Лекция 3.
Язык и речь связаны как содержание и форма. Всякий живой язык не может существовать в «чистом виде», он существует и функционирует только в форме живой речи, устной или письменной.
Язык – явление общественное; это знаковая система, являющаяся достоянием коллектива и предметом истории. Не может существовать отдельно взятого языка индивида; именно язык объединяет людей в языковые коллективы, например, в нации. Социуму принадлежат и компоненты языковой системы:
1) языковой инвентарь (собственно языковые знаки: звуки, буквы, морфемы, слова);
2) правила использования языковых знаков – грамматика.
Речь – формы использования языка индивидом в различных ситуациях общения; это деятельность говорящего, связанная с употреблением средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе. В сравнении с языком речь имеет следующие отличительные признаки:
1) речь, как последовательность вовлеченных в нее слов, отражает опыт говорящего человека, поэтому она индивидуальна; она обусловлена контекстом, условиями общения, т.е. ситуативна, вариативна, может быть спонтанна и неупорядоченна;
2) речь конкретна, материальна, неповторима, актуальна; она развертывается во времени и реализуется в пространстве;
3) речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке (она интегративна); в отличие от языка она менее консервативна, более динамична и подвижна.
Речь, с одной стороны, принципиально зависит от языка, поскольку использует уже известные языковые средства. В то же время ряд внешних физических (акустических) характеристик речи, например, темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеет к языку прямого отношения.
|
Речевой акт – индивидуальное и каждый раз новое употребление языка; это психофизический процесс связи между говорящим (адресант, референт) и слушающим (адресат, реципиент). Речевой акт осуществляется в три этапа:
1) говорение (писание),
2) восприятие (слушание или чтение),
3) понимание.
С точки зрения теории коммуникации речевой акт рассматривается как элементарная единица речевого общения.
Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, непосредственного или опосредованного контакта между людьми при помощи языка, выступающего в роли коммуникативного кода.
Речевая деятельность – целенаправленное употребление языковых средств в процессе речевого общения.
Речевое поведение – использование языка в определенных коммуникативных ситуациях, в многообразии жизненных обстоятельств. Речевое поведение регулируется речевым этикетом.
Речевая коммуникация – это процесс передачи, приема, освоения и создания новой информации в ходе речевого общения.
Этот процесс может быть представлен в виде трёхэлементной структуры: адресант – сообщение (референция) – адресат. Речевая коммуникация происходит в определенном контексте (ситуации общения) с использованием определённого кода. В предложенной структуре под сообщением понимается сам текст, представленный в виде языковых знаков, т. е. акустических сигналов (при устном общении) или графических символов (при письменном общении).
Само по себе сообщение как материальное воплощение речи некоммуникативно (например, если собеседники не понимают друг друга или текст вообще не имеет смысла); коммуникативная сторона сообщения представлена референцией – содержанием сообщения.
|
Адресант – отправитель сообщения, референт.
Адресат – получатель сообщения, реципиент.
Код – язык или его разновидность, которым пользуются участники общения. Речевая коммуникация возможна в том случае, если код известен, понятен и доступен и адресанту, и адресату.
Контекст (ситуация общения) – внешние обстоятельства, в которых происходит речевая коммуникация и которые обусловливают особенности передачи сообщения и характер референции. Речь может обладать различной степенью обработанности, оформленности. Наименьшей степенью оформленности характеризуется «внутренняя речь» (планирование и контроль «в уме» речевых действий, беззвучная речь «про себя»). Устная речь предстает как высказывание, оформленное в соответствии с законами языка. Вместе с тем здесь возможны некоторые отступления от строгих грамматических норм, что обусловлено неподготовленностью, спонтанностью устной речи. Высшей степенью обработанности обладает письменная речь, речь-текст. Таким образом, эстетические оценки, т.е. оценки совершенства формы, применимы в первую очередь к данному виду речи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1) Подготовить конспект лекции (переписать основные мысли в тетрадь в линейку для конспектов или распечатать материал, подчеркнув главные мысли по тексту лекции).
2) Составить вопросы для опроса по тексту лекции (не менее 5 вопросов, чтобы задать одногруппникам).
3) *Подготовить презентацию по тексту лекции и прислать на почту natalasamarina@yandex.ru до начала занятия, приготовиться к ее защите на занятии.
*задание для претендующих на более высокий балл.