Общее представление о личности. Определение. Структура личности.




Нарушения креативных механизмов. Зрительные, слуховые, тактильные, висцеральные галлюцинации.

Креативные механизмы психики продуцируют образы объектов, ситуаций (имажинации), которые ранее не встречались в опыте субъекта. На это указывает, в частности, и семантика слова "воображение", т. е. создание образа за счет собственных ресурсов человека. Если словом "воплощение" мы обозначаем процесс овеществления, обретения плоти, некоторого образа, идеи, то словом "воображение" мы обозначаем процесс построения самого образа.

Галлюцинации — расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.

Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (акоазмы). Словесные (вербальные) галлюцинации могут быть самыми разнообразными по содержанию: от так называемых окликов (больной "слышит" голос, называющий его имя или фамилию) до целых фраз или даже длинных речей, произносимых одним или несколькими голосами. К слуховым галлюцинациям относятся также комментирующие, когда больной "слышит речи" обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

Зрительные галлюцинации могут быть либо элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени - так называемые фотопсии), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц (зоопсии), предметы или иногда части тела человека и т. д. Подчас это могут быть целые сцены, панорамы, например поле боя, ад со множеством бегающих, кривляющихся, дерущихся чертей (панорамические, киноподобные). "Видения" могут быть обычных размеров, в виде очень мелких людей, животных, предметов и т. д. (лилипутские галлюцинации) или в виде очень больших, даже гигантских (макроскопические, гулливерские галлюцинации). В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ (галлюцинации двойника, или аутоскопические). Иногда больной что-то "видит" позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации).

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода (термические галлюцинации), в ощущении хватания (гаптические галлюцинации), появления на теле какой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному может казаться, будто его кусают, щекочут, царапают.

Висцеральные (соматические) галлюцинации - ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей ("в животе лягушка сидит", "в мочевом пузыре головастики расплодились", "в сердце клин вбит").

Общее представление о личности. Определение. Структура личности.

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

- способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

- темперамент (динамические характеристики поведения),

- характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

- волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

- эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

- мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

- направленность (интересы и склонности в определенных областях),

- ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

- личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

- индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

- подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

- задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

- темперамент и характер.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

- ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

- эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

- суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

- эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

- личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

- коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

- интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

- нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления:

- темперамент,

- характер.

Общее представление о личности. Определение. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Психологическое строение (структура) деятельности по Леонтьеву.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: