В соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВПО) основной акцент в обучении перемещается с преподавания (аудиторная работа) к самостоятельной деятельности студента при педагогической поддержке преподавателя (самостоятельная работа студента).
В связи с реализацией компетентностного подхода в ВПО основная задача самостоятельной работы студента (СРС) - это формирование у студента комплекса компетенций, связанных с самообразованием, целеполаганием, планированием, волей к преодолению затруднений, рефлексии промежуточных и основных этапом обучения.
Одной из первых является компетенция, связаннаясо способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры. При этом следует учитывать следующие уровни ее формирования.
Пороговый (соответствует оценке «удовлетворительно») | Повышенный (соответствует оценке «хорошо») | Высокий (соответствует оценке «отлично») |
Знать: - основные источники российского и международного права; - стандарты профессиональной деятельности; - важнейшие идеи и ценности мировой правовой культуры | Знать: - основные принципы и нормы российского права | Знать: - основы коллизионного права; - общепризнанные права и свободы человека и гражданина |
Уметь: - логически анализировать и систематически толковать источники права; - правильно квалифицировать юридические факты | Уметь: - применять законодательство и иные нормы права к конкретным ситуациям | Уметь: - осознавать юридические проблемы, связанные с коллизиями и пробелами в праве; - находить такие правовые решения и их предпосылки, которые соответствовали бы принципам разумного мышления и правовой культуры |
Владеть: - средствами и приемами поиска юридической информации; - развитым правосознанием, необходимым для решения профессиональных задач | Владеть: - развитым правовым мышлением, необходимым для юридического анализа конкретных ситуаций | Владеть: - методами разрешения коллизий и пробелов в праве |
Следующая компетенция связана со способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. При этом следует учитывать следующие уровни ее формирования.
Пороговый (соответствует оценке «удовлетворительно») | Повышенный (соответствует оценке «хорошо») | Высокий (соответствует оценке «отлично») |
Знать: - основные источники российского и международного права; - понятие и признаки юридических фактов; | Знать: - основные классификации юридических фактов | Знать: - субъекты, уполномоченные давать официальные заключения о наличии или отсутствии определенных юридических фактов |
Уметь: - анализировать различные ситуации с точки зрения выявления в них юридических фактов | Уметь: - предвидеть определенные юридические последствия, связанные с наступлением или обнаружением юридических фактов | Уметь: - выявлять коллизии на уровне правовой оценки и осмысления юридических фактов |
Владеть: - навыками правовой оценки конкретных фактов | Владеть: - методами анализа сложных юридических фактов | Владеть: - сравнительным методом при анализе юридических фактов |
И наконец, компетенция, связанная соспособностью толковать нормативные правовые акты. При этом следует учитывать следующие уровни ее формирования.
Пороговый (соответствует оценке «удовлетворительно») | Повышенный (соответствует оценке «хорошо») | Высокий (соответствует оценке «отлично») |
Знать: - источники российского и международного права; - основные методы толкования источников права; - основные формы толкования источников права | Знать: - субъекты, уполномоченные давать официальные толкования законов ил конституций (уставов) | Знать: - логические формы и структуры, применяемые при толковании источников права |
Уметь: - профессионально толковать юридические акты | Уметь: - находить ошибки при толковании различных источников права | Уметь: - выявлять коллизии, в том числе, логические на уровне толкования юридических актов |
Владеть: - навыками профессионального толкования юридических актов | Владеть: - навыками поиска актов официального толкования законов и конституций (уставов) | Владеть: - логическим методом при толковании юридических актов |
Цель организации самостоятельной работы по дисциплине – это овладение навыками работы с нормативными правовыми актами и учебно-методической литературой.
Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом освоения содержания дисциплины и подготовки к экзамену.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, ориентация на индивидуализированное обучение с учетом потребностей и возможностей личности.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Организационно-методическое обеспечение и контроль СРС в СПбУТУиЭ осуществляется на основе Положения «Об организации самостоятельной работы студентов и Положения «О балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов».
Балльно - рейтинговая система является основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестаций). Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.
Студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных конференциях, студенческих конкурсах и т.п. Премиальные баллы учитываются при выведении итоговой оценки.
Студентам следует иметь виду следующее.
Оценка по традиционной системе | удовлетворительно | хорошо | отлично | ||
Оценка по балльно-рейтинговой системе | 61-67 | 68-73 | 74-83 | 84-93 | 94-100 |
Оценка по международной шкале ECTS | E | D | C | B | A |
Если к моменту проведения промежуточной аттестации (экзамен) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения экзамена, студент при условии выполнения в полном объеме программы учебной дисциплины освобождается от его сдачи, а оценка выставляется по результатам текущей успеваемости («автомат» не менее 61 балла).
При этом следует помнить и о цели изучения дисциплины:
− овладении базовыми теоретическими знаниями о государстве и праве, которые пригодятся как для изучения других юридических дисциплин, так и для практической работы;
и о задачах ТГП:
- овладение методологическими основами научного понимания государственно-правовых явлений;
- изучение закономерностей исторического движения и функционирования государства и права;
- уяснении взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и личности;
- освоении понятийного и категориального аппарата теории государства и права;
- пополнении знания о происхождении и сущности государства и права, их роли в развитии цивилизации;
- овладении навыками анализа государственно-правовых явлений и тенденций с позиции современных концепций государства и права.