Автономии в унитарных государствах.




В дословном переводе с латинского unitas означает «единый». Унитарное государство является единым и состоит из административно-территориальных единиц, а не из государственных образований (ср. с федеративным государством). Унитарный характер того или иного государства, как правило, закреплён в конституции в виде формулировки «единое неделимое государство» (конституции Франции, Таиланда) либо посредством использования в тексте конституции самого термина «унитарный» (конституции Румынии, Бангладеш).

Некоторые исследователи выделяют следующие формы унитарных государств: а) сложное унитарное государство, включающее административно-территориальные единицы и автономные единицы (Китай, Греция); б) простое унитарное государство, состоящее только из административно-территориальных единиц (Египет, Польша). Автономия здесь – это право на внутреннее самоуправление, на самостоятельность в решении местных вопросов, которое предоставляется какой-либо части государства или всем его частям.

Автономиями также называются особые политико-территориальные единицы, созданные с учётом национального состава, языка, культуры, традиций, экономического уклада местного населения. Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство во внутренние дела автономии, если её органы управления не выполняют конституцию государства.

В таком унитарном государстве как Франция политическая автономия предоставлена острову Корсика. Местный парламент, – Собрание, имеет право издания законов, но его компетенция ограничена. Совет Корсики избирает председателя, который осуществляет исполнительную власть. При Парламенте действуют ещё три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. В 1998 году в Новой Каледонии, бывшей колонии Франции был проведён референдум и одобрен её договор с Францией. На основании этого договора Новая Каледония имеет статус ассоциированного штата с Францией.

Конституция Франции, Раздел XII. Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории[1]. Эти коллективы свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Заморские территории Республики имеют свою особую организацию с учётом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики. Статуты заморских территорий, введённые посредством издания органических законов, определяют компетенцию собственных институтов этих территорий. Иные условия особой организации заморских территорий устанавливаются и изменяются законом после консультации с заинтересованной территориальной ассамблеей.

Другой пример унитарного государства, имеющего в своём составе автономию, – это Украина. В состав Украины входят 24 области и Автономная Республика Крым. Крым имеет свою Конституцию, которая принята Верховной Радой Крыма, а затем утверждена Верховной Радой Украины (1998 г.). Органы государственной власти Крыма имеют ограниченную компетенцию. Верховная Рада – представительный орган Крыма, принимающий решения и постановления, обязательные для исполнения в Крыму. Она не имеет права издавать законы и может быть распущена Верховной Радой Украины по заключению Конституционного Суда о том, что она нарушает Конституцию и законы Украины. Председатель Совета министров Крыма назначается и отзывается Верховной Радой Крыма по согласованию с Президентом Украины.

Одна автономная область входит и в состав Греции, это Афонский полуостров. Согласно Конституции Греции Афонский полуостров, образующий район Святой горы, составляет самоуправляющуюся часть Греческого государства, сохраняющего в неприкосновенности свой суверенитет над этой территорией. В соответствии со своим статусом Святая Гора управляется своими двадцатью святыми монастырями, между которыми поделён весь Афонский полуостров. Управление осуществляется представителями монастырей. Детальный режим Святой горы и условия её функционирования определяются конституционной хартией, составленной и принятой двадцатью монастырями в сотрудничестве с представителем государства и утверждённой Вселенским патриархатом и Палатой депутатов Греции. Государство обладает исключительным правом поддержания порядка и общественной безопасности на полуострове, эти полномочия осуществляются губернатором, права и обязанности которого устанавливаются законом.

В Китае применяется прежде всего административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства (т.е. право на самоуправление при соблюдении законов и политики центра). Национальные меньшинства Китая, – это тибетцы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры – составляют примерно 7% населения или 100 млн. человек, а районы их проживания охватывают около половины территории страны. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать три вида автономных образований: а) автономные районы – наиболее крупная единица; б) автономные округа; в) автономные уезды. В Китае существует пять автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Органы автономных образований выполняют обычные функции органов управления, решения об их создании принимают высшие органы государственной власти. Автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые также утверждаются вышестоящими органами. Органы самоуправления автономий ведают вопросами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности.

 


[1] Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: