Произведения на народные темы в русской классической музыке




Кл. Музыкальное отделение, Четверть 3, урок 5

Преподаватель: Плюснина Т. В.

Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com

Группа (понедельник)до 15.02.2021 г.

И 4 группа (четверг) до 18.02.2021 г.

Сольфеджио

Канон

 

В музыке термин "канон" означает одну из форм музыкального произведения, в которой один голос повторяет тему другого, вступая позже него.

Послушаем как это звучит

https://www.youtube.com/watch?v=gxA2nLKNp08

(Следите за бабочкой, она показывает вступление мелодии в разных голосах).

Так, что же такое канон?.... один голос повторяет тему другого, вступая позже него. Запомните!

 

Разучи песню «Веселый музыкант».

1.Перепиши в тетрадь.

 

 


2.Прохлопай ритм песни, проговаривая ритмослоги.

3.Проговори ноты в ритме(просольмизируй)

4.Настройся в тональности Ре-мажор. Спой тоническое трезвучие.

5.Спой песню с тактированием.

6.Проверь себя, проиграй песенку на инструменте

7. Транспонируй мелодию в тональность До-мажор.

 

 

Слушание музыки

Произведения на народные темы в русской классической музыке

Творчество композиторов- классиков неразрывно связано с народной песней. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».

С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.

Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.

В народных песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально – поэтическому виду народного творчества относят и древние былины.

Неоднократно обращался к народной песне М.И. Глинка. С народным творчеством он близко познакомился еще ребенком, когда заслушивался чудесными сказками и песнями своей няни, Авдотьи Ивановны. Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском, где в дни народных праздников и в свободное от работы время парни и девушки водили хороводы. А в соседнем селе, у своего дяди, маленький Глинка любил слушать народные песни в исполнении небольшого оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов. Народное искусство окружало композитора в течение всей его жизни.

М.И. Глинка. Вариации на тему народной песни «Среди долины ровныя».

В народном напеве Глинку привлекла плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувства. В песне выражается настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=T_zFxyiGBe0

Тихо и задушевно звучит у Глинки начало произведения. К мелодии песни незаметно присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.

По- разному варьирует дальше композитор тему песни в каждой из пяти вариаций, он обогащает ее развитие виртуозными приемами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными. А заканчивается произведение стремительной и виртуозной пятой вариацией.

«Камаринская» — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки.

Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве. Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, которые добавляются при каждом новом проведении темы. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре. «Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою «Камаринскою», всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фортепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая» Позже князь Владимир Одоевский посоветовал Глинке назвать произведение «Камаринская».Форма произведения — двойные вариации.

https://www.youtube.com/watch?v=kApoAeW5A_g

 

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»).

А теперь познакомимся с целой оркестровой картиной, которая называется «Три чуда» это программное произведение. Его можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. В ней композиторразличными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки

В симфонической картине «Три чуда» сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами темы. Радостно звонкая и затейливая тема города Леденца. Затем звучит изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», которую «высвистывает» флейта пикколо (тема белочки). Ее «оттесняют» фанфары, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота, возникает тяжеловесная тема шествия тридцати трех богатырей. Как бы удаляясь, она стихает, а фанфары возвещают о появлении царевны – Лебедь. Мелодия с прихотливыми изломами, постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну. Все темы сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор.

 

https://www.youtube.com/watch?v=0OINk1aGX2M

Вопросы и задания.

1. Перечислите основные виды народных песен.

2. Напишите в тетрадь об отношении русских композиторов- классиков к народной песне и их произведения, в которых встречаются народные песни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: