Понятие об иммунитете, его виды. Иммунологические исследования, их значение.
Строение иммунной системы: центральные и периферические органы. Основные клетки иммунной системы. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Основные формы иммунного реагирования. Иммунологическая толерантность. Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.
Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. Медицинские иммунобиологические препараты: их состав, свойства, назначение.
Врожденные и приобретенные иммунодефициты. ВИЧ – инфекция: характеристика возбудителя, клинические проявления, способы диагностики.
Иммунопрофилактика и иммунотерапии. Вакцины: назначение, особенности создаваемого иммунитета.
Реакция организма на введение вакцин – «вакцинная инфекция».
Анатоксины. Реакция организма на введение анатоксинов.
Серотерапия и серопрофилактика, особенности создаваемого иммунитета.
Осложнения при серотерапии.
Способы получения иммунобиологических препаратов. Понятие о «холодовой цепи». Способы введения вакцин и сывороток.
Характеристика иммунологических реакций и области их практического применения. Понятие об иммуноиндикации, серо-, аллергодиагностике и оценке иммунологического статуса Характеристика иммунологических реакций и области их практического применения.
Тема №8. Клиническая микробиология
Понятие «нормальная микрофлора человека». Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека. Нарушение состава микрофлоры человека. Дисбактериоз, причины, симптомы, принципы восстановления
|
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории». Техника сбора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) и ее классификация. Основные причины возникновения ВБИ. Профилактика ВБИ. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.
Стерилизация. Дезинфекция. Сбор, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.
Вопросы и задания для самоконтроля
Выполните задание в тетради для практических занятий.
ЗАНЯТИЕ №l. Общая микробиология
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. Что изучает наука микробиология и каково ее значение в системе медицинских дисциплин?
2. Укажите специализированные направления науки «Микробиология».
3. Перечислите разделы медицинской микробиологии.
4. Назовите 5 основных этапов истории развития микробиологии и отметьте основные достижения
5. Охарактеризуйте вклад Луи Пастера в развитие микробиологии, как науки.
6. Назовите отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие медицинской микробиологии.
7. Основные систематические группы царства прокариот (по четырехтомному Определителю Берги, 2003 г.)?
8. Основной таксономической единицей в микробиологии является?
|
9. Каково значение абиотических и биотических факторов в жизнедеятельности микроорганизмов?
10. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов?
Задание 2. Установите соответствие. Укажите вклад ученого в микробиологическую науку:
Ученые: 1) А. Левенгук; 2) И. Мечников; 3) Д. Ивановский; 4) Р. Кох; 5) Л. Пастер;
Вклад: а) открыл явление фагоцитоза; б) увидел микроорганизмы под микроскопом; в) открыл вирусы; г) выделил возбудителей туберкулеза, холеры; д) изготовил вакцину против бешенства.
ЗАНЯТИЕ №2. Бактериология
Задание 1. Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке.
1 2 3 4 5
1 – 4 –
2 – 5 –
3 –
Задание 2. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структурбактериальной клетки, обозначенных цифрами.
1 – 4 –
2 – 5 –
3 – 6 –
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Простые и сложные методы окраски, цели их использования?
2. Для чего изучают культуральные свойства бактерий?
3. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам?
4. Назовите особенности процессов жизнедеятельности бактерий разных родов: питания, дыхания, роста и размножения.
5. Перечислите основные критерии вида бактерий.
6. Установите соответствие:
Группа бактериальных инфекций:
1) кишечных инфекций
2 ) респираторных инфекций
3) кровяных инфекций
4) инфекций наружных покровов
Возбудители:
А.сибирской язвы, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи;
Б. брюшного тифа, паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма;
|
В. дифтерии, скарлатины, коклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза;
Г. чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов.
ЗАНЯТИЕ №3. Вирусология
1
1. Выполните тестовое задание:
Выбрать все правильные ответы.
1. В основе классификации вирусов лежат следующие признаки: 1. Тип нуклеиновой кислоты 2. Структура 3. Размер вириона 4. Наличие внешней оболочки 2.Вирусы культивируют: а) в организме восприимчивых животных б) в культуре клеток в) на элективных питательных средах г) в развивающемся курином эмбрионе д) в анаэросте 3.Суперкапсид входит в состав: 1. Простых вирусов 2. Сложных вирусов 3. Цитоплазматической мембраны 4. Клеточной стенки 4. Строение бактериофага характеризуют следующие структуры, кроме: 1. Головка 2. Хвост 3. Нити 4. Базальная пластинка 5. Ядро 5. В состав вирионов сложных вирусов входят следующие структурные компоненты: а) рибосомы б) капсид в) ядро г) один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) д) жгутики е) суперкапсид 6. К вирусным инфекциям относятся: а) дифтерия б) клещевой энцефалит в) эпидемический сыпной тиф г) коклюш д) корь е) скарлатина 7. Антропонозными вирусными инфекциями являются: а) клещевой энцефалит б) корь в) бешенство г) краснуха д) полиомиелит |