Организация как общая функция менеджмента




Тема 3. Функции и технология менеджмента

1. Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.

2. Планирование как общая функция менеджмента.

3. Организация как общая функция менеджмента.

4. Мотивация как общая функция менеджмента.

5. Технология процесса управления

 

Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь.

 

Функция менеджмента – _________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Функции целесообразно классифицировать по признаку места в системе менеджмента:

1) общие функции менеджмента - ________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Общие функции выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К ним относятся: планирование; организация; мотивация; контроль; регулирование.

2) частные функции менеджмента - ______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Количество частных функций управления и их разновидности обуславливаются объемом функциональной деятельности, ее конечными и промежуточными результатами, глубиной разделения труда. К частным функциям относятся: управление коммерческой деятельностью, управление маркетингом, управление закупками, управление сбытом, управление персоналом и т.д.

3) объединяющая функция менеджмента – руководство – пронизывает все управленческие процессы в организации.

Процесс управления можно представить в виде совокупности как общих, так и частных функций управления. Каждую общую функцию управления можно представить как совокупность частных функций и наоборот.

Планирование как общая функция менеджмента

 

Планирование - _______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Содержание процесса планирования состоит в поиске ответов на три ключевые вопроса:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Виды планов.

1. Одноразовые планы – разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем.

2. Постоянные планы – используются для координации повторяющихся рабочих заданий.

3. Ситуационные планы определяют порядок действий сотрудников предприятия в случаях чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса.

Все цели и планы предприятия имеют определенный временной горизонт. Планы могут быть долгосрочными (период до 5 лет); среднесрочными (1 – 2 года) и краткосрочными (до 1 года).

Подходы к планированию:

1. Традиционный подход предусматривает, что планирование представляет собой только функцию высшего руководства или центральных отделов планирования.

2. Современные подходы:

- децентрализация планирования, или распределение специалистов по планированию по основным подразделениям и отделам фирмы с целью оказания менеджерам помощи в разработке собственных стратегических планов;

- периодические собрания менеджеров подразделений для обсуждения текущих проблем и возможностей разработки стратегических планов.

Результат планирования представляет собой набор ориентиров и заданий.

Задания – это планы, имеющие четкие, однозначные, конкретно выраженные цели. Ориентиры – это планы, носящие характер направления действий.

Выделяется три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое планирование – ________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В процессе осуществления стратегического планирования необходимо учитывать следующие аспекты:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Процесс стратегического планирования осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Оценка и анализ факторов внешнего окружения.

3. Оценка сильных и слабых сторон организации.

4. Разработка стратегии.

Стратегия – ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Базовыми стратегиями являются:

Стратегия роста предполагает значительное ежегодное повышение уровня развития предприятия над уровнем показателей предыдущего периода.

Стратегия ограниченного роста предполагает установление целей от достигнутого, но скорректированных с учетом инфляции или других изменяющихся условий внешней среды.

Стратегия сокращения используется, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению. В рамках стратегии сокращения может быть также несколько вариантов: полная ликвидация; отсечение лишнего; сокращение и переориентация.

Стратегии сочетания всех альтернатив.

 

Тактическое планирование – ___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Особенности:

- небольшие периоды времени;

- узкий спектр плановых заданий;

- результатом являются средства и их распределение между заданиями;

- планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;

- основными компонентами являются тактика и политика.

Тактика – ____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Политика – ___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оперативное планирование – ___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Основными компонентами оперативного планирования являются процедуры и правила.

Процедуры – описывают действия, которые следует предпринять менеджеру в конкретной ситуации.

Правила определяют порядок действия менеджера в конкретной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный вопрос, а процедуры – на ситуации, для которых характерна последовательность действий.

(например: порядок начисления НДС).

В процессе планирования разрабатываются миссия и цели организации.

Миссия – _____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

Ü целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

Ü сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

Ü философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

Ü возможности и способы осуществлении деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе.

Цели конкретизируют миссию посредством количественной и временной оценки каждого направления деятельности организации.

Цель – _______________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Цель – это желаемое состояние объекта управления.

Требования, предъявляемые к целям менеджмента:

1. Конкретность и измеримость.

2. Реальность, достижимость целей.

3. Четко определенный период времени.

4. Гибкость, способность к трансформации и корректировке.

5. Проверяемость.

6. Совместимость целей друг с другом во временном и пространственном отношении.

 

Организация как общая функция менеджмента

Функция организации может рассматриваться в широком и узком смысле:

Организация в широком смысле – _______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Организация в узком смысле – __________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Базовой категорией в менеджменте являются полномочия, обязанности и ответственность.

Полномочия – ________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.

Обязанность – ________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Обязанности закрепляются за определенной должностью. Следовательно, каждая должность имеет свои обязанности. Однако обязанности могут передаваться и другой должности.

Ответственность – ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Средством, с помощью которого руководитель распределяет задачи между подчиненными, является делегирование.

Делегирование – ______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу, которое занимает ее в конкретный момент. Особенностью делегирования полномочий является то, что передаче подлежат только обязанности и права, ответственность не делегируется.

Организационная структура – __________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В структуре управления выделяются следующие элементы:

1) Звено или отдел управления – это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. выполняющий определенную функцию.

2) Уровень менеджмента – группа отделов, занимающая определенную ступень в управленческой иерархии.

3) Управленческие отношения между звеньями и уровнями управления

Анализ практики функционирования как зарубежных, так и отечественных предприятий дает возможность выделить определенные виды организационных структур.

Линейная структура управления характеризуется сосредоточением всех полномочий и всей ответственности в руках руководителя каждого уровня. Для нее характерно наличие лишь вертикальных связей. Данная структура используется в основном мелкими и средними фирмами (рис. 1).

 
 

       
   

Рис. 1 - Линейная структура управления

Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). При этом руководители функциональных подразделений отдают распоряжения подчиненным только в пределах своей компетенции (рис.2).

 
 

 

 


Рис. 2 - Функциональная структура управления.

Линейно-функциональная структура предполагает, что первому линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Все распоряжения и приказы, исполнители получают только от своего непосредственного линейного руководителя (рис.3).

 
 

 


Рис. 3 - Линейно-функциональная организационная структура

 

Дивизиональная структура возникла вследствие расширения деятельности предприятия или их диверсификацией. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть отдел».

 
 

 

 


Рис. 4 - Дивизиональная организационная структура

 

Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем признакам: по продукту, группам потребителей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления.

Проектная структура – это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее члены – высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, группа распускается: часть специалистов уходит на свои прежние рабочие места, а часть – в новую проектную команду.

Матричная структура создается путем совмещения двух видов структур: функциональной и дивизиональной. Она предусматривает двойное подчинение: руководителю функционального подразделения и руководителю проекта.

 

 


Рис. 5 - Матричная организационная структура

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: