Модернизация содержания обучения




Вопрос 3. Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Компоненты содержания обучения.

 

Содержание обучения иностранным языкам – совокупность того, что обучающиеся должны усвоить, чтобы качество и уровень владения изучаемым языком соответствовал задачам данного учебного заведения (в наиболее широком понимании, это всё то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся научиться в процессе обучения.

Содержание обучения иностранным языкам является многокомпонентным.

Содержание обучения включает в себя:

· предметный аспект (соотносится с разнообразными знаниями)

· процессуальный аспект (навыки и умения использовать приобретаемые знания)

Некоторыми исследователями выделяются такие компоненты, как:

1. языковой материал

2. навыки и умения, связанные с оперированием им, тематика, тексты, языковые понятия, характерные для изучаемого языка (Ляховицкий, Миролюбов)

Некоторыми исследователями, в частности Сергеем Филипповичем Шатиловым, предложено также включать всё то, что способствует воспитанию эмоциональной сферы обучающихся этическому и эстетическому воспитанию.

Предметный аспект

Включает:

· сферы общения и ситуации

· темы и тексты

· коммуникативные цели и намерения

· страноведческие и лингвострановедческие знания

· языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический)

Предметный аспект:

1. Отбор учебного материала и других компонентов содержания обучения осуществляется с учётом сфер общения.

2. Сфера общения соотносятся с различными сферами человеческой деятельности.

Выделяют:

1. сфера производственной деятельности человека (соотносится со специальной речью)

2. сфера бытовых отношений (разговорная речь)

3. сфера культурологического общения (художественная и научная речь)

4. сфера общественно-политической деятельности (публицистическая речь)

Каждая сфера общения неотделима от условий, в которых это общение протекает. Выделяют ситуации общения - их определяют как систему внешних, по отношению к человеку, условий и фрагментов действительности, побуждающих его к выполнению действий (официальные, неофициальные, индивидуальные, коллективные, формальные, межличностные). В рамках сфер общения выделяются темы общения, которые будут интересны и полезны учащимся.

Тематический компонент содержания обучения организован, как правило, по принципу спирали - это означает, что на каждой последующей ступени изучения языка тематика повторяется на новом уровне за счёт подключения проблем, актуальных для каждой возрастной группы.

Текст является носителем определённой информации, а также образцом использования конкретного языкового материала в речи.

К знаниям языковых средств общения относятся не только слова и грамматические явления, но и знание основ изучаемого языка как системы, также правила и понятия, которые отсутствуют в родном языке учащихся.

Процессуальный аспект

Включает:

· навыки и умения иноязычного устного и письменного общения (в них входят навыки оперирования языковым материалов, умения в чтении, аудировании, письме и говорении)

· общеучебные навыки и умения (анализировать, обобщать и так далее, вроде метапредметных)

Процессуальный аспект:

Речевые навыки, входящие в качестве элементов в состав речевых умений, включают навыки употребления лексики (лексический навык), грамматики (грамматический навык), навыки техники письма (орфографический навык), а также произносительные навыки.

Речевые навыки представляют собой собственно речевые операции, отличающиеся такими параметрами, как:

· Бессознательность

· полная автоматичность

· соответствие норме языка

· нормальный темп (скорость) выполнения

· устойчивость (А.А.Леонтьев)

Речевые навыки по своей природе представляют собой стереотипные механические образования, которые являются автоматизированными компонентами сознательной речевой деятельности в устной и письменной формах. В своем развитии навыки проходят четыре этапа:

1) ознакомительный (знакомство с языковым явлением и правилами его выполнения);

2) аналитический (сознательное выполнение действие с опорой на правило или инструкцию);

3) стандартизирующий (достижение автоматизма в выполнении речевого действия путем тренировки);

4) варьирующий (дальнейшая автоматизация навыка путем переноса в иные ситуации общения).

Сформировать речевой навык - значит обеспечить обучающемуся возможность правильно строить собственные письменные и устные высказывания и понимать высказывания других людей.

Речевые умения - это умения использовать изучаемый язык как средство общения в различных сферах и ситуациях. Они представляют собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе обучения и носят творческий характер.

Их различают по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Они представляют собой:

1) умения говорить на иностранном языке - осуществлять монологические высказывания и принимать участие в диалогическом общении адекватно целям, задачам и условиям общения;

2) умения целенаправленно понимать информацию как при непосредственном, контактном общении, так и при опосредованном (радио, телевидение и др.);

3) умения письменно передавать информацию адекватно целям и задачам общения, оформляя письменное сообщение в зависимости от его формы (письмо, реферат и т.д.);

4) умения понимать информацию при чтении адекватно целям общения (полное, точное, глубокое понимание, ознакомление с содержанием, просмотр текста и т.д.)

Изучение языка в основном происходит на материале речи: знание слов, их форм, все тонкости семантики могут быть поняты только в речи, в тексте. Слово, основная единица языка, имеющая постоянное значение, все же имеет огромное число смысловых оттенков, зависящих от окружения, от связей. Эти зависимости не укладываются в рамки предложения, требуют привлечения текста, не говоря об интонациях, логических ударениях, паузах, тембре голоса и тд.

Речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного общего речевого механизма (осмысление, опережающее отражение (вероятностное прогнозирование), память). В процессе обучения английскому языку овладение одним из видов речевой деятельности через формирование его механизмов, в частности, осмысления, вероятностного прогнозирования, облегчает овладение другим видам речевой деятельности. Признание этого факта не исключает необходимости специальной, целенаправленной отработки учителем специфического для каждого вида речевой деятельности проявления речевого механизма в речевой деятельности обучаемых.

Принципы отбора содержания обучения:

1. принцип необходимости и достаточности содержания для реализации целей обучения учебному предмету

2. принцип доступности содержания в целом и его частей для усвоения

Модернизация содержания обучения

Согласно ФГОС первого поколения, цель обучения определялась как комплексная реализация практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, и формулировалась в понятиях знаний, навыков и умений, при этом практическая цель выступала в качестве ведущей.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных, образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими УУД (универсальными учебными действиями) и универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Ранее выделялось три компонента содержания обучения:

1. единицы языка и речи (от звука и буквы, до целостного текста) – материальный аспект содержания обучения

2. то, о чем и что мы говорим, читаем, случаем, пишем (темы, проблемы, предметы речи) - идеальный аспект содержания обучения

3. речевые действия с указанными ранее единицами в целях решения учебно-познавательных и коммуникативных задач – процессуальнодеятельностный аспект

Новый аспект – чувства и эмоции, вызываемые воздействием выделенных компонентов содержания и создающие благоприятную обучающую и воспитывающую среду – мотивационный и ценностно-ориентационный аспект. Выделение этого аспекта способствует развитию мотивации учения и ценностных ориентаций школьников.

Изменения также коснулись и планируемых результатов обучения. Учитывая неодинаковые потребности, способности и возможности школьников, а также различные планы на будущее, допускаются разные уровни обученности:

· общеобразовательный или базовый уровень

· повышенный или профильный уровень

При этом выбор уровня обучения остаётся за учеником. Содержание обучения варьируется в зависимости от уровня обученности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: