговой базы от продажи ценных бумаг. Вопрос налогообложения до­ходов от операций с ценными бумагами рассматрива­ется в гл. 23 НК РФ в нескольких статьях.

В соответствии со ст. 208 НК РФ доход от реализа­ции ценных бумаг может быть получен как в России, так и за ее пределами, а в соответствии с п/п. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ может быть получен доход в виде матери­альной выгоды от приобретения ценных бумаг. В дан­ном случае, согласно п. 4 этой же статьи НК РФ эта выгода определяется как превышение рыночной сто­имости ценных бумаг над суммами фактических рас­ходов на их приобретение. Здесь необходимо еще раз напомнить, что доходы, полученные налоговыми ре­зидентами РФ, облагаются нало­гом в России не зависимо от каких источников они получены в России или за ее пределами, а у лиц, не являющихся резидентами РФ — только те доходы, которые получены от источников в РФ.

Имущественные вычеты из налоговой базы в отно­шении доходов полученных от операций с ценными бумагами определенны ст. 214.1 и 220 НК РФ,

Операции с ценными бумагами, доход от которых облагается налогом, являются купля-продажа ценных бумаг обращающихся или не обращающихся на орга­низованном рынке, а также с финансовыми инстру­ментами срочных сделок (фьючерсные и опционные биржевые сделки), с базисным активом из ценных бу­маг и от доверительного управления этими сделками.

При реализации ценных бумаг налогоплательщик может уменьшить общую сумму выручки на общую сумму расходов, произведенных им на приобретение и реализацию этих ценных бумаг. Ему необходимо будет документально подтвердить размеры таких расходов.

В случае, когда налогоплательщик не может доку­ментально подтвердить размеры договоров он вправе воспользоваться вычетами: если ценные бумаги нахо­дились в его собственности менее 3 лет — в сумме 125 тыс. руб., а если не менее 3 лет, то в сумме полученно­го дохода от реализации этих бумаг.

3. Суммы, израсходованные на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, но не более 600 тыс. руб., а также на погашение процентов по ипотеч­ному банковскому кредиту, полученному и израсхо­дованному на указанные цели. Вычет предоставляется столько лет, сколько понадобится для полного исполь­зования, указанных предельных сумм расходов, но лишь один раз в жизни и будет предоставляться с мо­мента регистрации права собственности на жилье, а не с момента начала строительства или его приобре­тения. Не будут эти вычеты предоставлять работодате­ли. Они будут предоставляться только налоговыми орга­нами. Для получения вычетов необходимо будет пред­ставить письменное заявление, декларацию и соответ­ствующие документы, включая свидетельство о праве собственности не позднее 30.04.02 г.

Профессиональные вычеты могут быть указаны в декларации для уменьшения налоговой базы согласно ст. 221 НК РФ следующими категориями налогопла­тельщиков:

1) предприниматели без образования юридическо­го лица и лица, занимающиеся частной практикой, а также лица, выполняющие гражданско-правовые до­говора для физических лиц, в декларациях о доходах, полученных ими от этой деятельности в 2001 г. имеют право уменьшить налоговую базу на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением этих дохо­дов и размеры этих расходов должны быть докумен­тально подтверждены.

При включении в декларацию о доходах предпри­нимателями затрат, связанных с их деятельностью, являющимися профессиональными вычетами, ст. 221 НК РФ допускается нормативное уменьшение нало­говой базы на 20% доходов, если суммы расходов на­логоплательщик не в состоянии подтвердить докумен­тами. Эта норма касается только тех лиц, которые за­регистрированы в этом качестве в порядке, установ­ленном Законом РФ от 07.12.91 г. 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью, и поряд­ке их регистрации»1. Эти же лица имеют право на умень­шение налоговой базы на суммы налогов, уплаченных в связи с их деятельностью (НДС, акцизов и др.), в том числе на сумму, уплаченного налога на имуще­ство, в случае если оно использовалось для осуществ­ления предпринимательской деятельности кроме на­лога на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи. Это преж­де всего касается налога на нежилые строения, поме­щения и сооружения, используемые, например, под магазины, гостиницы, склады и т.п.

В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ приказом Минфи­на России с МНС России от 21.03.01 г. № 24 н/БГ-3-08/ 419 (зарегистрирован Минюстом России 04.05.01г.) утвержден Порядок учета доходов и расходов при ис­числении налога на доходы физических лиц, который является рекомендацией по определению налоговой базы.

Профессиональные вычеты в размерах расходов, подтвержденных документально и 2001г., могут предоставить налоговые агенты:

-физическим лицам, получившим доход от юридических лиц за выполнение гражданско-правовых договоров по суммам документально подтвержденных рас­ходов, связанных с получением этих доходов;

-физические лица, получившие авторские вознаг­раждения за создание, издание, исполнение, исполь­зование произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения и создание промышленных образцов в сумме документально подтвержденных рас­ходов. Если эти расходы не могут быть документально подтверждены, то они должны были предоставить по нормативам, предусмотренным упомянутой статьей Кодекса (от 20 до 40 % доходов) по заявлениям авто­ров, поданным налоговым агентам.

Налогоплательщики не обязаны подавать деклара­цию о доходах, когда с них удержание налога произве­дены у источника выплаты дохода, но в тех случаях, когда у источника выплаты доходов эти вычеты были предоставлены, то они вправе представить декларации о своих доходах и о размерах, вычетов, предусмотрен­ных ст. 221 НКРФ (п. 2 и 3) в налоговые органы.

Общие положения о предоставлении таких выче­тов, предусмотренные п. 3 ст. 218 НК заключаются в том, что эти вычеты предоставляются одним из рабо­тодателей, являющимся источником выплаты дохода, и что важно — по выбору налогоплательщика на осно­вании его письменного заявления и документов, под­тверждающих право на получение таких вычетов.

Статьей 218 НК РФ дан перечень стандартных вы­четов, который определен размерами в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб. в месяц за каждый налоговый период каждому налогоплательщику, и зависимости от принадлежности его к той или иной категории граждан.

1. На стандартный вычет, и размере 3000 руб. в ме­сяц (или 36 тыс. руб. за 12 месяцев) будут иметь право лица: пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т.ч. ликвидаторы последствий катастрофы; а также прохо­дившие службу в зоне отчуждения; эвакуированные или выехавшие добровольно из указанной зоны: отдавшие костный мозг для спасения пострадавших: принимав­шие участие в 1986-87 гг. в ликвидации последствий ка­тастрофы; пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк» (1957-61 гг.) и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1957-58гг.); участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением до 31.01.63г.; участвовавших в ликвидации радиационных авариях на других объектах, а также в сборе ядерных зарядов до 31.12.61 г.; инвалиды BOB, инвалиды из числа военнослужащих, вследствие ущерба здоровью, полу­ченного при защите Родины либо выполнения служеб­ного дол га.

2. На стандартный вычет в сумме 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за 12 месяцев) будут иметь право: герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех сте­пеней, вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ, находившиеся в блокадном Ленин- граде, быв­шие узники концлагерей и гетто; инвалиды детства, а также I и II групп; родители и супруги погибших воен­нослужащих и государственных служащих при выпол­нении своего долга: ряд категорий лиц связанных с ра­диационным воздействием в результатах аварий на Чер­нобыльской АЭС, ПО «Маяк» и реке Теча;

3. На стандартный вычет в сумме 400 руб. в месяц будут иметь право все остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца в котором их годовой доход превысил 20 тыс. рублей.

Вне зависимости от вычетов, перечисленных выше, каждый налогоплательщик имеет право на стандарт­ный вычет в сумме 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет, если он обучается в учебном заведении с дневной формой обучения, до месяца, в котором годовой доход превысит 20 тыс. руб­лей. Вычеты получают только те родители, на обеспе­чении которых находятся эти дети до конца года, в котором они достигли указанного возраста.

Для вдов, вдовцов, одиноких родителей или попе­чителей детей этот вычет составит 600 руб. в месяц на каждого ребенка до месяца следующего за месяцем вступления вдовцов, вдов и одиноких родителей в брак.

Как уже было подчеркнуто вычет на детей одино­ким родителям предоставляется во-первых, если дети находятся на их содержании и если они не вступили в новый брак. Таким образом, если дети находятся у ма­тери, брак с отцом у которой расторгнут она имеет право на вычет в размере 600 руб. в месяц, но и отец, уплачивающий алименты на этих детей имеет право на такой же вычет, так как он участвует в обеспечении детей и, во-вторых, они получают такой вычет до вступ­ления в повторный брак. При вступлении в новый брак каждый из них имеет право на вычет на детей в разме­ре 300 руб. в месяц.

Налоговые освобождения

В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению следующие виды доходов физичес­ких лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действую­щим законодательством;

2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, уста­новленном действующим законодательством;

3) все виды установленных действующим законодатель­ством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представи­тельных органов местного самоуправления компенсацион­ных выплат (в пределах норм, установленных в соответ­ствии с законодательством РФ);

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материн­ское молоко и иную помощь;

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранны­ми организациями по перечню таких организаций, утверж­даемому Правительством РФ;

7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, обра­зования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;

8) суммы единовременной материальной помощи, оказы­ваемой налогоплательщикам в связи со стихийным бед­ствием или другим чрезвычайным обстоятельством, пост­радавшим от террактов и т.д.;

9) суммы полной или частичной компенсации стоимос­ти путевок, за исключением туристических, выплачивае­мой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости пу­тевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находя­щиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организа­ций, за лечение и медицинское обслуживание своих работ­ников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих ли­цензий, а также наличия документов, подтверждающих фак­тические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

11) различные виды стипендий учащимся;

12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируе­мых из федерального бюджета государственных учрежде­ний или организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах норм, установленных в соответствии с действу­ющим законодательством об оплате труда работников;

13) доходы налогоплательщиков, получаемые от прода­жи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находя­щихся на территории Российской Федерации, скота, кроли­ков, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработан­ном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

14) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяй­ства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реа­лизации сельскохозяйственной продукции, а также от про­изводства сельскохозяйственной продукции, ее переработ­ки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года реги­страции указанного хозяйства.

15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод и т.д.;

16) доходы (за исключением оплаты труда наемных ра­ботников), получаемые членами зарегистрированных в ус­тановленном порядке родовых, семейных общин малочис­ленных народов Севера, занимающихся традиционными от­раслями хозяйствования, от реализации продукции, полу­ченной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской коо­перации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, уста­новленном действующим законодательством;

18) доходы в денежной и натуральной формах, получае­мые от физических лиц в порядке наследования или даре­ния, за исключением вознаграждения, выплачиваемого на­следникам (правопреемникам) авторов произведений на­

уки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

19) доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных об­ществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнитель­но полученных ими акций или иных имущественных до­лей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номи­нальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;

20) призы в денежной и (или) натуральной формах, по­лученные спортсменами за призовые места на важных международных спортивных соревнованиях;

21) суммы, выплачиваемые организациями и (или) фи­зическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соот­ветствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

22) суммы оплаты за инвалидов организациями или ин­дивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводни­ков для инвалидов;

23) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в госу­дарственную собственность кладов;

24) доходы, получаемые индивидуальными предприни­мателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;

25) суммы процентов по государственным казначей­ским обязательствам, облигациям и другим государствен­ным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации, а также по обли­гациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, яв­ляющимися членами семей, доходы которых на одного чле­на не превышают прожиточного минимума, от благотвори­тельных фондов, зарегистрированных в установленном по­рядке, и религиозных организаций;

27) доходы в виде процентов, получаемые налогопла­тельщиками по вкладам в банках, находящихся на терри­тории РФ;

28) доходы, не превышающие 2 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

— стоимость подарков, полученных налогоплательщика­ми от организаций или индивидуальных предприни­мателей, и не подлежащих обложению налогом на на­следование или дарение в соответствии с действую­щим законодательством;

— стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решени­ями Правительства Российской Федерации, законода­тельных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного само­управления;

— суммы материальной помощи, оказываемой работода­телями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пен­сию по инвалидности или по возрасту;

— возмещение (оплата) работодателями своим работни­кам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инва­лидам стоимости приобретенных ими (для них) меди­каментов, назначенных им лечащим врачом. Осво­бождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих факти­ческие расходы на приобретение этих медикаментов;

— стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

29) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, про­ходящих военную службу по призыву, а также лиц, при­званных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избира­тельными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов на замещение различных выборных должностей и избирательных фондов партий за выполне­ние этими лицами работ, непосредственно связанных с про­ведением избирательных кампаний;

31) выплаты, производимые профсоюзными комитета­ми (в том числе материальная помощь) членам профсою­зов за счет членских взносов, за исключением вознаграж­дений и иных выплат за выполнение трудовых обязанно­стей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных ме­роприятий;

32) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.

Кроме того, следует отметить, что налоговые льготы, пре­доставленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу части второй НКРФ, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы пре­кращают свое действие решением законодательных (пред­ставительных) органов Российской Федерации.

 

Иные налоговые льготы

К иным налоговым льготам можно отнести:

§ Налоговые кредиты,

§ Налоговые скидки,

§ Отсрочка (рассрочка) налогов.

Налоговый кредит это наиболее сложный элемент в системе налоговых льгот. По этому вопро­су также нет достаточной определенности ни в действую­щем законодательстве, ни в отечественной финансовой на­уке. Как уже отмечалось ранее, в НК РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне опреде­ляется как изменение срока исполнения налогового обяза­тельства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего поня­тия налогового кредита. То есть в НК РФ заужена сфера дей­ствия и налоговых льгот в целом, и налогового кредита, как элемента их системы.

В широком, системном понимании, налоговые кредиты — это группа условных (требующих дополнительных основа­ний), предполагающих непосредственное сокращение на­логового обязательства (налогового оклада) с целью оказа­ния нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и со­циальном развитии предприятий и территорий, а также ис­ключения двойного налогообложения. Популярность нало­говых кредитов во всем мире связана с их преимуществами по сравнению с другими льготами. Во-первых, налоговые кредиты предполагают прямое сокращение налоговых обя­зательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения окладной суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) пла­тежа. При правильном применении данных льгот это долж­но быть выгодно и пользователю, и государству. Причина тому — их преимущественно целевая направленность на по­слабление налогового бремени (исключение двойного нало­гообложения) и на развитие производственной и социаль­но-экономической базы пользователей и территорий, что должно способствовать росту производства, доходов и при­были, а значит, и увеличению массы налоговых поступле­нии в будущем. Во-вторых, налоговые кредиты в большей степени учитывают имущественное положение налогопла­тельщика, чем другие виды льгот, при условии, что они будут предоставляться действительно нуждающимся в по­мощи субъектам налоговых отношений.

Налоговые скидки представляют собой груп­пу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них.

По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина «это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспан­сии и некоторых видов доходов»3.

Отсрочка или рассрочка платежа по одному или несколь­ким налогам предоставляются на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой задол­женности налогоплательщиком. Порядок и условия их пре­доставления регламентируются ст. 64 НК РФ, в которой четко определены основания предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей курсовой работы, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть основные положения рассматриваемого мной вида налога.

Взимаемый в настоящее время подоходный налог получает в главе 23 НК РФ новое название - налог на доходы физических лиц. Также, по моему мнению, немаловажно данный налог получил статус федерального налога1. НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает осо­бенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бре­мя налогоплательщиков за счет увеличения коли­чества и размеров налоговых льгот, а также введе­ния единой налоговой ставки в размере 13 процен­тов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышен­ные ставки налога на доходы физических лиц, свя­занные с приростом их капитала; например, с диви­дендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам — максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получае­мых лицами, не являющимися налоговыми резиден­тами, определена средняя налоговая ставка в разме­ре 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имуще­ственные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает не­которую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень до­хода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохо­да населения основным источником налогооб­ложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оце­нить по причине того, что не создано четкой пра­вовой базы. Кроме того, требуется определен­ное время для того, чтобы удержания с этих ви­дов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получае­мый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. По­этому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налога­ми — земельным, налогом на имущество, нало­гами на наследство и дарение, налогом с денеж­ного капитала, домовым, промысловым и т. д.

Также, хотелось бы привести несколько статистических данных. Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюд­жета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет со­ставлял в 1999 году 13,2 °/в, в 2000 году —12,1 % и за 2001 год—13,1 %. Таким образом, он стабильно за­нимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюд­жетов.

Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные годы темп роста соста­вил 161,4,148,8 и 149,2 %, а в абсолютных суммах — 116,5 млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб1.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература

1. Конституция РФ. – М.: Акалис, 1996. – 48с.

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 480с.

3. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2002.

4. ЗАКОН «Об основах налоговой системы в РФ» "Российская газета", N 56, 10.03.1992.

5. Приказ МНС РФ от 5.03.2001 № БГ-3-08/73 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 НК РФ». // Экономика и жизнь. 2001. №11.

 

Научная литература

1. Братчикова Н.В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2001г. М.: 2001.- 95с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ ч.2 (постатейный). 2-ое издание. Составитель и автор комментариев – Борисов А.Б. – М., «Книжный мир» 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: