Цель: научиться производить расчет числа пассажирских поездов, строить диаграмму пассажиропотоков и схему пассажирских поездопотоков.
Последовательность выполнения работы:
1. Изучи пример 4.1.
2. Изучи исходные данные и заполни таблицу 4.4.
3. Составь диаграмму пассажиропотоков (рисунок 4.4).
4. Прими композицию пассажирских поездов (смотри таблицу 4.3).
5. Определи размеры движения, категории и пункты назначения поездов.
6. Построй схему поездопотоков (рисунок 4.5).
7. Сделай заключение по работе.
8. Защити работу.
>
А |
Д |
Г |
В |
Б |
Рисунок 4.1 Схема железнодорожного полигона
Направление А-Д – двухпутный участок, оборудованный автоблокировкой, на котором осуществляется движение местных и дальних пассажирских поездов.
Таблица 4.1
Суточные размеры пассажиропотока дальнего и местного сообщения, пас.
(принимается по последней цифре шифра студента)
Участок | Номер варианта | |||||||||
А-Д | ||||||||||
А-Г | ||||||||||
А-В | ||||||||||
А-Б | ||||||||||
Б-Д | ||||||||||
Б-Г | ||||||||||
Б-В | ||||||||||
В-Д | ||||||||||
В-Г | ||||||||||
Г-Д |
Пример 4.1
На основе исходных данных своего варианта составляется таблица пассажиропотоков между станциями направления А-Д:
|
Таблица 4.2
Пассажиропотоки между станциями направления А-Д
Из на | А | Б | В | Г | Д | Итого |
А | - | |||||
Б | - | |||||
В | - | |||||
Г | - | |||||
Итого |
Составление диаграммы пассажиропотоков
По данным таблицы 4.2 составляется диаграмма пассажиропотоков. Диаграмма составляется только для одного направления движения, так как пассажиропотоки для четного и нечетного направления условно считаются одинаковыми. По вертикали откладываются среднесуточные значения пассажиропотоков, а по горизонтали - расстояние между раздельными пунктами. Таблица и диаграмма служат основой для определения размеров движения и установления пунктов обращения пассажирских поездов. Также из составленной диаграммы можно определить густоту пассажиропотока по участкам направления.
Рисунок 4.2 Диаграмма пассажиропотоков на направлении А-Д
Композиция пассажирских поездов
Таблица 4.3
Композиция пассажирских поездов на направлении А-Д
Схема состава скорого поезда | Схема состава пассажирского поезда | Схема состава местного поезда | ||||||
N ва- гона | Род вагона | число мест | N ва- гона | Род вагона | Число мест | N ва- гона | Род вагона | число мест |
Б | - | П | - | П | - | |||
1/16 | ПЛ | Б | - | Б | ||||
2/15 | ПЛ | 1/18 | ПЛ | 1/18 | О | |||
3/14 | ПЛ | 2/17 | ПЛ | 2/17 | О | |||
4/13 | ПЛ | З/16 | ПЛ | З/16 | О | |||
5Л2 | К | 4/15 | ПЛ | 4/15 | О | |||
6/11 | К | 5/14 | ПЛ | 5/14 | О | |||
7/10 | К | 6/13 | ПЛ | 6/13 | ПЛ | |||
8,9 | К | 7/12 | ПЛ | 7/12 | ПЛ | |||
ВР | 8/11 | ПЛ | 8/11 | ПЛ | ||||
9/8 | СВ | 9/10 | ПЛ | 9/10 | ПЛ | |||
10/7 | К | ВР | 10/9 | ПЛ | ||||
11/6 | К | 10/9 | СВ | 11/8 | ПЛ | |||
К | 11/8 | К | 12/7 | К | ||||
13/4 | К | 12/7 | К | 13/6 | К | |||
14/3 | К | 13/6 | К | 14/5 | К | |||
15/2 | К | 14/5 | К | 15/4 | К | |||
16Л | К | 15/4 | К | 16/3 | К | |||
16/3 | К | 17/2 | К | |||||
17/2 | К | 18/1 | К | |||||
18/1 | ПЛ | |||||||
Всего |
Определение размеров движения, категорий и пунктов назначения поездов
|
Размеры движения дальних и местных пассажирских поездов определяются по формуле:
скорых , (4.1)
пассажирских , (4.2)
где А - среднесуточный пассажиропоток между рассматриваемыми станциями, пас;
- доля пассажиропотока, приходящаяся на скорые поезда (0,8);
- вместимость соответственно скорых и пассажирских поездов, чел.
В качестве исходных данных для определения размеров движения и пунктов обращения поездов используются данные таблиц 4.2-4.3 и диаграммы пассажиропотоков.
Размеры движения определяются для каждой станции направления.
Станция А ежесуточно отправляет 4730 человек. До станции Д следует 1430 человек, из которых часть пассажиров будут следовать в скорых поездах: 1430*0,8/630=2 поезда. Для оставшихся 1430-2*630=170 человек назначим дальний пассажирский поезд, чтобы исключить их пересадку в пути следования. В данном поезде будет 810-170=640 свободных мест, которые будут использоваться для других пассажиров.
|
До станции Г следует 1350 человек на расстояние 970 км, для которых назначим дальний поезд 1350/810 = 2 поезда (2*810-1350 = 270 свободных мест).
До станции В следует 1050 человек на расстояние 570 км, т.е. целесообразен местный поезд: 1050-916=134 человека. Оставшихся пассажиров можно отправить в уже назначенных поездах на свободных местах, допустим в поезде назначением А-Г: 270-134=136 свободных мест.
До станции Б следует 900 человек. Используя свободные места можно отправить 640+136=776 человек. Оставшихся 900-776=124 человека отправим поездом, составленным из 1 почтового, 1 багажного и межобластных вагонов - 124/68=2 вагона. Таким образом, на станции А ежесуточно формируется 7 поездов: 2 скорых, 1 дальний назначением А-Д, 2 дальних назначением А-Г, 1 местный назначением А-В и 1 местный назначением А-Б; всего мест в поездах 4742, свободных 4742-4730=12 мест.
Станция Б ежесуточно отправляет 2650 человек. До станции Д следует 1200 человек. Часть пассажиров отправим в транзитном поезде А-Д на свободных местах - 1200-640=560 человек. Для их перевозки целесообразно назначить дальний поезд Б-Д: 810-560=250 свободных мест.
До станции Г следует 800 человек, для которых назначим местный поезд – 916-800=116 свободных мест.
До станции В следует 650 человек. На свободных местах можно отправить: 136 чел (поезд А-Г), 250 человек (поезд Б-Д), 116 человек (поезд Б-Г), всего 502 места. Для оставшихся 650-502=148 человек назначим местный поезд, сформированный из I почтового, 1 багажного и 148/68=2,1=3 межобластных вагонов. Таким образом, станция Б отправляет З поезда, всего мест 2706, в транзитных поездах 776 мест, свободных 56.
Станция В ежесуточно отправляет 2350 человек. До станции Д следует 850 человек, для их перевозки назначим местный поезд 916-850=66 свободных мест. На станции Г в транзитных поездах освободится 637 мест, из них 134+136=270 мест (поезд А-Г), 250 мест (поезд Б-Д), 116мест (поезд Г-Д).
До станции Г отправляется 1500 человек, на свободных местах отправим: 66+637=703 человека. Для оставшихся 1500-703=797 человек назначим местный поезд, состоящий из 1 почтового, 1 багажного и 797/68=11,7=12 межобластных вагонов. Таким образом, станция В ежесуточно назначает 2 поезда, всего мест 2369, свободных 18.
Станция Г ежесуточно отправляет 1000 пассажиров до станции Д. В транзитных поездах освобождается 432 места, из них 250 мест (поезд Б-Д), 116 мест (поезд Г-Д), 66 мест (поезд В-Д). Для оставшихся 1000-432=568 человек назначим местный поезд, сформированный из 1 почтового, 1 багажного и 568/68=8,3=9 межобластных вагонов.
Составление схемы поездопотоков
По результатам расчетов составляется схема поездопотоков (рисунок 4.3).
Плановая густота | |||||
Расчетная густота | |||||
Всего мест в поездах | Число поездов | Число свободных мест | |||
А Б В Г Д | |||||
2 |
Рисунок 4.3 Схема поездопотоков на направлении А-Д
Выполнение работы:
На основе исходных данных своего варианта составляется таблица пассажиропотоков между станциями направления А-Д:
Таблица 4.4
Пассажиропотоки между станциями направления А-Д
Из на | А | Б | В | Г | Д | Итого |
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
Итого |
1.Составление диаграммы пассажиропотоков
По данным таблицы 4.4 составляется диаграмма пассажиропотоков:
Рисунок 4.4 Диаграмма пассажиропотоков на направлении А-Д
2. Композиция пассажирских поездов
Принимается согласно примеру 4.1 (таблица 4.3).
3. Определение размеров движения, категорий и пунктов назначения поездов
В качестве исходных данных для определения размеров движения и пунктов обращения поездов используются данные таблиц 4.3-4.4 и диаграммы пассажиропотоков (рисунок 4.4).
Размеры движения определяются для каждой станции направления.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составление схемы поездопотоков
По результатам расчетов составляется схема поездопотоков (рисунок 4.5).
Плановая густота | |||||
Расчетная густота | |||||
Всего мест в поездах | Число поездов | Число свободных мест | |||
А Б В Г Д | |||||
Рисунок 4.5 Схема поездопотоков на направлении А-Д
Заключение: _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложения
Приложение 1
Значения нормативных коэффициентов А и Б
Приведенный уклон пути следования отцепов по вытяжному пути в 100 м стрелочной зоны | Значения коэффициентов А и Б при расформировании-формировании составов тепловозами с вытяжных путей, мин. | |
А | Б | |
менее 1,5 | 0,81/0,73 | 0,40/0,34 |
1,5-4,0 | -/0,41 | -/0,32 |
более 4,0 | -/0,34 | -/0,30 |
Примечание: числитель – значения коэффициента при расформировании-формировании составов рейсами осаживания, знаменатель – толчками.
Приложение 2
Коэффициенты В и Е для определения технологического времени,
необходимого на расстановку вагонов в составе согласно требованиям ПТЭ
Коэффициент | число расцепок вагонов в накопленном составе | ||||||||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | ||
В | - | 0,32 | 0,64 | 0,96 | 1,28 | 1,60 | 1,92 | 2,24 | 2,56 | 2,88 | 3,20 |
Е | - | 0,03 | 0,04 | 0,06 | 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,20 |
Приложение 3
Значения нормативов а и b, соответствующих длине полурейсов
длина полурейсов, м | нормативы времени на полурейсы | длина полурейсов, м | нормативы времени на полурейсы | ||
а | b | а | b | ||
до 50 | 0,56 | 0,010/0,014 | 1001-1100 | 2,25 | 0,040/0,074 |
51-70 | 0,64 | 0,012/0,018 | 1101-1200 | 2,40 | 0,042/0,078 |
71-100 | 0,72 | 0,014/0,022 | 1201-1300 | 2,56 | 0,044/0,082 |
101-140 | 0,81 | 0,016/0,026 | 1301-1400 | 2,72 | 0,046/0,086 |
141-200 | 0,90 | 0,018/0,030 | 1401-1500 | 2,89 | 0,048/0,090 |
201-260 | 1,00 | 0,020/0,034 | 1501-1600 | 3,06 | 0,050/0,094 |
261-320 | 1,10 | 0,022/0,038 | 1601-1700 | 3,24 | 0,052/0,098 |
321-380 | 1,21 | 0,024/0,042 | 1701-1800 | 3,43 | 0,054/0,102 |
381-460 | 1,32 | 0,026/0,046 | 1801-1900 | 3,63 | 0,056/0,106 |
461-540 | 1,44 | 0,028/0,050 | 1901-2000 | 3,84 | 0,058/0,110 |
541-620 | 1,56 | 0,030/0,054 | 2001-2200 | 4,06 | 0,060/0,114 |
621-700 | 1,69 | 0,032/0,058 | 2201-2400 | 4,29 | 0,062/0,118 |
701-800 | 1,82 | 0,034/0,062 | 2401-2600 | 4,53 | 0,064/0,122 |
801-900 | 1,96 | 0,036/0,066 | 2601-2800 | 4,78 | 0,066/0,126 |
901-1000 | 2,10 | 0,038/0,070 | 2801-3000 | 5,04 | 0,068/0,130 |
Примечание: числитель – значение b при включенных тормозах в составе, знаменатель – при выключенных.
Приложение 4
Скорость роспуска составов с механизированной сортировочной горки в зависимости от числа вагонов в отцепе
mc/g | vрос, км/ч | mc/g | vрос, км/ч |
Свыше 5 5,00 4,60 4,20 3,90 3,60 3,40 3,20 3,00 2,80 2,60 2,50 2,40 2,30 2,20 2,10 2,00 | Допустимая скорость роспуска 7,08 6,95 6,85 6,75 6,65 6,55 6,45 6,36 6,27 6,18 6,09 6,01 5,93 5,86 5,79 5,72 | 1,90 1,85 1,80 1,75 1,70 1,65 1,60 1,55 1,50 1,45 1,40 1,35 1,30 1,25 1,20 1,15 1,10 1,05 1,00 | 5,66 5,60 5,55 5,50 5,45 5,40 5,35 5,30 5,25 5,21 5,17 5,13 5,10 5,07 5,05 5,04 5,03 5,02 5,01 |
Литература
1. Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. - М.: Маршрут, 2003.
2. Кудрявцев В.А. Организация и управление движением на железнодорожном транспорте. - М.: Академия, 2006.
3. Малыбаев С., БалгабековТ..Организация движения железнодорожного транспорта.- Астана: Фолиант, 2010.
4. Сотников И.Б.. Эксплуатация железных дорог (в примерах и задачах).- М.: Транспорт, 1990.