Лекция № 3
Тема: Характеристика профессиональной деятельности и общие компетенции выпускника.
Количество часов: 1 час
Цель: Определить область профессиональной деятельности,
План:
1. Область профессиональной деятельности.
2. Объекты профессиональной деятельности.
3. Виды профессиональной деятельности.
4. Общее определение понятия компетенции.
5. Общие компетенции выпускника.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что являются объектами профессиональной деятельности выпускников?
2. Перечислите виды профессиональной деятельности
3. К каким видам профессиональной деятельности должен готовится системный администратор?
4. Что такое компетенции и зачем они нужны?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
1. https://simfpolyteh.ru/obrazovatel-ny-e-standarty/
Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускников базовой подготовки:
- сопровождение, настройка и администрирование системного и сетевого программного обеспечения;
- эксплуатация и обслуживание серверного и сетевого оборудования;
- диагностика и мониторинг работоспособности программнотехнических средств;
- обеспечение целостности резервирования информации и информационной безопасности объектов сетевой инфраструктуры.
Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников базовой подготовки являются:
- комплексы и системы на основе аппаратных, программных коммуникационных компонентов информационных технологий;
- средства обеспечения информационной безопасности;
- инструментальные средства для эксплуатации сетевых конфигураций;
|
- инструментарий поддержки сетевых конфигураций;
- сетевые ресурсы в информационных системах;
- мероприятия технического контроля работоспособности компьютерных сетей;
- первичные трудовые коллективы
Виды профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Сетевой и системный администратор готовится к следующим видам деятельности:
- Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры
- Организация сетевого администрирования
- Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры.
4. Общее определение понятия компетенции.
Для ответа на эти вопросы вспомним притчу «Работник и барин»
Один работник зашел к барину и говорит:
— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?
Барин смотрит в окно и говорит:
Барин смотрит в окно и говорит:
— Вижу я, кто—то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди—ка, посмотри.
Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.
Пошел работник. Снова входит.
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!
Вышел работник. Возвращается снова.
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, почем?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.
Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.
В этот момент входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.
|
Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?!!
Вопрос: Чем Иван отличался от другого работника и почему Барин платил Ивану больше?
1. Иван понимал, что нужно делать, знал, как выполнить работу и умел делать, то, что от него требовалось – т.е., Иван имел профессиональные знания, умения, навыки – умение анализировать ситуацию, проводить переговоры.
2. У Ивана были развиты личностные качества, необходимые для выполнения работы – наблюдательность, коммуникативные навыки, аналитические способности.
3. Иван был инициативен, умел принимать решения, четко объяснял свои действия, т.е. у него были соответствующие развиты модели поведения.
4. И еще – Иван хотел работать, т.е. у него были сформированы мотивы и установки.
Другими словами, Иван был компетентен в своем деле и у него были развиты компетенции, необходимые для выполнения данной работы.
На профессиональных сайтах и в профессиональных изданиях идут споры относительно понятий «компетенция» и «компетентность». На практике эти два понятия часто объединяют.
ЧТО?
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это результаты, которые определяют эффективную работу, то есть те аспекты работы, в которых человек является компетентным (напр., выполнение работы бухгалтера, начальника отдела продаж и т.п.). Компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается.
КАК?
КОМПЕТЕНЦИИ — это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (например, лидерство, коммуникации и пр.). Считается, что термин «компетенция» был впервые введен Уайтом в 1959 г., который определил компетентность как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой».