Насека
Знак атаманской власти у казаков в виде длинной трости-посоха из суковатого или гладкого дерева с набалдашником и наконечником. На неё нанесены узоры-
Бунчук
Древко до 2,5 м с шаром или остриём на верхнем конце, с привязанными конским хвостом и двумя серебряными кистями, служившее в старину знаком власти казачьего атамана, украинского или польского гетмана, турецкого паши. Бунчук - знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению, в походе и бою находился рядом с атаманом. В мирное время обычно хранился в церкви. Выносился только по праздникам — как подтверждение значимости праздника и свидетельство присутствия на нём атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали войсковые и полковые штандарты.
Знамя
Знамя (стяг) - определённого цвета (или сочетания цветов) и размера широкое полотнище, укреплённое на древке, - официальный символ государства, какой-либо организации, воинской части и т. п. Первоначально знамя в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою, но такое значение давно уже утрачено. Осталось значение внутреннее: как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на знамя как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают. Отсюда - постепенная замена одного общего войскового знамени отдельными знамёнами тактических войсковых единиц. Знамя воинской части - её честь и слава. Потеря знамени - потеря чести. Приобретение неприятельского знамени всегда составляло и составляет для победителя величайшую славу.
Штандарт, прапор
Полковое знамя кавалерийской части. Полотнище штандарта квадратное, по размеру меньше обычного знамени. Древко штандарта прикреплялось ременной петлёй к руке всадника и к стремени. В казачьих частях полковые знамёна часто называли прапорами - значками.
Печать
Знак удостоверения документа, придания ему юридической силы. Новообразованному Войску верных казаков была изготовлена специальная печать, передана при ордере Г. А. Потёмкина от 13 мая 1788 г. В нём он сообщил: «По высочайшему Их Императорского Величества
Главная войсковая печать — большой железный овал, покрытый серебряной пластинкой с нанесёнными изображениями. На печати вырезано изображение вооружённого казака со знаменем в левой руке. Знамя с двумя извивающимися хвостами (двукосичный значок) имеет на полотнище четырёхконечный крест с расширяющимися концами, называемый в геральдике прямым каноническим или укороченным лапчатым. Правой рукой казак держит ружьё. Он одет в короткую куртку с разрезными, заброшенными за спину рукавами. По краю печати - круговая надпись: «Печать коша войска верных казаков».
Понятно, что императорскую печать нельзя было использовать суетно и беспорядочно на малозначащих документах. В Туле были заказаны две копии большой войсковой печати, одна из них хранится в нашем музее. Помимо войсковых печатей фабричного изготовления использовались печати кустарной работы. Они сохраняли форму овала, были нескольких размеров. Одна из таких кустарных печатей хранилась в музее Кубанского казачества в США, вместе с другими регалиями она возвращена на Годину.
В состав регалий вошли Печати старых запорожских куреней - Минского, Шкуринского, Пашковского. На первой из них центр композиции занимает щит, на двух других - изображение четырёхконечного креста.
Старая запорожская традиция - изображать на печатях казака - сохранялась в Черноморском войске всего 14 лет. В 1801 г. высочайше указано: «Войску черноморскому употреблять печать, каковая в войсках Его Императорского Величества быть положена». Так попал на казачью печать российский герб.
История герба Кубанской области
Герб - исторически сложившийся символ, истоки его связаны с тотемизмом. Первоначально появление таких символов было произвольным и не имело преемственности. Ещё в период первобытно-общинного строя члены рода, имевшие своим покровителем зверя - сородича- прародителя, в качестве амулета, оберегающего человека, носили его изображение (целиком или часть). Постепенно с появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы также использовались воинами как защита- оберег и средство устрашения врага. Наносились они на щиты и шлемы воинов.
Особое значение гербы-символы получили в период феодализма (XI-XII вв.). Во времена крестовых походов гербы приобрели значение индивидуального определительного знака. Позднее подобный герб стал своеобразным удостоверением личности и происхождения рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. В это время родовые и индивидуальные знаки отличия, получив распространение в среде европейского Рыцарства, начали складываться в определённую систему.
Но определённым правилам, их присваивали не только родам, фамилиям и отдельным лицам, но и государствам, частям их территорий (княжествам, городам, областям). Основная цель территориального герба - дать в условном и доступном зрительном восприятии символе представление о территории, её населении, истории, общественном устройстве и статусе.
Автор первых городских символов на Кубани - профессор архитектуры инженер-майор И.Д. Черник. Он разработал эскизы гербов Тамани и Екатеринодара.
Герб Тамани официально утверждён 30 января 1848 г. Интересно, что до 1849 г. она обладала своеобразным статусом, не имея самостоятельного управления (управлялась из соседней станицы Ахтанизовской), Тамань называлась «городом» - «единственно по историческому значению».
Герб Тамани изображался в виде щита, разделённого крестообразно на четыре равные части.
В первой части на серебряном поле - княжеская корона в форме шапочки пурпурного цвета, украшенная золотом и драгоценными камнями, с крестом на верхушке и меховой отделкой понизу. Эта геральдическая фигура олицетворяла Тамань конца X-XI века, когда она была центром Тмутараканского княжества.
Во второй части герба на золотом поле возвышалась крепостная стена («приморская над водой крепость») красного (червлёного) цвета (красный цвет – символ мужества, храбрости, неустрашимости), символизирующая роль Тамани в охране южных морских рубежей. За крепостью располагалась огнедышащая сопка: сопки часто встречаются на Тамани.
Третья часть герба служила напоминанием о рыбных богатствах Тамани - серебряная рыба осетровой породы на голубом поле.
Долгое время соляные промыслы Таманского полуострова обеспечивали этим ценным продуктом практически всю Кубань. И то нашло отображение в виде трёх белых бугров соли на красном поле четвёртой части герба. Зелёная кайма, украшенная золотыми шестиконечными звёздами (21 звезда - по числу станиц Таманского округа), окружала щит. В сентябре 1849 года император Николай I утвердил герб г. Екатеринодара. Главная часть герба - щит в виде прямоугольника, разделённый прямым крестом на четыре равные части. В первой и четвёртой частях на золотом поле (золото — символ богатства, могущества, справедливости и милосердия) изображена крепость красного цвета с открытыми воротами.
Над крепостью возвышается чёрный двуглавый орёл с московским гербом на груди. Во второй и третьей частях на серебряном поле (серебро — символ чистоты и благородства) помещены по два (в каждом поле) лазурного цвета
знамени с вензелями - начальными буквами имён императорских особ (Е - Екатерины II, П - Павла I - во второй части, А - Александра I и Н - Николая I - в четвёртой части), жаловавших знамёнами Черноморское казачество за заслуги перед Отечеством.
Между знамёнами размещались атаманская булава и два бунчука. Посредине щита помещён малый щит («сердце»), на красном поле которого располагалась буква Е - Екатерина II и дата - 1794 (в этом году за Екатеринодаром формально закреплено положение столицы Черноморского казачьего войска). Основной щит окружает зелёная кайма с 59 золотыми шестиконечными звёздами - по числу казачьих станиц в Черноморском войске. Венчала щит золотая городская корона в виде обруча, образованного городскими стенами с зубцами и тремя башнями. Щит поддерживают два черноморских казака (щитодержатели): один - в форме эпохи Александра I, другой - в форме, утверждённой Положением о Черноморском казачьем войске 1842 г.
Символика екатеринодарского герба соответствовала административной принадлежности Екатеринодара к числу российских городов, а также его положению войскового города, которым он был до 1867 г.
В феврале 1860 г. в связи с организацией новой административно-территориальной единицы - Кубанской области " возникла необходимость иметь собственный герб. Несколько позже был поставлен вопрос об изменении герба г. Екатеринодара в связи с изменением его положения: в 1867 г. в городе введено гражданское правление.
В 1868 г. проект нового екатеринодарского герба был готов. В основу его были положены элементы герба 1849 г. щит разделён горизонтально на две части. В верхней (более узкой) части щита на золотом поле располагался императорский орёл, грудь которого украшал московский герб, окружённый цепью ордена Андрея Первозванного. В нижней части щита на зелёном поле - золотая крепость с двумя башнями и открытыми воротами в центре. Над воротами между башнями располагалась атаманская булава - между двумя серебряными бунчуками на золотых копьях. Щит венчала городская золотая корона в виде башни с тремя зубцами. Снизу щит окружали два золотых колоса, перевитых лентой красного цвета. Колосья показывали: основное занятие жителей города - земледелие и хлеботорговля. Однако по невыясненным причинам новый герб Екатеринодара - не был утверждён.
31 января 1874 г. император Александр II утвердил герб Кубанской области. Герб был близок проекту герба Екатеринодара, сделанному бароном Б. Н. Кене в 1868 г. В справочнике-атласе фон Винклера «Гербы Российской империи», изданном в 1899 г. в Санкт-Петербурге, дано следующее описание герба Кубанской области:
«Герб Кубанской области высочайше утверждён 31 января 1874 г. В зелёном щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами 11 чёрными швами; над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же Древках. В золотой главе щита чёрный возникающий орёл, веющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнею царскою короною и украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровской лентой. За щитом накрест положены четыре лазоревых знамени, украшенных золотою бахромою, и с таковыми же окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями короновальными вензельными изображениями Имён Их Величеств: императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I и в середине штандарт с вензелевым изображением Имени Его Императорского Величества Александра II».
Знамёна не случайно несут вензельные изображения этих царских особ. Именно они награждали знамёнами Кубанское казачье войско - за участие в войнах, которые вела Российская империя. Войн было много. Черноморские казаки участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг., Русско-польской войне 1792-1796 гг., Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., Русско-персидской войне 1804-1813 гг., Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., Русско-персидской войне 1826-1828 гг., Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Русско-польской войне 1830-1831 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. и Кавказской войне 1817-1864 гг. За участие в этих войнах Черноморскому (Кубанскому) войску пожалованы Георгиевские и простые знамёна. Среди них: знамёна с надписью «За веру и верность» (пожалованы в 1788 г. и в 1792 г.), знамя с надписью «Благодать оному» (пожаловано в 1801 г.), знамя с надписью «Верноподданному Войску Черноморскому за 50-ти летнюю верную, усердную и храбрыми подвигами ознаменованную службу» (пожаловано в 1843 г.) знамя с надписью «За храбрость и усердие при переправе через Дунай Российских войск в 1828 году, постоянную преданность и отличную службу» (пожаловано в 1844 г.)» два знамени с надписью «За храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок в 1853» и другие а также значительное количество полковых знамён.
Учитывая, что Кубанская область, как и Кубанское казачье войско, была образована в царствование императора Александра II, именно его штандарт занимает центральное место.
Герб Кубанской области как административно-территориальной единицы Российской империи просуществовал до революционных событий 1917 г.
В годы революции и Гражданской войны кубанские органы власти отстаивали идею автономного существования Кубани. С апреля 1917 г. по март 1920 г. власть на Кубани находилась фактически в руках казачьего правительства. За это время у власти сменились три атамана (генералы А. П. Филимонов, Н.М. Успенский, Н.А. Букретов) и пять председателей правительств (А. П. Филимонов, Л. Л. Быч, Ф. С. Сушков, П. И. Курганский, В. Н. Иванис). Для этого времени было характерно не только противостояние между белыми и красными, но и между сторонниками независимой Кубани и приверженцами идеи единой и неделимой России.
В сложных условиях гражданского противостояния Кубань пыталась отстаивать свой — третий путь. Главным было - мир и благосостояние населения Кубани, политические пристрастия отходили на второй план. Не случайно для казаков была характерна поговорка: «Мы не большевики и не кадеты, мы — казаки-нейтралитеты». Стремясь спасти население Кубани от ужасов Гражданской войны, кубанское правительство пыталось отстаивать идею самостоятельного существования края.
5 декабря 1918 г. в условиях Гражданской войны Кубанская чрезвычайная краевая Рада издала постановление, оно гласило:
«Кубанская чрезвычайная краевая Рада созыва 1918 года объявляет.
Кубанское казачество, горцы и коренное население сел и городов Кубанского Края, вынесшие из испытаний революции устои порядка и народоправства, стоят перед необходимостью устроения родного Края собственными усилиями.
Отсутствие государственного единства и общероссийской власти, продолжающаяся в центре России анархия и затянувшаяся борьба с нею властно диктуют населению Кубани необходимость самостоятельно упрочить государственность в пределах Края.
Мысля себя неразрывно связанными с Россией, единой и свободной, население Кубани твёрдо стоит на прежней своей позиции: Россия должна быть федеративной республикой свободных народов и земель, а Кубань - отдельной составной её частью.
Ныне же Кубанский Край, стоя на пути государственного строительства, сохраняет за собою всю полноту государственной власти в пределах Края и управляется органами, составленными его населением, согласно настоящему Положению».
Стремление к независимости требовало своего организационного оформления в виде знаков (символов) независимого государства - герба, флага, гимна.
10 февраля 1919 г. Кубанская Законодательная Рада приняла, а войсковой атаман А. П. Филимонов на основании 42-й статьи Временного положения об управлении Кубанским краем утвердил нижеследующее постановление о флаге Кубанского края, опубликованное 6 марта 1919 г. в «Вольной Кубани» за № 52:
«Флаг состоит из цветов: синего, малинового и зелёного. Расположение цветов (сверху): синий, малиновый, зелёный. Соотношение цветов: ширина двух крайних цветов равна ширине среднего».
Учитывая стремление к единению всего населения Кубани в годы братоубийственной Гражданской войны, кубанский флаг должен был олицетворять единство славянского неказачьего населения Кубани (синяя полоса), Кубанского казачества (малиновая полоса) и горцев-мусульман (зелёная полоса). Центральное место (более широкая полоса) занимал малиновый цвет - цвет запорожцев, составивших костяк Кубанского казачества, являвшегося цементирующей основой всего населения Кубани.
18 мая 1919 г. Кубанская Законодательная Рада приняла новый герб и печать Кубанского края (законопроект № 59, п. 3). Герб - щит с изображением пограничной вышки, в нижней части щита - две скрещенные шашки и офицерский кинжал. За щитом расположены накрест знамёна и атаманская булава.
Гимн
В дореволюционный период истории Кубани ни область, ни Кубанское казачество не имели своего официального гимна. Однако имелась песня «Ты Кубань, ты наша Родина» - она фактически исполняла роль гимна.
Автор слов песни «Ты Кубань, ты наша Родина» - походный священник 1-го Кавказского полка Константин Образцов. Впервые её текст был опубликован в журнале «Кубанский казачий вестник» 12 июля 1915 г. за №28. В октябре 1915 г. она была опубликована в небольшом сборнике стихов под названием «Плач Кубанских казаков». В 1916 г. песню напечатали в «Сборнике славы кубанцев». Песня получила распространение, распевалась во всех казачьих частях кубанцев, сосредоточенных на русско-турецком фронте. По мнению известного кубанского краеведа В. Бардадыма, музыку к песне написал композитор и дирижёр Кубанского войскового симфонического оркестра Михаил Феликсович Сиреньяно. Скорее всего, Сиреньяно сделал обработку уже имевшейся народной мелодии, получившей распространение.
На заседании Кубанской краевой рады песня «Ты Кубань, ты наша Родина» впервые исполнена 12 декабря 1917 г. - в момент обострения обстановки, вызванного острой дискуссией членов Рады. После этого часто заседания Рады завершались её исполнением. Исполнялась она и в особенно торжественных случаях.
Песня «Ты Кубань, ты наша Родина» стала своеобразным неофициальным гимном Кубанского казачества- На заседании Законодательной Рады 14 декабря 1917 г> председатель правительства Л. Быч, вспоминая предыдущее заседание Рады, отметил: «Мы два дня тому назад пережили трогательные минуты, когда сердца отцов и детей раскрылись. Сыны дали клятву словами и в песне- гимне выразили свои чувства».
14 декабря песня была опубликована в газете «Вольная Кубань» за № 126. В феврале 1919 г. острый спор между линейцами и черноморцами, разразившийся во время заседания краевой Рады, был прекращён после совместного исполнения песни «Ты Кубань, ты наша Родина». Сообщая об этом в газете «Вольная Кубань» 19 февраля 1919 г., её редактор, член краевой Рады Фёдор Фендриков писал: «С этим мощным гимном казачество будет продолжать своё победное шествие навстречу голубеющим далям великого будущего Родины - Кубани и многострадального отечества - России. Да потонут в этом могучем кубанском гимне личная злоба, жалкая политическая интрига, споры и раздоры! И да вернётся к нам раз спасшее Кубань единение!..»
Ни Кубанская Рада, ни краевое правительство в период своего существования (октябрь 1917 г. - март 1920 г.) не зафиксировали факт признания песни гимном. Подобное положение сохранялось и в период эмигрантского существования Кубанского казачества. Это видно из приказа Кубанского войскового атамана В. Г. Науменко от 25 февраля 1921 г. за № 14, изданного в Константинополе:
«Песня эта неоднократно играла историческую роль в Жизни Кубанского казачества... По возвращении кубанцев в родной край из 1-го Кубанского похода песня эта пелась во всех торжественных моментах жизни кубанцев. Ввиду отсутствия у нас гимна и ввиду того значения, которое приобрела песня «Ты Кубань, ты наша Родина», приказываю впредь до рассмотрения этого вопроса в Кубанской краевой раде, считать её войсковой песней и пение её сопровождать почестями, присвоенными народ, ному гимну»