Тема 3. Функции и технология менеджмента
1. Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.
2. Планирование как общая функция менеджмента.
3. Организация как общая функция менеджмента.
4. Мотивация как общая функция менеджмента.
5. Технология процесса управления
Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.
Функция менеджмента – _________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Функции целесообразно классифицировать по признаку места в системе менеджмента:
1) общие функции менеджмента - ________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Общие функции выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К ним относятся: планирование; организация; мотивация; контроль; регулирование.
2) частные функции менеджмента - ______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Количество частных функций управления и их разновидности обуславливаются объемом функциональной деятельности, ее конечными и промежуточными результатами, глубиной разделения труда. К частным функциям относятся: управление коммерческой деятельностью, управление маркетингом, управление закупками, управление сбытом, управление персоналом и т.д.
3) объединяющая функция менеджмента – руководство – пронизывает все управленческие процессы в организации.
|
Процесс управления можно представить в виде совокупности как общих, так и частных функций управления. Каждую общую функцию управления можно представить как совокупность частных функций и наоборот.
Планирование как общая функция менеджмента
Планирование - _______________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Содержание процесса планирования состоит в поиске ответов на три ключевые вопроса:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Виды планов.
1. Одноразовые планы – разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем.
2. Постоянные планы – используются для координации повторяющихся рабочих заданий.
3. Ситуационные планы определяют порядок действий сотрудников предприятия в случаях чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса.
Все цели и планы предприятия имеют определенный временной горизонт. Планы могут быть долгосрочными (период до 5 лет); среднесрочными (1 – 2 года) и краткосрочными (до 1 года).
Подходы к планированию:
1. Традиционный подход предусматривает, что планирование представляет собой только функцию высшего руководства или центральных отделов планирования.
2. Современные подходы:
- децентрализация планирования, или распределение специалистов по планированию по основным подразделениям и отделам фирмы с целью оказания менеджерам помощи в разработке собственных стратегических планов;
|
- периодические собрания менеджеров подразделений для обсуждения текущих проблем и возможностей разработки стратегических планов.
Результат планирования представляет собой набор ориентиров и заданий.
Задания – это планы, имеющие четкие, однозначные, конкретно выраженные цели. Ориентиры – это планы, носящие характер направления действий.
Выделяется три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое планирование – ________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В процессе осуществления стратегического планирования необходимо учитывать следующие аспекты:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Процесс стратегического планирования осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение миссии и целей организации.
2. Оценка и анализ факторов внешнего окружения.
3. Оценка сильных и слабых сторон организации.
4. Разработка стратегии.
Стратегия – ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Базовыми стратегиями являются:
Стратегия роста предполагает значительное ежегодное повышение уровня развития предприятия над уровнем показателей предыдущего периода.
|
Стратегия ограниченного роста предполагает установление целей от достигнутого, но скорректированных с учетом инфляции или других изменяющихся условий внешней среды.
Стратегия сокращения используется, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению. В рамках стратегии сокращения может быть также несколько вариантов: полная ликвидация; отсечение лишнего; сокращение и переориентация.
Стратегии сочетания всех альтернатив.
Тактическое планирование – ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Особенности:
- небольшие периоды времени;
- узкий спектр плановых заданий;
- результатом являются средства и их распределение между заданиями;
- планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;
- основными компонентами являются тактика и политика.
Тактика – ____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Политика – ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оперативное планирование – ___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Основными компонентами оперативного планирования являются процедуры и правила.
Процедуры – описывают действия, которые следует предпринять менеджеру в конкретной ситуации.
Правила определяют порядок действия менеджера в конкретной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный вопрос, а процедуры – на ситуации, для которых характерна последовательность действий.
(например: порядок начисления НДС).
В процессе планирования разрабатываются миссия и цели организации.
Миссия – _____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
Ü целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
Ü сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
Ü философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
Ü возможности и способы осуществлении деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе.
Цели конкретизируют миссию посредством количественной и временной оценки каждого направления деятельности организации.
Цель – _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Цель – это желаемое состояние объекта управления. |
Требования, предъявляемые к целям менеджмента:
1. Конкретность и измеримость.
2. Реальность, достижимость целей.
3. Четко определенный период времени.
4. Гибкость, способность к трансформации и корректировке.
5. Проверяемость.
6. Совместимость целей друг с другом во временном и пространственном отношении.
Организация как общая функция менеджмента
Функция организации может рассматриваться в широком и узком смысле:
Организация в широком смысле – _______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Организация в узком смысле – __________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Базовой категорией в менеджменте являются полномочия, обязанности и ответственность.
Полномочия – ________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.
Обязанность – ________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Обязанности закрепляются за определенной должностью. Следовательно, каждая должность имеет свои обязанности. Однако обязанности могут передаваться и другой должности.
Ответственность – ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Средством, с помощью которого руководитель распределяет задачи между подчиненными, является делегирование.
Делегирование – ______________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу, которое занимает ее в конкретный момент. Особенностью делегирования полномочий является то, что передаче подлежат только обязанности и права, ответственность не делегируется.
Организационная структура – __________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В структуре управления выделяются следующие элементы:
1) Звено или отдел управления – это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. выполняющий определенную функцию.
2) Уровень менеджмента – группа отделов, занимающая определенную ступень в управленческой иерархии.
3) Управленческие отношения между звеньями и уровнями управления
Анализ практики функционирования как зарубежных, так и отечественных предприятий дает возможность выделить определенные виды организационных структур.
Линейная структура управления характеризуется сосредоточением всех полномочий и всей ответственности в руках руководителя каждого уровня. Для нее характерно наличие лишь вертикальных связей. Данная структура используется в основном мелкими и средними фирмами (рис. 1).
Рис. 1 - Линейная структура управления
Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). При этом руководители функциональных подразделений отдают распоряжения подчиненным только в пределах своей компетенции (рис.2).
Рис. 2 - Функциональная структура управления.
Линейно-функциональная структура предполагает, что первому линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Все распоряжения и приказы, исполнители получают только от своего непосредственного линейного руководителя (рис.3).
Рис. 3 - Линейно-функциональная организационная структура
Дивизиональная структура возникла вследствие расширения деятельности предприятия или их диверсификацией. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть отдел».
Рис. 4 - Дивизиональная организационная структура
Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем признакам: по продукту, группам потребителей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления.
Проектная структура – это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее члены – высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, группа распускается: часть специалистов уходит на свои прежние рабочие места, а часть – в новую проектную команду.
Матричная структура создается путем совмещения двух видов структур: функциональной и дивизиональной. Она предусматривает двойное подчинение: руководителю функционального подразделения и руководителю проекта.
Рис. 5 - Матричная организационная структура