Кл. Музыкальное отделение, Четверть 3, урок 5
Преподаватель: Плюснина Т. В.
Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com
Группа (понедельник)до 15.02.2021 г.
И 4 группа (четверг) до 18.02.2021 г.
Сольфеджио
Канон
В музыке термин "канон" означает одну из форм музыкального произведения, в которой один голос повторяет тему другого, вступая позже него.
Послушаем как это звучит
https://www.youtube.com/watch?v=gxA2nLKNp08
(Следите за бабочкой, она показывает вступление мелодии в разных голосах).
Так, что же такое канон?.... один голос повторяет тему другого, вступая позже него. Запомните!
Разучи песню «Веселый музыкант».
1.Перепиши в тетрадь.
2.Прохлопай ритм песни, проговаривая ритмослоги.
3.Проговори ноты в ритме(просольмизируй)
4.Настройся в тональности Ре-мажор. Спой тоническое трезвучие.
5.Спой песню с тактированием.
6.Проверь себя, проиграй песенку на инструменте
7. Транспонируй мелодию в тональность До-мажор.
Слушание музыки
Произведения на народные темы в русской классической музыке
Творчество композиторов- классиков неразрывно связано с народной песней. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».
С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.
Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.
|
В народных песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально – поэтическому виду народного творчества относят и древние былины.
Неоднократно обращался к народной песне М.И. Глинка. С народным творчеством он близко познакомился еще ребенком, когда заслушивался чудесными сказками и песнями своей няни, Авдотьи Ивановны. Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском, где в дни народных праздников и в свободное от работы время парни и девушки водили хороводы. А в соседнем селе, у своего дяди, маленький Глинка любил слушать народные песни в исполнении небольшого оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов. Народное искусство окружало композитора в течение всей его жизни.
М.И. Глинка. Вариации на тему народной песни «Среди долины ровныя».
В народном напеве Глинку привлекла плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувства. В песне выражается настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека.
https://www.youtube.com/watch?v=T_zFxyiGBe0
Тихо и задушевно звучит у Глинки начало произведения. К мелодии песни незаметно присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
По- разному варьирует дальше композитор тему песни в каждой из пяти вариаций, он обогащает ее развитие виртуозными приемами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными. А заканчивается произведение стремительной и виртуозной пятой вариацией.
|
«Камаринская» — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки.
Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве. Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, которые добавляются при каждом новом проведении темы. Обе темы абсолютно контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру и фактуре. «Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенскою плясовою «Камаринскою», всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фортепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая» Позже князь Владимир Одоевский посоветовал Глинке назвать произведение «Камаринская».Форма произведения — двойные вариации.
https://www.youtube.com/watch?v=kApoAeW5A_g
Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»).
А теперь познакомимся с целой оркестровой картиной, которая называется «Три чуда» это программное произведение. Его можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. В ней композиторразличными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки
В симфонической картине «Три чуда» сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами темы. Радостно звонкая и затейливая тема города Леденца. Затем звучит изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», которую «высвистывает» флейта пикколо (тема белочки). Ее «оттесняют» фанфары, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота, возникает тяжеловесная тема шествия тридцати трех богатырей. Как бы удаляясь, она стихает, а фанфары возвещают о появлении царевны – Лебедь. Мелодия с прихотливыми изломами, постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну. Все темы сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор.
|
https://www.youtube.com/watch?v=0OINk1aGX2M
Вопросы и задания.
1. Перечислите основные виды народных песен.
2. Напишите в тетрадь об отношении русских композиторов- классиков к народной песне и их произведения, в которых встречаются народные песни.