На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования явился детский сад № 35 «Соловушка», г. Набережные Челны. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей из двух групп - контрольной и экспериментальной.
Было выделено четыре методики для выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
1. -Беседа.
Цель: выявить уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: Иллюстрации с простым, доступным сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.
Задачи: Сформировать у детей понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
2. -Наблюдение.
Цель: выявить умения и отношения детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.
Материал: Иллюстрации с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду взрослых.
3. -Анкетирование.
Цель: выявить отношение детей старшего дошкольного возраста к поручениям в семье.
Материал: анкетирование родителей и детей.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к выполнению поручений в семье.
|
4. -Игра.
Цель: выявить сформированность положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивной игры.
Материал: предварительная беседа о профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для строительно-конструктивной игры.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду посредством строительно-конструктивной игры.
Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.[10, с 256]
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень.
3 балла - высокий уровень
Результаты оценивания детей по методикам представлены в таблицах.
Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты
Рис 2.1. В сравнении с контрольной группой результаты положительные.
На основании данных методических приемов было проведено диагностирование детей и выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень сформированности положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством исполнительных операций.
|
Средний уровень сформированности положительного отношения к труду образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.
Высокий уровень сформированности положительного отношения к труду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.
Так же на основании данных методик был проведён сравнительный анализ групп направленный на выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов оценивается по трех бальной шкале:[11, с 192]
|
1 балл - низкий уровень сформированности положительного отношения к труду.
2 балл - средний уровень сформированности положительного отношения к труду.
3 балла - высокий уровень сформированности положительного отношения к труду.
Рис 2.2 Уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Контрольная группа
Рис. 2.3 Уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа.
Как показывают результаты обследования, уровень сформированности положительного отношения к труду у экспериментальной группы выше, чем у контрольной.
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. Далее проводилась работа только с детьми экспериментальной группы.