Мотивация – _________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В процессе мотивации устанавливаются и оцениваются неудовлетворенные потребности; формулируются цели, которые направлены на удовлетворения потребностей; определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.
Таким образом, мотивация базируется на двух категориях: потребности и вознаграждении.
Потребность – ________________________________________________
____________________________________________________________________
Однако потребности сами по себе далеко не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то сделать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, который получил название мотив.
Мотив – _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Одни и те же мотивы у разных людей могут обусловливать неоднозначные действия и, наоборот, идентичные действия могут обусловливаться разными мотивами.
Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносят обладание им, а следовательно стремлением от него избавиться.
Внешние мотивы – обусловлены стремлением человека обладать каким-то не принадлежащим ему объектами или, наоборот – избежать такого обладания.
Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию.
Мотивы, которые формируются у человека под влиянием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов начинают действовать под влиянием стимулов.
|
Стимул – _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Совокупность действий руководителя, направленных на побуждение людей к выполнению задач, стоящих перед организацией, называется стимулированием.
Вознаграждение – _____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Получаемое в результате удовлетворения потребности вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение - это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определенного действия.
Внешнее вознаграждение - это выгоды, предоставленные человеку другим лицом.
Способы мотивации подразделяются на две группы: экономические и неэкономические.
Сущность экономических мотивов заключается в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Существует два вида экономической мотивации: прямая и косвенная.
Прямая экономическая мотивации:
- заработная плата за выполнение основной работы, зависящая от должности, квалификации, стажа, количества и качества работы;
- премия – это наличные выплаты сверх регулярной заработной планы, представляющие вознаграждения за достигнутые результаты;
- комиссионные вознаграждения – это выплаты работникам, обеспечивающиеся определенным уровнем продаж;
- покупка акций предприятия персоналом, представляющая собой программу участия работника в акционерной собственности;
|
- участие в обороте предусматривает, что дополнительный доход предприятия распределяется между работниками по определенной ставке в виде премии и оказывает влияние на степень их трудовой активности;
- участие в прибылях – система выделения предприятием определенной доли его прибыли в качестве вознаграждения своих работников;
- участие в достижении целей – система, аналогичная участию в прибылях, но с одним существенным различием. Вознаграждение работников здесь связано не с общим размером прибыли, а с оптимизацией издержек обращения (производства) в результате достижения определенных показателей по обслуживанию клиентов;
- дополнительные выплаты: оплата праздничных дней, пособия по болезни, повышенная плата за сверхурочную или экстренную работу;
- льготы: компенсация расходов за проезд к месту работы, льготные кредиты;
- материальная помощь;
- финансовая поддержка работников: программа страхования, пособия по безработице, семейные пособия и льготы, дополнительные отпускные пособия, бонусы (крупные единовременные выплаты из прибыли 1 – 2 раза в год);
- пенсионное обеспечение.
Косвенная экономическая мотивации – это мотивация свободным временем. Ее конкретными формами являются:
- сокращенный рабочий день,
- увеличенный отпуск, призванный компенсировать повышенные затраты труда (в сфере науки, образования);
- скользящий или гибкий график работы;
- предоставление отгулов.
Неэкономические мотивы подразделяются на организационные и моральные.
Организационные мотивы включают:
|
- мотивацию целями (люди воспринимают цель предприятия как свою собственную и стремятся к ее достижению; если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения, в противном случае цели перестают быть средством мотивирования);
- мотивация участием в делах предприятия предполагает предоставление работникам права голоса при решении ряда проблем (в основном социального характера), вовлечение их в процесс коллективного творчества, консультирование с ними по специальным вопросам, реальное делегирование им прав и ответственности. Участие в управлении предприятием выражается в функционировании специальных органов, «кружков качества», наблюдательных и рабочих советов предприятия, «рабочих директоров», консультативных групп и пр.;
- мотивация обогащением труда – предоставление более содержательной, важной и интересной работы, с широкими перспективами должностного и профессионального роста.
Моральные мотивы – признание заслуг работника, похвала, критика.