Тема №6. Основы инфектологии и эпидемиологии




ЦМК ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

для студентов очно-заочного отделения, обучающихся по специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

 

 

Екатеринбург

 

 

Пособие составлено преподавателем Юнусовой Л. Ф. на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессилнального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и примерной программы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования(ФГУ ФИРО (Заключение Экспертного совета № 4 от «22»июня 2012 г., Регистрационный номер лицензии № 269 от 22 июня 2012 г.).

 

 

Учебно-методическое пособиерассмотрено на заседании цикловой комиссии __________________________________

 

Председатель комиссии Спирина Н.Д.________________

 

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

Предлагаемое вашему вниманию пособие предназначено для внеаудиторной подготовки и составлено, исходя из того, что студент самостоятельно изучает теоретический материал, предусмотренный тематическим планом, выполняет задания, предложенные к каждой теме, а на теоретических и практических занятиях закрепляет полученные знания и формирует умения в соответствии с образовательным стандартом.

Содержательная и методическая сторона заданий предполагает, что самостоятельная работа должна протекать по ряду параллельных направлений, отличных друг от друга по своим образовательным и формирующим целям: работа с учебной и научной литературой, подготовка к практическому занятию, решение тестовых заданий, подготовка к итоговому контролю знаний (экзамену) по дисциплине.

Самостоятельное изучение материала должно сопровождаться составлением конспектов, которые могут быть использованы во время текущего контроля знаний. Форма конспекта может быть произвольной, но целесообразно строить его в виде плана-конспекта: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать вопросам, изложенным в каждой теме (раздел «Вопросы для самоподготовки»). Вторым этапом работы является выполнение заданий, изложенных в разделе «Вопросы и задания для самоконтроля», позволяющих определить степень усвоения учебного материала.

Рабочая программа дисциплины предусматривают написание рефератов. Реферат представляет собой творческую самостоятельную работу студентов по предложенной теме, углубляющую теоретические знания. Темы рефератов выдаются преподавателем в начале семестра. Студенту предоставляется право выбора темы реферата, или он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Примерный перечень тем рефератов приведен в Приложении настоящего пособия.

В случае возникновения затруднений при написании реферата студент может прийти на консультацию к преподавателю.

Введение

Современную микробиологию можно определить как науку, изучающую строение, биологию, экологию микробов. Она делится на ряд разделов и дисциплин, прежде всего на общую и частную. Общая микробиология изучает строение, физиологию, биохимию, генетику, экологию и эволюцию микроорганизмов. Частная микробиология по объектам изучения делится на медицинскую, ве­теринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую.

Иммунология изучает механизмы и способы защиты организма от ге­нетически чужеродных для организма веществ, в том числе и микробного происхождения, с целью поддержания гомеостаза, структурной и функцио­нальной целостности организма.

Медицинская микробиология и иммунология изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания человека. В разделе «Частная микробиология» изучаются вопросы этиологии, патоге­неза, принципов диагностики, профилактики и лечения инфекционных забо­леваний. В разделе «Основы инфектологии» сделан акцент на практическое значение понимания сути инфекционного и эпидемического процессов для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий. В разделе «Иммунология» рассматриваются вопросы неспецифической и специфической защиты организма, способы получения иммунобиологических препаратов, применения серологических реакций для диагностики инфекционных заболеваний.

Знание микробиологии и иммунологии необходимо каж­дому медицинскому работнику, так как микробы играют существенную роль в жизни человека, вызывают много­численные инфекционные болезни, а специфическая диагностика, профилактика и лечение инфекций, а также организация ухода за больными имеют свои особенности и требуют специальных знаний.

 

Студент должен знать:

 

- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

- основные методы асептики и антисептики;

- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

Студент должен уметь:

- проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;

- проводить простейшие микробиологические исследования;

- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

- осуществлять профилактику распространения инфекции.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 76 часов.

Тематический план

 

Наименование темы Макс. количество часов СРС Всего часов Теория Прак- тика
1. Общая микробиология          
2. Бактериология          
3. Вирусология          
4. Микология          
5. Паразитология          
6. Основы инфектологии и эпидемиологии          
7. Основы иммунологии          
8. Клиническая микробиология          
    Итого          

 

 

Вопросы для самоподготовки

Тема №l. Общая микробиология

Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине.

Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности.

Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов.

Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов. Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека.

Тема №2. Бактериология

Принципы классификации бактерий. Ультраструктурная организация бактерий и других микроорганизмов (микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов). Основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. Формы бактериальной клетки: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся.

Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму. Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований.

Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их спецефичности.

Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации. Методы выделение чистой культуры бактерий.

Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов.

Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам.

Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций

Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).

Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.

 

Тема №3. Вирусология

Основы медицинской вирусологии. Характеристика вирусов как особой формы жизни относительно других организмов. Таксономия и классификация вирусов. Морфология и структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы существования вирусов в природе.

Строение бактериофагов. Вирулентные и умеренные фаги. Практическое применение фагов в медицине Методы вирусологической диагностики.

Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. Особенности противовирусного иммунитета.

Тема №4. Микология

Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы.

Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста.Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.

Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.

Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы.

Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета.

Тема №5. Паразитология

Общие вопросы медицинской паразитологии. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Методы диагностики, лечения и профилактики паразитарных заболеваний.

Общая характеристика подцарства простейшие. Классификация простейших: саркодовые (дизентирийная амёба), жгутиковые (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровики (малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузории (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизненных циклов. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.

Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.

Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.

Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.

Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.

Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях. Методы лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.

Медицинская гельминтология. Классификация гельминтов.

Особенности морфологии и жизненных циклов гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, способы заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Основные клинические симптомы гельминтозов. Методы лабораторной диагностики гельминтов в биологическом материале (кал, моча). Профилактика гельминтозов.

Тема №6. Основы инфектологии и эпидемиологии

Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса.

Характеристика микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний: патогенность и вирулентность, инфицирующая и летальная доза, адгезивность, тропность, инвазивность, агрессивность, токсичность и токсигенность. Характерные признаки инфекционных заболеваний: специфичность, контагиозность, цикличность, наличие иммунизационного процесса.

Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции. Понятие об очаге инфекционного заболевания. Комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи. Участие медицинской сестры в профилактических и противоэпидемических мероприятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: