Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено На заседании МО Протокол № ______ _____________2017 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УР МАОУ Казанская СОШ ________ Барнёва Н.Н. ______________2016 г. | Утверждено приказом № __ от_____2016 г. |
Рабочая программа
Учебного предмета «Русский язык»
Для 7А, 7Б классов основного общего образования
Первухиной Елизаветы Васильевны,
Учителя русского языка и литературы
С. Казанское, 2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 года № 10887 (редакция от 29.12.2014 года) " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Основной образовательной программой МАОУ Казанская СОШ;
- Примерной образовательной программой по русскому языку.
Содержание образования по предмету «Русский язык»
О языке
Язык как развивающееся явление.
Виды деятельности учащихся: создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
|
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Виды деятельности учащихся: изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание письменных текстов разных стилей и жанров (тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления), создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Виды деятельности учащихся: оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, применение знаний и умений по орфографии, синтаксису и пунктуации в практике правописания
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
|
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
|
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
ПОВТОРЕНИЕ
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
· Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста воспринимаемого на слух;
· Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
· Составлять план текста, полный сжатый пересказ (устный и письменный);
· Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение:
· Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
· Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
· Проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.)
· Составлять тезисный план исходного текста;
· Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
· С помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение
· Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
· Создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
· Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
· Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и инонациональные);
· Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
Письмо:
· Сохранять при письменном изложении типологическому структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
· Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
· Писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
· Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
· Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражение, фразеологизмы в связанном тексте;
· Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
· Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
· Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
· Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
· Определять стиль речи, прямой и обратной порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Фонетика орфоэпия
· Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
· Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
· Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
· по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
· объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов частей речи;
· определять способы образования слов разных частей речи;
· анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
· составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
· с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
Лексика и фразеология:
· соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
· толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
· пользоваться различными видами лексических словарей;
· находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
· использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
· проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
· различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
· правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
· использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
· владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
· учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
· аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
· составлять схемы именных, глагольных словосочетаний и конструировать словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
· определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
· различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
· Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
· Соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
· Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
· Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила