ОСТ - Общество художников-станковистов




ВОПРОС №13

Русское искусство начала 1920-х годов часто рассматривается сквозь призму авангарда, в результате чего целые его пласты остаются вне поля зрения исследователей. А ведь, при всей своей громкости и ожесточенности, инспирированные художниками авангарда идеологические дебаты нередко носили поверхностный и конъюнктурный характер, являясь, по сути, лишь вершиной айсберга, в основании которого лежало множество самых разных явлений, часто весьма далеких от собственно «авангардной культуры».

 

Увлечение теорией, характерное для художников авангарда, было не изолированным явлением, а органической частью общего процесса, в ходе которого в 1860-е гг. в Мюнхене возникла наука об искусстве, Kunstwissenschaft. Несмотря на безусловную общность теоретических посылок, немецкие историки искусства и художники продолжали, однако, работать в двух различных и мало пересекающихся сферах, и до войны известны лишь отдельные случаи их совместных выступлений. Вплоть до 1920-х годов искусство продолжало быть предметом традиционно раздельного изучения и преподавания для художников («Баухауз»), с одной стороны, и историков искусства и философов (университет), с другой.

 

AXPP-AXP - Ассоциация художников революционной России, с 1928 - Ассоциация художников революции

Массовое объединение советских художников, возникшее в 1922 на базе Ассоциации по изучению современного революционного быта (осн. в 1920). Возникла как противоположное "левым" группировкам авангарда. Ставило задачу максимального приближения искусства к потребностям пролетарского зрителя, стояло на позициях реального отражения советской действительности художественными средствами, понятными народу. Художниками АХРР были выдвинуты лозунги "художественного документализма" и "героического реализма". В целом опиралось на традиции ТПХВ.

В объединение вошли бывшие члены ТПХВ, СРХ, а также ряд молодых живописцев, усвоивших реалистическую школу мастеров старшего поколения. АХРР имела 40 филиалов в РСФСР и других республиках. Ею были организованы 72 выставки по всей стране, а также за рубежом. Ассоциация сыграла большую роль в деле пропаганды искусства в массах.

Членами АХРР были А.В.Григорьев, Б.Н.Яковлев, П.М.Шухмин, Е.А.Кацман, С.В.Малютин, М.И.Авилов, А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, Ф.С.Богородский, И.И.Бродский, В.К.Бялыницкий-Бируля, А.М.Герасимов, М.Б.Греков, Б.Е.Ефимов, Б.В.Иогансон, Н.А.Касаткин, Б.М.Кустодиев, В.Н.Мешков, А.В.Моравов, Е.М.Чепцов, К.Ф.Юон, В.Н.Яковлев и др. Число членов и экспонентов АХРР в разные годы колебалось от восьмидесяти до трёхсот.

В 1928-31 в АХР усилилось влияние ОМАХР, стоявшей на позициях Пролеткульта. Многие художники вышли из Ассоциации, ряд вошел в РАПХ. Существовала до 1932. Центральные органы находились в Москве и Ленинграде.

 

ОСТ - Общество художников-станковистов

Осн. в 1925 в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Д.П.Штеренбергом. В состав ОСТ вошли главным образом ученики его и В.А.Фаворского. Устав зарегистрирован в 1929.

Художники ОСТ заявляли о жизненности станковой картины, легсали программную установку на законченность картины. Все это нашло отражение в названии объединения. ОСТ противостоял АХРР. В основе деятельности обеих группировок лежали различные художественные традиции. Сильнейшей стороной ОСТ была своеобразная экспрессивно-обобщенная живописная стилистика, несущая черты примитива, экспрессионизма, конструктивизма. ОСТовцы утверждали красоту машины и ритмов промышленного труда, которые вместе разрушали основы русской патриархальности (основные темы - индустриализация, спорт, город). ОСТовцы декларировали отказ от отвлеченности и передвижничества в сюжете, от "псевдосезаннизма", ориентировались на художественную молодежь. Значительно отошли от традиций классического реализма.

Среди членов ОСТ - Д.П.Штеренберг (председатель), Ю.П.Анненков, А.Барщ, Г.С.Берендгоф, Л.Я.Вайнер, В.Васильев, П.В.Вильяме, К.А.Вялов, А.Д.Гончаров, А.А.Дейнека, М.Доброковский, Н.Ф.Денисовский, И.В.Ивановский, А.Н.Козлов, И.В.Клюн, И.Кудряшев, Н.Н.Купреянов, А.А.Лабас, С.А.Лучишкин, В.Люшин, Ю.А.Меркулов, Е.К.Мельникова, Ю.И.Пименов, А.Я.Тышлер, Н.Шифрин, В.В.Эллонен и др. ОСТ объединяло более тридцати художников.

Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства. Об-во организовало четыре выставки (1925, 1927 - две, 1928) и в 1929-30 участвовало в двух крупных передвижных всесоюзных выставках. В 1931 в ОСТе происходит раскол, в результате которого отошли две группы художников - ОСТ-14 и ОСТ-20. В 1932 об-во распалось. Часть б. членов вошла в "Изобригаду", часть - в "Октябрь".

 

 

"Четыре искусства" - Общество художников

Осн. в 1925 в Москве. Объединяло художников разных поколений и творческих пристрастий, начиная от мастеров "Голубой розы" и "Мира искусства" и кончая представителями "левых течений".

Основу программы составляло высокое профессиональное мастерство, направленное на достижение выразительной художественной формы, художественного качества. Исходили прежде всего из достижений французской школы, "как наиболее полно и всесторонне развивающей основные свойства искусства живописи". Декларативный лозунг - "художественный реализм".

Устав утвержден в 1928, об-во выпустило декларацию (1930). Организовало четыре выставки (1925, 1926, 1929 - Москва, 1928 - Ленинград). Участвовало в выставках 1929-30 гг.

Членами об-ва были: М.Аксельрод, Е.Бебутова, В.Бехтеев, Л.Бруни, Г.Верейский, Л.Гудиашвили, К.Истомин, И.Клюн, П.Кузнецов, Л.Лисицкий, К.Малевич, А.Матвеев, П.Митурич, В.Мухина, И.Нивинский, А.Остроумова-Лебедева, К.Петров-Водкин, М.Сарьян, Н.Тырса, Н.Ульянов, П.Уткин, В.Фаворский, И.Чайков, А.В.Щусев и др., -за весь период своей деятельности об-во объединяло в своих рядах более 70-ти членов. В 1932 распалось. Часть членов перешла в АХР.

 

"Московские живописцы"

Общество художников, объединившее в 1924 бывших членов "Бубнового валета" и молодых художников из общества "Бытие". Пытались создать новый тип социалистического искусства, пользуясь живописными приёмами "русского сезаннизма". Об-во ставило своей целью соединить новое содержание с понятной изобразительной формой. Первая выставка "М.ж." состоялась в 1925 в Москве, тогда же опубликована декларация. Члены общества: М.Н.Аветов, И.Э.Грабарь, А.Д.Древин, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, скульптор Б.Д.Королев, А.А.Лебедев-Шуйский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмёркин, В.В.Рождественский, Н.А.Удальцова, В.В.Фаворская, Р.Р.Фальк, Г.В.Федоров, И.И.Чекмазов и др. Всего в объединение входило до сорока художников. В 1926 "М.ж." в полном составе вошли в АХРР. В 1927 основное ядро бывших членов вышло из АХРР и учредило ОМХ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: