МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы»
Красное-на-Волге
2017 г
Общие требования к организации производственной практики
по ПМ «Педагогическая деятельность»
Программа производственной практики по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» является составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (углубленной подготовки при очной форме получения образования) по основным видам профессиональной деятельности: педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО) и соответствующих профессиональных компетенций.
Производственная педагогическая практика проводится на 4 курсе в 7 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий (концентрированно).
Прохождение производственной педагогической практики является необходимой основой для подготовки к квалификационному экзамену.
Педагогическая практика занимает важное место в системе профессиональной подготовки преподавателя, являясь связующим звеном между теоретическим обучением студента в ОУ и его самостоятельной педагогической деятельностью.
Целью производственной педагогической практики является формирование целостного представления о профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении; создание условий для развития профессиональных качеств и психических свойств личности будущего специалиста, а так же развития интереса у студента к педагогической деятельности.
Задачами производственной педагогическойпрактики являются создание условий для:
· закрепления, расширения, углубления и применения на практике теоретических знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин, блока дисциплин предметной подготовки;
· приобретения умений планирования, проведения и анализа учебного занятия;
· развития коммуникативных умений в отношениях со всеми субъектами образовательного процесса;
· закрепления навыков исследовательской деятельности (педагогического наблюдения, анализа и оценки продукта деятельности обучающихся, тестирования и др.), умений фиксировать результаты педагогических исследований;
· формирования рефлексивных умений через самоанализ, взаимоанализ о степени готовности к работе с обучающимися.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы производственной педагогической практики по ПМ «Педагогическая деятельность» должен:
иметь практический опыт:
составления конспектов уроков в области искусства и технологии;
передачи обучаемым основных художественно-технических приемов исполнительского мастерства.
уметь:
включать теоретические знания из области психологии и педагогики в практическую преподавательскую деятельность;
применять различные формы организации учебной деятельности;
формировать межличностные отношения и внутригрупповые взаимодействия в профессиональной деятельности;
пользоваться специальной литературой и источниками;
применять учебно-методические материалы по обучению исполнительскому мастерству;
разрабатывать учебные образцы по конкретным видам ДПИ;
анализировать технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания на уроках, сравнивать эффективность применяемых методов, форм и средств обучения;
грамматически, лексически, стилистически правильно, свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме;
оформлять учебный материал, согласно предъявляемым требованиям.
знать:
основные категории педагогики;
основные функции психики и психологию личности;
содержание и методы обучения в декоративно-прикладном искусстве;
общие формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
методы и способы обучения художественно-техническим приемам изготовления изделий ДПИ;
профессиональную терминологию;
специальную литературу по художественной педагогике в ДПИ.
Для прохождения практики студенты направляются в образовательные организации в сроки, предусмотренные планом учебного процесса факультета.
Производственная педагогическая практика студентов по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» (углубленная подготовка) проводится на базе Красносельского филиала ФГБОУ МГХПА им. С.Г.Строганова. Студенты-практиканты могут, по разрешению заместителя директора по УВР и руководителя КУХОМ, проходить практику по месту жительства в образовательных организациях (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, ДШИ, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО). В этом случае студент обязан не менее чем за неделю до начала практики сообщить и предоставить справку-вызов в КУХОМ в учебную часть, содержащую следующую информацию: наименование образовательного учреждения, адрес образовательного учреждения, данные руководителя практикой (ФИО, стаж работы, категория).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
· базой учебной педагогической практики может служить лицензированное учебное заведение с правом осуществления образовательной деятельности;
· руководство практикой должен осуществлять учитель, имеющий квалификационную категорию не ниже первой.
Студенты-практиканты должны провести на базе образовательного учреждения 5 уроков по соответствующему направлению профессиональной деятельности. Если студент проходит практику в ОУ, где нет возможности по учебному плану провести 5 уроков данной направленности, то возможна следующая замена:
· 2-3 урока данной направленности
· Остальные часы заменяются проведением внеклассных мероприятий, дополнительных занятий (например, учебные занятия в группе продленного дня) соответствующей направленности.
Содержание производственной практики по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»
Этап ПП | Содержание работы | Срок, объем часов | Формы отчетности | |
Организационный этап | 1. | Деление на творческие микрогруппы, определение педагога для руководства ПП. Определение базы и учителя-наставника. | По расписанию до начала практики | Списки групп |
2. | Участие в установочной конференции (ознакомление с задачами, содержанием практики, оценочным инструментарием, формой отчетности, знакомство с нормативно-методическими документами) | Посещение конференции | ||
Рабочий этап | 1. | Посещение показательных уроков учителей-наставников, знакомство с рабочей программой учителя, материально-техническим и методическим оснащением учебных занятий | Неделя практики, 36 часов | Составление календарно-тематического плана |
2. | Консультация у учителя-наставника по организации и проведению уроков | Конспект урока (черновой вариант) | ||
3. | Заверка конспектов уроков у учителя-наставника | Конспект урока (чистовой вариант), дидактическое обеспечение урока | ||
4. | Проведение уроков по расписанию | Проведение урока и выставление отметок за урок, анализ урока с учителем | ||
5. | Оформление дневника | Оформление записей в дневнике, анализ урока | ||
Итоговый этап | 1. | Сдача документации по практике: аналитический отчет студентов установленной формы, дневник, характеристика с места практики, ведомость с отметками | Первые два дня на первой недели после практики | Отчет установленной формы |
Самостоятельная работа студента: | ||||
Рабочий этап | 1. | Оформление документации по практике, ведение дневника | ||
2. | Разработка конспекта урока | |||
3. | Работа с источниками, в т.ч. с ИКТ-технологиями | |||
4. | Подготовка отчета установленной формы | |||
5. | Планирование своей деятельности в течение всего периода практики | |||
ВСЕГО: | 36 ч |