Выручка от реализации продукции




Выручка от реализации продукции (услуг) – это денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Выручка от реализации продукции не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее необходимо произвести отчисления - вычесть все текущие затраты на производство и реализацию продукции, т.е. себестоимость. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода – прибыли.

В первую очередь происходит возмещение материальных затрат, затем износа основных производственных фондов (амортизационные отчисления), потом выплачивается заработная плата и отчисления на социальные нужды.

На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

1)в сфере производства – объем производства, качество и ассортимент продукции, ритмичность выпуска и т.д.;

2)в сфере обращения – ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, соблюдение условий договора, уровень цен, формы расчетов (наличная, безналичная) и т.д.;

3)не зависящие от деятельности предприятия – нарушения договоров поставщиками, недостатки в работе транспорта, несвоевременность оплаты.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной продукции (Q), исходя из действующих цен (Р) без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (для экспортируемой продукции – без экспортных тарифов). НДС и акцизы хотя и включены в цену товара, но не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет.

 

Вр = Q × Р

 

 

Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Рентабельность

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, который предприятия получают непосредственно после реализации продукции в качестве вознаграждения за вложенный капитал и риск предпринимательства. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений из выручки в бюджет и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.

Таким образом, когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, значит, удалось только возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротства.

Прибыль на единицу продукции определяется как разница между оптовой ценой этого изделия и удельными затратами на производство и реализацию.

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на сырье, материалы, топливо и энергию, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, определенно зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, эффективность финансового планирования.

Прибыль выполняет следующие функции:

· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, т.е. отражает конечный финансовый результат;

· обладает стимулирующей функцией, т.е. прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия (реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью);

· является одним из источников формирования бюджетов различных уровней.

 

 

Классификация видов прибыли:

 

1. По видам хозяйственной деятельности различают прибыль:

- от основной (операционной) деятельности;

- от инвестиционной деятельности;

- от финансовой деятельности.

2. По составу включаемых элементов бывает:

- маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

- общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов по кредитам и налогов (брутто-прибыль);

- прибыль до налогообложения – это сумма, остающаяся после выплаты процентов кредиторам;

- чистая прибыль – сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и полученную в результате чрезвычайных ситуаций.

4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством (государственные учреждения СКС: кинотеатры, сфера образования и т.д.).

5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую.

7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, остальное – на потребление.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия, является чистая прибыль. За счет нее инвестируется развитие производства, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого возрастает в условиях рыночной экономики. Предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения, такие, как фонды накопления (производственного, научно-технического и социального развития) и фонды потребления (материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели. Важное значение имеет дивидендная политика предприятия (если это акционерное общество), т.к. дивиденды выплачиваются из чистой прибыли.

В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете ее плановой величины необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль.

Прибыль по товарной продукции планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции (себестоимости товарного выпуска):

 

Пт.п. = Цт.п. – Ст.п.,

где Цт.п. – действующие цены на товарную продукцию (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), руб.

Ст.п. - полная себестоимость товарной продукции, руб.

 

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается так:

 

Пр.п. = Вр.п. – Ср.п.,

где Вр.п. - выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), руб.

Ср.п. – полная себестоимость реализуемой в предстоящем году продукции, руб.

 

Эффективность деятельности организации – это относительный эффект, результативность производственного процесса в сопоставлении с затраченными ресурсами, обеспечившими получение этого эффекта. Результативность производственного процесса оценивается либо ростом доходов, либо снижением затрат, что также характеризуется доходностью либо снижением производственного или финансового риска.

Таким образом, эффективность деятельности организации характеризует ее доходность, которая может быть выражена в двух измерениях:

· абсолютном (величина прибыли) – т.е. эффект;

· относительном (показатели нормы прибыли или рентабельности).

В общем виде рентабельность определяется как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - активам, обороту, выручке, издержкам, капиталу.

На основе показателей доходности принимаются решения о вложении денежных средств, делаются оценки эффективности капитальных вложений.

Если организация получает прибыль, она считается рентабельной.

Рентабельность предприятия (общую рентабельность) определяют как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных производственных фондов, %.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками:

 

Роб. = (Прибыль до выплаты налогов и процентов / Валовая выручка) ×100.

 

Рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции, %.

Рентабельность изделия – отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия, %.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: