Принципы проектирования и организации экспозиции




ЦЕЛИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект № 2-1 по дисциплине «Основы архитектурно-конструктивного проектирования» включает в себя последовательную разработку течение семестра двух видов общественных зданий различного функционального назначения, имеющих в своем составе зальные помещения. Проект выполняется на подрамнике 550х750 мм в архитектурной графике.

Первым разрабатывается проект небольшого общественного здания (кафе, выставочного павильон). Такие здания являются весьма распространенными объектами в жилой и общественно-деловой городской и загородной застройке, зоне парков, на транспортных магистралях. Композиционным акцентом таких зданий является зал с минимальной группой обслуживающих помещений.

Возможные темы: выставочный павильон, маленькое кафе (кафе-мороженое).

Цель задания: освоение принципов формирования функционально-планировочной структуры сооружения с доминирующим пространством зала.

Сроки выполнения – 8 недель

Вторая разработка представляет собой эскизный проект здания детского творческого центра. Сроки выполнения – 7 недель

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА № 2-1

Задачи проекта:

· изучить задание и предполагаемую (или проектируемую) ситуацию, в которой размещается разрабатываемое здание;

· решить планировку здания с учетом конкретных функциональных требований;

· выбрать конструктивное решение, наиболее соответствующее объемно-пространственной композиции здания, его художественному облику.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА №2-1

Принципы проектирования и организации экспозиции

В условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса всякого рода выставки, от местных и отраслевых до международных и всемирных, стали не только отражением этого прогресса, но и его важным фактором. Они не просто информируют о достижениях в определенных сферах человеческой деятельности, но и содействуют прогрессу этой деятельности, являются эффективным средством обмена научной, экономической, технической и политической информацией. Характерной чертой, определяющей успех развития выставок, является их ориентация в будущее. Обобщая передовой опыт, популяризируя достижения науки и техники, сопоставляя эти достижения, они дают толчок принципиально новым направлениям в развитии. Отдельные успехи, изобретения, представленные на выставке, как бы «скрещиваются» и дают начало новому качественному явлению в любой области деятельности человека.

Современные выставки, независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить:

· по целям проведения – на торговые, которые организуются в основном с коммерческой целью, и просветительно-познавательные (художественные, научно-технические, прикладного искусства и т.п.), которые, как правило, непосредственных коммерческих целей не преследуют;

· по периодичности проведения – на регулярно проводимые с определенной периодичностью (ежегодно, через год, два и т.п.), нерегулярные, организуемые в связи с какой-либо юбилейной датой, отдельными конгрессами, съездами или по случаю других событий, и постоянно действующие, например ВДНХ.

· по содержанию представленных экспонатов – на универсальные (общеотраслевые), когда на них можно демонстрировать продукцию и достижения всех отраслей экономики, науки, техники и культуры, и специализированные (отраслевые), где демонстрируются продукция и достижения одной или нескольких смежных отраслей промышленности, сельского хозяйства, искусства и т.п. (сюда же относятся мемориальные выставки, посвященные выдающимся лицам и историческим событиям);

· по составу участников – на всемирные, международные, национальные, региональные и локальные (местные).

Образ павильона исходит из содержания и строится, как правило, на органической слитности архитектурного и конструктивного замыслов.

Нередко выставочные павильоны сами становятся экспонатами выставки, демонстрируя новые архитектурно-планировочные приемы и конструкции. Важным требованием к проектированию выставочного павильона наряду с выбором пространственного решения и использованием новых конструктивных возможностей является раскрытие смыслового содержания экспозиции и поиск оригинального художественного образа.

В структуре выставочного павильона содержатся следующие основные группы помещений: помещения, обслуживающие посетителей, экспозиционная зона, административные и служебные помещения. Хранилища в выставочных павильонах небольшой емкости и не играют той роли, которая принадлежит фондам в музеях. Для приема экспонатов делается специальный служебный вход, связанный с выставочными залами. Выставочное пространство может быть единым, со свободным размещением экспозиционных площадок или дифференцированным, т.е. разделенным на залы различного назначения. Объемно-планировочные решения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка). Планировка должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей. График движения определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения.

Выставки отличаются конкретными целями, содержанием и составом экспонатов. Задача архитектора – активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны с дикторским текстом и звуковым сопровождением, кинофильмы, для демонстрации которых на экспозиционной площади выделяются импровизированные залы. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа.

Объемные экспонаты – натурные, статические или действующие модели – для лучшего обозрения размещают на разных уровнях. Плоскостные экспонаты – графика, фото, тексты – занимают зону активного восприятия – относительно неширокий экспозиционный пояс. Для облегчения восприятия экспонатов варьируют приемы их показа по цвету, фону, размеру, фактуре. Вместе с тем, важно сохранить единство, позволяющее создать у посетителей целостное образное впечатление от экспозиции. Это достигается применением структурных потолков, изменением тональности освещения. Это же средство – изменение цветности – применяется для разграничения разделов экспозиции.

Освещение выставочных экспозиций зависит от характера экспонатов. Для универсального выставочного помещения предпочтительнее интегральные системы – совмещение искусственного и естественного света. Световая организация интерьера способствует организации и направленности потоков посетителей. Освещение интерьеров, кроме общего освещения, включает специальное освещение экспонатов в виде светящихся стендов и направленного искусственного освещения. Во внешней световой архитектуре павильонов прослеживаются приемы продолжения дневной композиции или решения, контрастные дневному. Для усиления эмоционального воздействия применяют системы программирования светоцветовой среды.

В выставочных зданиях находят яркое выражение направления развития строительной техники. Поступательное движение инженерной мысли прослеживается с первой Всемирной выставки 1851г. Хрустальный дворец, выстроенный в Лондоне из металла и стекла, знаменовал скачок в истории мировой архитектуры. Из сборных стандартных деталей в кратчайшие сроки было создано грандиозное сооружение площадью более 70 тыс. м2 и длиной более 550 м. В 60-х годах ХIX в. в Париже были перекрыты галереи пролетом 40 м, а в конце века на выставке машин был выполнен в металле пролет 104 м. В те же годы в России на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде были сооружены восемь павильонов, соединенных галереями в кольцо диаметром 230м с внутренним двором. Покрытие павильонов осуществлялось по системе инженера Шухова натяжными сетками, по которым было уложено листовое железо. Такая конструкция предвосхитила современные вантовые и мембранные покрытия.

Для современных выставочных павильонов характерно применение наиболее передовых конструктивных приемов и эффективных облегченных строительных материалов. Используются складки и своды, перекрестные трубчатые стальные структуры, натяжные тросовые и вантовые системы, дерево-клеевые и пневматические конструкции, бионические структуры.

Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях. На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияний внешней среды.

Одной из задач инженерного характера является удовлетворение требований модулирования внутреннего пространства. Трансформации должны позволить придать пространству наиболее удобные габариты для каждой новой экспозиции. Создание мобильного пространства, способного к трансформациям, осуществляется путем организации перекрытий на разных уровнях, перемещения перегородок и встроенных объемов.

Вопросы технического оснащения павильонов, в частности кондиционирование воздуха и других средств, обеспечивающих комфортную среду для посетителей, решаются на начальной стадии проектирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: