Фильм 8. Посвящение хаосу (1943-1945)




 

1943 год, свинг - символ свободы в Европе во время войны.
В Америке - другая свобода: новые ритмы, свежая гармония, больше простора для импровизации. Вели за собой Чарли Паркер и Дизи Гилеспи. Желание быть художниками.
Из-за войны джаз музыка не распространялась в массы.

Основа джаза - индивидуальность, что противоречит основам нацизма.
Осень 1941 захвачена почти вся Европа, пострадала Англия. Джаз не удалось подавить. Он процветал в подполье, как символ сопротивления.
В самой Германии любители джаза собирались тайком.
В 1942 Гёббельс приказал министерству пропаганды создать собственный радио оркестр играющий американский свинг с подложенным новым ядовито-антисемитские текстом.
«Снова война, и снова прибыль, и снова еврейские штучки. Кто-то бьется, кто-то дерётся, а мы потираем ручки» (отрывок из песни).
Группа музыкантов «Гетто-свингерс» участвовала в пропагандистском фильме о якобы хорошем отношении к евреям. А «в знак благодарности» их отправили в лагерь смерти Освенцим.

«Убить Джима Кроу»


«Самолеты полетели далеко за океан, только негров почему-то не берут в аэроплан»

Американские негры хотели расправиться с главенством белых и завоевать демократию во всем мире.

Филипп Рэндольф
В 1941 году Филипп Рэндольф, президент братства ж/д носильщиков, обещал повести марш протест на Вашингтон, если Франклин Рузвельт, не позволит чёрным работать на оборонных предприятиях.
С этим требованием согласились, но армию так и не удалось сделать единой.

Расизм укреплялся

Чарли Паркер, Диззи Гилеспи и другие молодые джазовые музыканты, стали мишенями для белых полицейских и служащих, которым не нравилось, что они хорошо одеваются, уверены в себе.

«Мне из армии повестка пришла, воевать пришла пора. Только в армии все та же, черно-белая игра»
«Давайте убьём Джима Кроу»

«Улица»

В конце 20х - начале 30х романисты, поэты,газетчики воспевали Гарлем, как американский рай.

21 апреля 1943 года

Клуб Савой закрылся из-за того, что там танцевали чёрные и белые вместе.
Гитлер одержал победу в Нью-Йорке и начал введение сегрегации. Начались волнения.
В августе насилие пришло и в Гарлем. Репутация Гарлема, как опасного места для белых.

Сердце джаза билось уже в другом месте - в квартале старых домов на вэст сайде. На 52 улице, между 5 и 6 авеню.

Музыканты прозвали этот квартал «Улица»
7 квартальных клубов:
«Джимми Раннц», «Моникс», «Знаменитая дверь», «Прожектор», «Дрок», «Даун бит», «222».
Играли разные стили джаза, все разом: традиционный джаз нового Орлеана, свинг, новые эксперименты Паркера, Гилеспи и их друзей.

В «Конюшнях Келли» играли Рэд Аллиан и Хидди Хоттон, «222» -Арт Тэйтум, в «Знаменитой двери» Каунт Бэйси.

На Диззи Гилеспи однажды набросились, за то, что он шёл со светлокожей негритянской.


«Некоронованная королева» - Билли Холидей.


Она была очень популярна, но в то же время сильного нрава.
В 1941 вышла замуж за наркоторговца и стала употреблять. Когда умерла её мать, её песни начали меняться. Песня «Моё одиночество»
«Мне ужасно одиноко, и преследуют жестоко. Воспоминания прежних дней, мне ужасно одиноко»

 


«Мы должны быть свободными»

Дюк Эллингтон


Все годы войны, Дюк Эллингтон управлял своим оркестром. Они постоянно гастролировали, исполняли свинг.

Сам Эллингтон беспрерывно сочинял.
Песню «Одиночество» он написал за 20 минут, в очереди
«Фантазию про чёрных и загорелых» - в такси
«Настроение в цвете индиго» - за 15 минут, в ожидании пока мать приготовить ужин.

Дюк Эллингтон ни с кем близко не общался. Он умел слушать, наблюдать и понимать окружающих. Так же тонко он чувствовал своих музыкантов. Оркестр «состоял из личностей»
«Концерт для кути(куди?)»

В оркестре Эллингтона абсолютно не было дисциплины, но им удавалось безупречно играть. Рекс Стюарт.

Американские негры не любят идти за кем-то следом. Но Дюку Эллингтону это удавалось. Он сталкивал исполнителей лбами, а потом давал им обоим партии. В итоге оба прекрасно играли.
В оркестре Эллингтона не было лучшего музыканта, равно как и первого смутьяна, чем его великий тенор-саксофонист Бен Вебстер по кличке «грубиян».
Самое известное его соло в пьесе «Кролик». Это одна из популярнейших джазовых тем всех времён, которая играла на всех джемах. Конечно, она вдохновляла танцоров.
Эллингтон стремился разрушать каноны. Один из них - запись на пластинке более 3х минут.
23 января 1943 года, Эллингтон с оркестром выступил в «Карнеги холле» с композицией длинной в 44 минуты. Сборы с этого концерта, шли в пожертвование раненным русским солдатам.
Эллингтон стоял у истоков свинга, но теперь старался расширить его границы.
Он написал сюиту в 3х частях «Черные. Коричневые. Бежевые. Музыкальная параллель истории негров в Америке».

Здесь отображена работа негров на плантациях и в полях.
1 часть - «В полях»
Отражала тяжелый труд
2 часть - «Приди в воскресенье»
Религиозный элемент, ощущение жажды свободы и желания общаться с богом.
3 часть - «Объявлено об освобождении рабов»
Темп ускорился, чувствуется всеобщее ликование.

В тот вечер в «Карнеги холле» была Элеонора Рузвельт.

Дюк Эллингтон сражался за свободу. Он настоящий композитор, музыканты считали честью играть с ним. «Современный американский Бах».

Луи Джордан обожал играть в джаз оркестрах и петь блюз. Но большие оркестры стали потихоньку отмирать, начиналась эпоха Боба.
«Джазмены играли в основном для себя, мне же хотелось играть для людей» - говорил он.
Он создавал комедийные хиты. «Блюз пустился в пляс»

Новая музыка - ритм энд блюз.

Для Жана Поля Сарта, Бориса Виана - джаз способ борьбы с конформизмом. Джаз создали чёрные. Война с режимом, основанным на расизме.


Джаз во Франции.

К 1943 году нацисты запретили само слово «джаз».
Бросив вызов, парижские музыканты просто поменяли название и продолжили играть свинг.
Бесстрашные фанатики джаза, именовали себя «Зазу». Так называлась энергичная джазовая пьеса в исполнении идола Кэба Калувэя.
Французы не могли видеть американских джазменов и боготворили своих исполнителей, включая виртуоза, гитариста Джанго Райенхонда.

 

Джанго Райенхонд
Райенхорг родился в цыганском таборе и до 20 лет не имел понятия о джазе. В 1930 году кто-то поставил ему пластинку Луи Армстронга, это его поразило до слез и он обещал научиться играть также.
Он научился играть так быстро, что вскоре с французским скрипачом Стефаном Грателли возглавил собственный квинтет.
В годы войны Джанго стал лучшим джазменом Парижа. Его левая рука была сильно покалечена во время пожара, но это ему никак не мешало.

Джанго вводил в свой джаз элементы цыганской музыки, объединял гитару со скрипкой, это было новаторством.

Во времена свинга хороших музыкантов было много. Все они были абсолютно свободны, их не ограничивали ноты. Джаз - музыка свободы.

Дэйв Бробок

Его отец хотел, чтобы он стал скотоводом. Но Бробок обожал джаз и мечтал играть в оркестре Бени Гудмона.
В 1942 закончил учебу, отправился в пехоту, женился на знакомой студентке.
Летом 1944 отправился в Европу участвовать в боевых действиях.

Г. Верден. Концерт в грузовике. У них не хватало пианиста. Бробок вызвался, его заметил полковник и сказал ему собрать оркестр.

 

В оркестре Дейва Бробок «Волчья стая» не было сегрегации, в отличии от армии США.
Однажды оркестр играл прямо на линии фронта, их зрителя пришлось прям там отбиваться от немецкой атаки.

«Волчья стая» оставалась в составе 3 армии Паттона до 8 мая 1945 года. Все это время там играли люди с разным цветом кожи.

По возвращении «Волчьей стаи» в Америку, оказалось что там все оставалось по прежнему.
Однажды, в Техасе, они остановились пообедать. И их отказывались обслуживать в кафе. Они стояли прямо у двери в кухню.
Один из них даже заплакал: «Я через такое прошёл. И вот я вернулся в США и даже не могу есть вместе с вами? Ради чего я был на фронте?».

Джекки МакЛин:
«Среда, в которой живёт музыкант, оказывает влияние на его творчество. Все ускорилось и музыка тоже.»

Чарли Паркер
26 ноября 1945 года Чарли Паркер наконец сделал первую запись под собственным именем, для независимой студии грам-записи «Савой».
Дизи Гиллеспи и 19-летний новичок Майлс Дэвис играли на трубах. Гиллеспи иногда подсаживался к фортепиано.
Кёрли Рассел играл на басу, а Макс Роач на ударных.

В тот день записали 4 вещи:
1. «Хвастун Билли»
2. «Обыгрывая риф»
3. «Твой час настал»
4. «Коко»(новая мелодия)

«Коко» - одна из самых поразительных записей в истории джаза. Благодаря этой записи Паркер вихрем ворвался в джаз. В точности, как всех потряс давно - Луи Армстронг.

В Нью-йорке шла революция.
- Мятеж против синих костюмов, которые обязаны были носить оркестранты в оркестрах свинга.
- Культ новой музыки. Сложилось настоящее братство
- Вскоре в город съехались многие другие музыканты. И они услышали Чарли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: