Описание непосредственных задач и хода прохождения практики




Для перехода на новый, более высокий уровень использования информационно - коммуникационных технологий, необходимо построить процесс управления школой на основе современной автоматизированной системы управления. После анализа предложений в этой области, предпочтение было отдано автоматизированной информационно-аналитической системе «Аверс».

Анализы уровня ИКТ - компетенций сотрудников и информационного обеспечения управления учреждением, изучение материально-технической базы школы, позволили сделать вывод, что на базе данного учреждения возможно использование данной системы, которая разработана информационно-аналитическим центром «АВЕРС», г. Москва. Проект «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением на муниципальном уровне на основе АИАС «АВЕРС»» стартовал в СОШ в декабре 2009 года.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые возможности в управлении школой:

· параллельный ввод персонально ориентированных поручений и заданий;

· регламентация доступа сотрудников к данным;

· формирование индивидуальных списков дел и поручений сотрудникам на определенный период времени;

· обеспечение обратной связи сотрудников с администрацией;

· осуществление контроля за исполнением сотрудниками заданий и поручений администрации;

· ведение персональных листов;

· общий реестр поручений;

· создание базы данных учителей и учащихся;

· составление учебного плана, тарификации, расписания;

· мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков;

· создание различных отчетов, документов и т.п.;

· электронный документооборот.

Основу этой системы составляет автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) АРМ «Директор». Это специализированная информационная система, работающая с базами данных личных дел сотрудников, учащихся школы и их успеваемости, помогающая администрации школы организовывать учебный процесс.

Количество создаваемых автоматизированных рабочих мест зависит от информационного пространства школы, в данном случае были созданы: АРМ учителя-36, АРМ классного руководителя-24, АРМ завуча-3, АРМ администратора-1, АРМ директора-1, АРМ медицинского работника-1, АРМ социального педагога-1. На центральном компьютере размещены базы данных, о которых говорилось выше. Администратор распределяет доступы для каждого из подключенных компьютеров, в зависимости от их назначения. Работа данной системы рассчитана на использование локальной сети всего учреждения. Эта система может функционировать в однопользовательском режиме и в сетевом режиме. Поэтому параллельно с работой по созданию сети, в СОШ началась работа по освоению системы «АВЕРС». Этот процесс можно разделить на этапы:

1. Создание базы данных учителей и учеников

2. Создание рабочих мест: директора, завуча, секретаря, учителя-предметника, классного руководителя, медицинского работника, социального педагога

. Обучение администрации и учителей работе в системе

. Апробация работы системы

Для создания базы данных, в школы была сформирована новая штатная единица - оператор информационной системы. Работа с системой началась с введения информации (создание базы данных) по функциональным подсистемам автоматизированной информационно аналитической системы (АИАС):

Подсистема «Делопроизводство»:

· Хранение и аналитическая обработка следующих видов информации:

· Личные дела сотрудников (личные карточки) в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих кадровый учет в образовательных учреждениях.

· Личные дела учащегося контингента, в том числе с учетом требований определенных в стандартах по ЕГЭ.

· Создание базы данных на все категории детей, требующие сопровождения:

· дети с ограниченными возможностями в здоровье

· дети, находящиеся под опекой:

· дети из категории многодетных семей;

· подростки, требующие индивидуального внимания;

· Составление базы данных на все категории детей, обучающиеся в образовательном учреждение («Социальный паспорт школы»),

· Данные о родителях учащихся, в том числе сведения об их возможностях в оказании помощи учреждению.

Подсистема «Планирование»

· Определение структуры образовательного учреждения.

· Расчет и хранение учебного плана и сетки часов

· Распределение педагогической нагрузки преподавателей.

· Подсистема «Успеваемость»

· Хранение данных об успеваемости учащихся в виде относительных, абсолютных и обобщенных показателей за отчетным периодам (четверть, полугодие, год и т.д.)

· Аналитическая обработка данных в том числе многофакторный анализ

· Представление данных аналитической обработки в виде графиков, диаграмм.

Подсистема «Приказы»

· Формирование и издание приказов по образовательному учреждению в автоматизированном режиме

· использование циклограммы приказов,

· ведение книг приказов по сотрудникам и учащимся школы,

· книги движения учащихся,

· контроль за исполнением требований приказов.

Подсистема «Тарификация»:

· позволяет определять структуру образовательного учреждения;

· вести базу данных личных дел сотрудников с указанием данных, необходимых для расчета тарификации сотрудника;

· производить назначения на должности, контролировать перемещения;

· формировать справочники действующих в учреждении тарифных сеток,

· надбавок и доплат;

· строить статистические отчеты, отражающие качественный состав сотрудников учреждения;

· готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации.

· позволяет рассчитывать учебный план и сетку часов; проводить распределение педагогической и дополнительной нагрузки преподавателям;

· в автоматическом режиме, исходя из информации о структуре учреждения, на основании утвержденных типовых штатных расписаний, составлять штатное расписание учреждения;

· распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей;

· производить назначение сотрудникам надбавок и доплат.

· позволяет проводить тарификацию преподавателей;

· рассчитывать тарификационный список, затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды учреждения.

Подсистема аналитики:

· позволяет проводить анализ состояния учебного процесса по критериям:

- степени обученности;

- качества знаний;

- проценту успеваемости учащихся;

- среднему баллу.

· получать данные, необходимые для анализа объема использования надбавок и доплат в различных типах учреждений;

· рассчитывать требуемый для их реализации объем финансирования;

· оптимизировать условия их применения.

После того, как была готова база данных, необходимо было приступать к созданию автоматизированных рабочих мест. Каждое рабочее место должно быть оснащено следующей техникой: ПЭВМ, принтер, сетевое оборудование, программное обеспечение. Технические и системные требования: процессор типа Pentium, оперативная память не менее 8 Мбайт, свободное дисковое пространство не менее 10 Мбайт. Как видно из диаграммы 1, диаграммы 2, диаграммы 3, технические характеристики процессоров, оперативной памяти и жестких дисков компьютеров школы соответствуют требованиям для работы системы «Аверс».

 


Диаграмма 1.

 

Диаграмма 2.

 

Диаграмма 3.

 

Такие технические характеристики компьютеров школы позволили создать следующие рабочие места:

. Рабочее место администратора и секретаря школы (Блок Делопроизводство)

· Администрирование прав доступа

· Информация о школе

· Расписание уроков

· Успеваемость

· Работа кружков, секция

· Доска объявлений

· План воспитательной работы

· вести личные дела сотрудников, в которых легко можно найти информацию следующего содержания:

общие сведения о сотрудниках, их паспортные данные, сведения об образовании и повышении квалификации, званиях и наградах, стаже работы, должности с датой назначения, сведения об отпуске, воинской обязанности, аттестационный лист и служебная характеристика, данные о составе семьи и дополнительная информация,

· вести личные дела учеников, в которых также легко можно найти информацию следующего содержания:

общие сведения об учащихся, данные о родителях и их помощи оказанной школе, сведения о социальных условиях, состоянии здоровья, сведения о состоянии успеваемости.

· вести учет личных достижений учеников;

· издавать приказы по школе, используя циклограмму приказов, а также книгу движения учащихся;

· используя поисковую систему осуществлять любую выборку из школьной базы данных; в том числе: наполняемость классов, состав учащихся по годам, состав учащихся по полу, количество выбывших учащихся и причины выбытия;

· создавать отчеты школы: ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, унифицированную форму Т-2, личную карточку учащегося.

2. Рабочее место директора.

· Организация переподготовки и аттестации

· Проведение тарификации

· Контроль учебного процесса

· Контроль финансово-хозяйственного состояния

· Контроль исполнения приказов

3. Рабочее место заместителя директора школы (Блок “Планирование”) позволяет:

· определять список предметов и назначать на них преподавателей;

· формировать списки классов и списки групп;

· формировать нагрузку преподавателей, базисный и учебный планы школы;

· проводить тарификацию учителей;

· планировать и проводить итоговую аттестацию, в том числе и в форме ЕГЭ;

формировать данные для анализа состояния учебного процесса и аттестации педагогов.

4. Рабочее место учителя - предметника (Блок “Успеваемость”) позволяет:

· вести учет успеваемости учащихся в виде:

· - электронного табеля ученика;

- в виде обобщенных данных;

· - проводить мониторинг успеваемости.

· -тематическое планирование

· - использование учебно-методических материалов

5. Рабочее место учителя - классного руководителя

· вести учет успеваемости учащихся в виде:

· - электронного табеля ученика;

- обобщенных данных;

· проводить мониторинг успеваемости.

· использование учебно-методических материалов

· планирование воспитательной работы

· тематическое планирование

6.Рабочее место медицинского работника

· Организация и учет прививок.

· Организация и учет результатов диспансеризации.

· Учет текущего состояния здоровья

7. Рабочее место социального педагога

· конкретизация сведений о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в ОУ

· конкретизация данных о категориях семей (составе семьи, жилищно-бытовых условиях, материальном положении и воспитательном потенциале), получающих образовательную услугу в ОУ.

· Проведение патронажа опекаемых и неблагополучных семей.

· Консультирование классных руководителей, выступление на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях.

· составления сводных ведомостей учета питания учащихся в образовательном учреждении

· ведение журнала отчетности.

· составление отчетов.

После того, как были созданы рабочие места, для сотрудников учреждения были проведены курсы по обучению работе в данной системе. Курсы включали 6 занятий, 1-теоретическое и 5 практических. Курсы прошли все 44 сотрудника школы.

Использование в управлении учебным учреждением АИАС «Аверс» обеспечивает оперативность в обработке и выдаче информации, а следовательно, позволяет быстро реагировать на изменившиеся ситуации для принятия управленческих решений. Допустим, произошло снижение учебных результатов в конкретных классах, и это позволяет выявить проблемы на ранних стадиях, ещё до того, как классный руководитель доложит, что в классе за период промежуточной и итоговой аттестации будут выставлены неудовлетворительные оценки.

Система дает возможность увидеть результаты тестирования по предметам в 8-11 классах в виде качественной и количественной характеристики (процент правильно выполненных заданий). При необходимости открывается картина успеваемости по классам и предметам в целом по школе. Результаты по школе дают общую картину качества обучения по предметам Анализ данных показал, что по геометрии в 8 классе относительно низкие результаты по теме «Квадратные уравнения». Вместе с педагогом был проведен анализ ситуации и рекомендовано пересмотреть приемы и подходы в работе над данной темой, руководителю школьного МО предложено обсудить на очередном заседании новые формы и методы обучения.

Программа АРМ завуча помогает в планировании и проведении внутришкольного контроля. Например, в 11 классе запланирован тематический контроль по алгебре. Отпадает необходимость просить у учителя результаты контрольных работ и их анализ, т.к. все это показывает программа «АРМ завуча». Необходимо проверить работу 10 класса по геометрии. Общий показатель по классу 67%. В результатах по ученикам класса видно, что у большинства учащихся процент выполнения заданий достаточно высокий, но у двух учеников низкий. Педагог поясняет, что один ученик не прошел часть тестирований по причине болезни, а другой слабо успевает по данному предмету. В первом случае учитель предлагает ученику подготовится самостоятельно и пройти тестирование во внеурочное время, это может являться и тренировкой перед итоговым контролем знаний. Слабоуспевающий берется на контроль, при разработке для него индивидуальных заданий используется модуль программы «Психологический мониторинг», который показывает интеллектуальные способности ученика, социометрию, а также показатели здоровья.

Ещё одно из направлений, которое реализуется благодаря внедрению ИКТ в практику управления школой, - это повышение профессионального мастерства учителя. Решение этой проблемы невозможно без постоянного отслеживания достижений и систематической оценки результатов деятельности учителя. Для этого ведётся мониторинг профессионального мастерства учителя: учитываются результаты аттестации, участие в разных мероприятиях - школьных и внешкольных, проводится анализ посещения уроков администрацией. Использование ИКТ в работе стимулирует педагогов. Во время аттестации педагогов химии, математики, биологии использовались данные электронного журнала, в объективности которых не приходится сомневаться. Поэтому каждый был мотивирован на то, чтобы пересмотреть собственные подходы к преподаванию предмета, а значит повысить качество полученных учениками знаний.

Данная система позволит отслеживать процесс подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Результаты тренировочных работ оперативно заносятся в электронный журнал. Существует возможность мониторинга этих результатов. Что позволяет принять правильное решение. Если есть необходимость, назначить дополнительные занятия, для ознакомления с результатами работ и мониторингом провести беседы с родителями.

В течение последних десяти лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, касающихся детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все большее значение приобретает ориентация деятельности социального педагога на проблемы жизни ребенка. После составления списка детей из неблагополучных семей, вся информация об их пребывании в учебном заведении (успеваемость, посещаемость) отображается в базе данных. Для обеспечения детей бесплатным питанием, проводится обследование жилищно-бытовых условий и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних, после чего возможно использование шаблона акта обследования, имеющегося в системе «Аверс» (Приложение 12). Ежедневные сведения о посещаемости учеников позволяют оперативно реагировать, выяснять причины их отсутствия или опозданий, По результатам успеваемости, легко определить о каких- либо сложностях в жизни учеников, требующие вмешательства со стороны социальной службы школы. Система позволяет отслеживать занятость детей вне школы. Позволяет автоматически, по введенным данным создавать отчеты, строить диаграммы, графики.

Четко определяется роль социального педагога и место его в социально-педагогической деятельности школы. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. Он изучает и использует нормативно - правовые основы должностного самоопределения. Целью социально-педагогической деятельности является созданий условий для совершенствования возможности ребенка и его окружения в решении проблем в социальной жизни, поэтому социальный педагог выступает в роли наставника, посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, выступает в роли координатора.

Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения. А все данные поможет обобщить автоматическая информационно-аналитическая система «Аверс»

Из вышесказанного можно сделать вывод: грамотное использование информационных технологий в управлении школой - это инструмент оптимизации и автоматизации множества рутинных циклов, несомненно повышающих эффективность управления образовательным учреждением.

 


Выводы и рекомендации

 

В качестве основных перспектив развития школы можно выделить:

. Закупка более современного оборудования автоматизации производства школы;

. Создание собственного сайта предприятия;

. Повышение квалификации педагогов в работе с вычислительной техникой.

Созданием баз данных и ИПС должен заниматься информационный отдел школы. Созданная база данных должна представлять в объективной форме совокупность расчетов, нормативных актов, документов, таблиц, бухгалтерских отчётов и иных подобных материалов. Так же эти данные должны быть систематизированы таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Для более удобного поиска информации рекомендуется создание сайта связанной с базой данных школы, что позволит представить информацию в удобной форме. Так же создаётся информационно-поисковая система. Под ИПС обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) - комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы.

Учителями школы были пройдены следующие курсы:

· «Основы компьютерной грамотности» - 100%

· "Информационно - коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника"- 100%

·."Квалифицированный пользователь ЭВМ"- 63%

· "Интернет-ресурсы на уроках "-54%

· «Мicrosoft Word 2007»,- 30%

· «Использование образовательных Интернет - ресурсов».-34%

Администрация кроме всего перечисленного, еще прошла курсы «Менеджмент в образовательном учреждении». -100 %. В результате этих действий, как видно на гистограмме 1, уровень компьютерной грамотности коллектива вырос с 20% в 1999 году до 100% в 2012 году.

 

Гистограмма 1

 

В школы, как и в любой современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией школы встал вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.

Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работа администрации школы организована с помощью персонального компьютера. Для более эффективного управления создана единая информационная среда, отвечающая следующим требованиям:

банк данных системы содержит максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;

предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях школа решает за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.

Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов.

В школы используют эти и другие возможности стандартной программы (Excel), хранят и обрабатывают информацию по контингенту сотрудников, по учебной и внеурочной деятельности учащихся, по данным социального паспорта школы. Данная программа позволила освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредила возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации стали для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения.

Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволило автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ. Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм.

Внедрение программы Excel в работу администрации школы повысило эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов.

В школы создан следующий материал с использованием программы Microsoft Excel:

банк данных по педагогическим кадрам

банк данных по отслеживанию результатов обучения

банк данных по всеобучу

банк данных о выпускниках школы

банк данных об учениках-участниках олимпиад

банк данных об учителях,

социальный паспорт школы

Использование перечисленных банков данных позволил минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионализма учителей. Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное - это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Учителя - предметники регулярно используют ИКТ - технологии в своей работе. В школы достаточно широко используют ИКТ и в управлении:

· документооборот осуществляется с помощью электронной почты, что позволяет, во-первых: сократить время на движение документа от источника к получателю, во-вторых: перейти к безбумажному способу работы.

· уже 6 лет у школы есть свой сайт. Сайт - это виртуальное представительство в мировом информационном пространстве. Решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в школы, создание определенного мнения об учреждении, которое имеет огромное значение для выбора родителями учебного заведения своим детям. На сайте школы помещается разного рода информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, приказы, новости, информация о мероприятиях). Сайт помогает решать многие социальные задачи. Родители, ознакомившись с учебными возможностями школы, формируют свой социальный заказ на образование своих детей.

· в своей работе администрация пользуется стандартным пакетом Microsoft Office, включающий в себя: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.

· Недостатком является локальная работа каждого пользователя. В школы ведется активная работа по объединению всех компьютеров в единую сеть, с выходом в Интернет.

По данным исследования информационного обеспечения управления школой можно сделать следующие выводы: материально-техническая база и уровень педагогической грамотности коллектива позволяют использовать в управлении школой компьютерные технологии, но данный уровень использования информационно-коммуникационных технологий в управлении учреждением не предусматривает:

возможность обмена информацией между всеми пользователями:

доступ к базе данных для всех пользователей.

централизацию поступающей внешней и внутренней информаций.

ведение электронного журнала.

Объем информации, с которой работает учебное заведение, неуклонно растет, требуются все новые и новые формы отчетов. Требуется единая система информационного обеспечения, построенная на информационном пространстве школы, учитывающая все особенности и возможности данного учреждения

 


Список литературы

 

1. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону, ЗАО "Книга", 2012

. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: