НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [1]
Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
-преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение
высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
-восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
-создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
-разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
-формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
-систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
-непрерывность образования в течение всей жизни человека;
-многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
-преемственность уровней и ступеней образования;
-развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
-академическую мобильность обучающихся;
-развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
-подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
-экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Государство в сфере образования обязано обеспечить:
-реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
-сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
-формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
-условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
-ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;
-воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
-создание социально–экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
-нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально–технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;
-стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
-привлечение работодателей и других заказчиков–специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
-эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;
-доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно–дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
-предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
-доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;
-высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
-правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
-законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;
- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
-сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
-качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения
-дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
-государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
-реализацию условий для получения качественного образования детьми–сиротами, детьми–инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
-развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
-интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
- активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
-доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
-интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.